С января 2011года в силу вступил новый ФГОС. На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования каждое образовательное учреждение разработало свою ООП с учетом типа и вида ОУ, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Важное место в основных образовательных программах ОУ занимает проблема духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В ней пристальное внимание уделяется вопросам формирования личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры.
Учитывая многонациональный состав Российской Федерации, одной из задач духовно-нравственного развития и воспитания является формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Для нашего образовательного учреждения этот вопрос является актуальным, т.к. мы живем и учимся в Республике Башкортостан.
По данным последней переписи населения, на территории Башкортостана проживают представители различных национальностей: русские, татары, башкиры, марийцы, чуваши, мордва, немцы, удмурты, украинцы, белорусы, казахи и т.д.
Обращаясь к истории педагогики, можно сделать вывод, что эта проблема не столь нова. Еще в свое время Я.А. Коменский считал, что познание должно начинаться с предметов и явлений, окружающих ребенка. К.Д. Ушинский ввел термин «отечествоведение». Содержание «отечествоведения» рассматривалось им как комплексная характеристика региона проживания, где общенаучные знания формируются на основе местных особенностей и фактов и, в первую очередь, родного языка.
В первое десятилетие существования советской школы обучение и воспитание строились с привлечением местных материалов. С 1923 года в программы стали вводиться лишь элементы краеведения. В 1989 году появился экспериментальный вариант БУП, нацеленный на помощь школьникам в осознании определенных черт национальной культуры региона. В 1992 году было введено понятие «национально-региональный компонент». Культурные особенности региона, история, языки изучались на отдельных предметах.
Стержнем нового ФГОС стали темы: Родины, малой Родины, этнокультурные особенности, которые раскрываются не через конкретные дисциплины, а рассматриваются на каждом предмете и во всех частных темах, где это представляется целесообразным.
Для современного образования стало актуальным возрождение у обучающихся национального самосознания, патриотизма, гражданственности.
В ОУ лицей № 107 приобщение к народным ценностям начинается с первого класса. Рабочие программы по предметам составлены с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан при возможности их включения в содержание урока. С самых первых дней обучения учителя на своих уроках раскрывают этнокультурные особенности республики. Например, при изучении темы «Слова-названия», педагог использует материал о животных и растениях Башкортостана. На уроках внеклассного чтения параллельно с русскими народными сказками изучаются башкирские народные сказки. При изучении предмета «Русский язык» обучающиеся пишут изложения и сочинения, используя местный материал. Тексты диктантов, также могут содержать информацию о родном крае.
Изучая темы, на уроках «Окружающего мира», дети знакомятся с природными и культурными памятниками своего региона. Широкие возможности раскрытия этнокультурных особенностей представляется возможным на предмете «Технология (труд)», где обучающиеся могут получить представление о декоративно-прикладном искусстве народов. Национальные игры и развлечения являются составной частью любой национальной культуры, поэтому целесообразно знакомить детей с национальными видами спорта, играми на уроках физической культуры, а также во время организации динамических пауз в помещении и на свежем воздухе.
Внеурочная деятельность дает широкую возможность познакомиться с играми, традициями, обычаями, праздниками народов, проживающих на территории республики.
Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен систематически применять на уроках материал, основанный на этнокультурных особенностях своего региона. В качестве примера предлагаем темы сочинений, тексты диктантов, логические задания, которые учитель может использовать в своей педагогической деятельности.
Русский язык.
Темы сочинений:
«Мы такие разные, но мы вместе», «Как зовут тебя, улица?», «Моя семья, моя родня», «Русские и башкирские богатыри», «Мой двор», «Город над Белой», «Живые» точки на карте Башкортостана», «Один день из жизни моего города (села, деревни)».
Тексты диктантов:
1 класс
Мой город.
Мы живем в Уфе. Это наш родной город. Он стоит на горе. Под горой течет река Белая. Уфа – зеленый город. Мы любим свой город!
2 класс
Наша речка.
Весной и летом, осенью и зимой я часто бегаю на речку Уфимку. Там я наблюдаю за жизнью птиц. У реки стучат дятлы. В реке живут караси. По берегам реки растут деревья и кусты. Я и мой дед Карим любим гулять у реки.
3 класс
Сундук.
Раньше в каждой юрте был сундук. Там бабушки хранили платья. Наступали длинные осенние вечера. Бабушка открывала свой сундук и рассказывала, как раньше жили, хлеб растили. И еще она рассказывала о башкирских батырах. Казалось, что сказки бабушка хранит на дне сундука.
4 класс
Наш флаг.
Флаг нашей республики – прямоугольное полотно. Оно состоит из трех полос синего, белого и зеленого цветов. Синий цвет означает ясное небо, белый цвет означает воздух, зеленый цвет означает землю, свободу, вечность жизни.
Внутри белой полосы расположен цветок курая. Это наш национальный музыкальный инструмент. Цветок курая является знаком дружбы.Нефть.
Республика Башкортостан богата полезными ископаемыми. Есть среди них и нефть.
Сырая нефть – одно из самых известных ископаемых на земле. В ходе процесса очищения нефть превращается в более чем две тысячи полезных продуктов. Из нефти производят бензин, керосин, топливные масла. Еще из нефти вырабатывают газ и получают разные вещества. Они необходимы для производства пищи и одежды. Из нефти делают пластмассу, резину, моющие средства.
Контрольное списывание:
Хлеб.
Русское слово «хлеб» произошло от греческого слова «хлебонос». Так в древней Греции назывались глиняные горшки, в которых пекли хлеб.
У каждого народа свой способ приготовления хлеба. Башкирская женщина месит руками лепешку на воде с солью, сажает ее на горячую золу и загребает. Потом втыкает на палочку и держит некоторое время у огня, чтобы корка поджарилась.
Такой хлеб называли «зольным».
Наши обычаи.
Из многих забытых праздников зимой на Руси самым шумных и радостным были святки. По богатству игр и забав ему не было равных.
Молодые люди ходили по улицам и распевали под окнами песни. В песнях прославляли солнце, восхваляли хозяина. Они желали его семье счастья, обильного урожая.
Кумыс.
Раньше все башкиры держали лошадей. Лошадь была не только помощником в хозяйстве, но и давала полезное молоко. Кобылье молоко очень богато витаминами. Молоко наливают в деревянную посуду, называющуюся кобо, и взбивают. Так получают национальный напиток – кумыс.
Кумыс хорошо сохранялся в кожаной посуде хаба. Хабу шили из лошадиной кожи.
Кумыс полезен для тех, у кого больное сердце, легкие или желудок.
Тексты изложений:
Шульган-Таш.
Чудесна природа Башкортостана с густыми таежными лесами, скалистыми горами, голубыми озерами и буйными реками, просторными равнинами имее много достопримечательностей.
На территории Бурзянского района, на правом берегу Агидели, находится знаменитая на весь мир пещера Шульган-Таш. Высота ее входных ворот достигает двадцати метров. А три зала пещеры расположены этажами. На стене одного из них есть рисунки мамонта, диких лошадей, носорога, домика и некоторых вещей повседневного обихода. Эти рисунки сделаны нашими предками несколько тысячелетий тому назад.
Бай и нищий. (башкирская сказка)
Шли бай и нищий по берегу реки и нашли золотой самородок с лошадиную голову. Нашли и растерялись: как находку поделить? Подумал нищий и сказал: «Давай, бай, оба в воду нырнем. Кто дольше под водой выдержит, тому золото и достанется».
Согласился бай. Нырнули оба в воду. Нищий и минуты под водой не пробыл, быстренько вылез на берег, забрал золото и ушел. А жадный бай так на дне и остался.
Математика.
1 класс
1. Реши примеры, расположи ответы в порядке возрастания и узнаешь имя и фамилию известного башкирского писателя и поэта.
3 + 4 – 6 20 – 6 + 2 5 + 5 + 5 14 – 7 + 2 9 + 9 – 5 10 – 2 + 12 |
М А К Т Й М |
12 – 7 + 0 20 – 5 + 2 12 – 6 – 4 18 + 1 – 8 16 – 3 + 6 |
С Р У А И |
1 | 2 | 5 | 9 | 11 | 13 |
М | У | С | Т | А | Й |
15 | 16 | 17 | 19 | 20 |
К | А | Р | И | М |
2. Реши задачу и узнаешь сколько лепестков у цветка курая, который изображен на флаге Республики Башкортостан.
На одном пруду плавало 5 уточек, что на 3 больше, чем на другом пруду. Сколько уточек плавало на двух прудах? (7 уточек)
3. Реши уравнения, ответы расположи в порядке убывания. Расшифруй название столицы РБ. (Уфа)
- х – 2 = 3 (Ф)
- 8 – х = 4 (А)
- х + 4 = 9 (У)
2 класс
1. Составь программу действий, вычисли и узнаешь длину улицы Проспект Октября города Уфы. (10 км)
81 : (11 – 2) · 8 – 9 · (14 : 2) + 1
2. Отгадай башкирскую загадку (КУРАЙ)
Е | 53 – 18 – 16 | |
Я | (67 – 17) : 10 | |
С | (20 – 16) · 4 | |
М | 75 : (80 – 5) | |
Л | 4 : 2 · 5 | |
А | (34 + 43) · 0 | |
Ш | 100 : (22-20) | |
Й | (50 – 6) : 4 | |
Ь | 54 + 6 – 29 |
П | 51 + 9 - 28 | |
О | 36 + 44 - 37 | |
Д | 17 – 9 + 28 | |
Т | 61 – 8 – 40 | |
И | 76 + 9 – 82 | |
Р | 34 + 18 + 20 | |
В | 42 – 6 – 7 | |
Н | 17 + 28 – 39 |
36 | 3 | 13 | 5 | 29 | 32 | 43 | 10 | 19 | 72 | 0 | 16 | 13 | 19 | 13 | |||
32 | 72 | 3 | 6 | 19 | 16 | 19 | 50 | 31 | 36 | 43 | 1 | 43 | 11 | 32 | 43 | 19 | 13 | ||
36 | 3 | 13 | 5 | 29 | 32 | 43 | 10 | 19 | 72 | 0 | 16 | 13 | 19 | 13 | |||
д | и | т | я | в | п | о | л | е | р | а | с | т | е | т |
32 | 72 | 3 | 6 | 19 | 16 | 19 | 50 | 31 | 36 | 43 | 1 | 43 | 11 | 32 | 43 | 19 | 13 | ||
п | р | и | н | е | с | е | ш | ь | д | о | м | о | й | п | о | е | т |
3. Асылыкуль считается самым большим озером РБ. Найди площадь закрашенной фигуры и узнаешь примерную площадь зеркала озера. (≈ 24 км2)
3 класс
1. Реши задачу.
Столицей РБ с 1920 по 1922 год был город Стерлитамак. От Уфы до Стерлитамака по железной дороге 156 км. С какой скоростью должен ехать поезд, чтобы доехать за три часа? (52 км/ч)
2. Найди значение выражения и узнаешь самую высокую точку горы Ямантау, расположенной на территории Республики Башкортостан. Вырази ответ в километрах и метрах (1640 м, 1 км 640м)
(729 · 8 + 729 · 492) : 90 – 2410
3. Длина реки Сим 239 км, длина реки Юрюзань 404 км, длина реки Дема 556 км. Задай вопросы к условию и ответь на них.
4 класс
1. Реши уравнение и узнаешь год основания города Уфы. (1574 г.)
(х : 2 + 152) : 3 = 313
2. Каждый город имеет свой герб. Выполни вычисления и узнаешь, кто изображен на гербе города Уфа.
42 | 74 | 35 | 56 | 234 | 697 |
- 1554 : 37
- 52972 : 76
- 18165 : 519
- 20826 : 89
- 4366 : 59
- 13888 : 248
42 | 74 | 35 | 56 | 234 | 697 |
к | у | н | и | ц | а |
3. Реши задачу и узнаешь в каком веке впервые появилось изображение куницы на гербе города Уфы. (в 17 веке)
Туристы сплавлялись по реке Инзер 30 км со скоростью 6 км/ч, затем отдыхали у Атышского водопада 2 часа. После шли пешком 20 км со скоростью 4 км/ч и 5 часов ехали на электричке. Сколько часов туристы были в пути? (17 часов)
Народные игры.
Башкирская игра «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Татарская игра «Узелки»
В эту игру хорошо играть всем классом. Платок или шарф завязывают в узелок. Все выбирают водящего и садятся в круг на расстоянии 1,5–2 метра друг от друга. Водящий выходит из круга, а игроки начинают перекидывать узелок соседу справа или слева. Тот ловит и кидает тоже в любую сторону. Водящий бегает и старается поймать узелок. Если он даже коснулся узелка, игрок, у которого он был, начинает водить.
Запомните: водящий не может входить в круг. Нельзя дразнить водящего, «играть в собачки» - нужно сразу, получив узелок, перекидывать его другому игроку. Нельзя кидать узелок через центр круга.
Русская игра «Колпачок»
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: «Танцевать заставили»
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Чувашская игра «В цветы»
Половина играющих сидит на корточках по кругу. За спиной каждого стоит игрок. Водящий ходит за кругом и спрашивает у одного из стоящих игроков: «Сколько у тебя цветов?». Тот называет число. Какое число названо, столько раз оба они обегают круг, но бегут при этом в разные стороны. Тот, кто быстрее вернется на прежнее место, касается сидящего игрока и встает позади него, а опоздавший становится водящим.