Общая и главная задача заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов, но нельзя и недооценивать и субъективные факторы, и прежде всего систему педагогического воздействия. Именно целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность обеспечивает формирование и развитие личности.
Все формы руководства процессом воспитания должны быть направлены на организацию коллективной деятельности детей и обеспечение активного участия в ней каждого школьника. Здесь играет решающее значение атмосфера доброжелательности, сочетание уважения и требовательности, единство требований.
Коллективная деятельность создает объективные условия для возникновения взаимных симпатий и устойчивых отношений между детьми.
Формирование потребности в общении друг с другом и отношений умственно отсталых школьников является важной задачей их воспитания.
Только сформировав положительный опыт отношений и поведения у ученика, можно создать ту необходимую почву, без которой словесное воздействие оказывается малоэффективно.
Взаимоотношения учащихся складываются в основном во внеклассной деятельности. Характер этих взаимоотношений в умении детей правильно оценивать своих одноклассников.
Поскольку личные отношения можно регулировать, то я их использую как средство коррекции недостатков развития личности.
Для достижения этой цели стараюсь обеспечить каждому ребенку положительное эмоциональное самочувствие в коллективе одноклассников, как можно более широкие дружеские контакты с одноклассниками и другими ребятами. Если у ребенка не складываются отношения с ребятами, стараюсь установив причины, устранить их, а коллективу показать положительные качества ученика.
Всегда учитываю, организовать формирующее воздействие класса на личность отдельного ученика можно лишь тогда, когда известно на какой основе строятся эти взаимоотношения, какое место занимает то или иной ученик в коллективе.
Чтобы воспитать гуманные чувства и положительные взаимоотношения у подростков с ограниченными возможностями здоровья, я провела много занятий на эту тему. На них я стараюсь рассказать и показать какими качествами должен обладать гуманный человек, какие взаимоотношения приемлемы между людьми. Обязательный упор делаю на то, что настоящий мир жесток, но все еще есть место в жизни великодушию, состраданию, жалости, честности, любви. Занятия такого плана помогают ребятам стать отзывчивыми, сопереживать чужому горю, вызывают желание прийти на помощь.
Воспитательное занятие в 8 классе.
Цель: Познакомить с одним из человеческих пороков – жестокость, раскрыть значение этого слова.
Задачи:
- Познакомить через разбор конкретных ситуаций, как человеческие пороки влияют на жизнь людей.
- Помочь осознать необходимость самовоспитания, избавления от пороков.
- Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, развитие устной речи (обогащение и пополнение словарного запаса через знакомство с новыми словами).
- Воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, желание прийти на помощь человеку, когда ему трудно).
Оборудование: листы бумаги, ручки, загадки, карточки со словами, памятки, презентация.
Ход занятия
Слайд 1 (Что-нибудь продолжает тебя беспокоить?)
I. Организационный момент
– Настрой ребят на восприятие материала.
Слайд 2 (сострадание, жестокость)
Воспитатель. На слайдедва слова, прочитайте их. А сейчас давайте прочитаем их хором. Поднимите руку, если можете объяснить значение этих слов. (Заслушать ответы детей)
Щелчок – значение слова сострадание
Щелчок – значение слова жестокость
Слайд 3
Воспитатель.
А теперь обратите внимание на высказывание Б. Мандевиля
«Тот, кто не имеет сострадания, тот жесток»
– Что хотел сказать Мандевиль? (Заслушать ответы детей)
Правильно, ребята, человек, который не может сопереживать горе другого человека, остаётся равнодушным к горю и несчастью других, тот жесток.
Вот сегодня мы с вами и поговорим об одном из человеческих пороков, а о каком вы должны догадаться сами.
Слайд 4 (Собери слово)
Игра «Собери слово»
Посмотрите, у вас на партах листочки бумаги. Сейчас я буду загадывать загадки, вы их будете отгадывать, а на листочки записывать только первую букву из слова-отгадки.
Например, слово – весна. Какая первая буква? Всем понятно?
Загадки
-
Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф) -
Иголки лежали – лежали,
Да под стол убежали. (Ёж) -
У неё есть пятачок,
Хвостик у неё – крючок,
Знаешь ты, и знаю я,
Что зовут её… (Свинья) -
Это что за зверь таёжный
Полуночный любит мрак
И, как все не свете кошки,
Ненавидит всех собак? (Тигр) -
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Олень) -
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
С пухом, а не птица. (Козёл) -
Утоляет голод мхами,
Хоть укрыла их пурга.
Как лопатами, рогами
Разгребаем мы снега. (Олени) -
Дотого она жирна,
Даже шея не видна. (Свинья) -
Шерсти я имею мало,
Но среди полярных льдов
Жир меня, как одеяло,
Бережёт от холодов. (Тюлень)
(Ребята отгадывают)
А теперь прочитайте, какое слово у вас получилось? (жестокость)
Слайд 5 (Жестокость)
II. Основная часть
1. – Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о жестокости, о человеческом пороке, который стал характерным для людей нашего времени.
– Жестокость. Кому из нас не приходилось сталкиваться с ней в жизни? И это при том, что мы всё время слышим, что надо быть добрыми, надо помогать людям… И тем не менее, жестокость продолжает присутствовать в нашей жизни. Почему так получается?
– Внимательно послушайте отрывок из стихотворения Н. Некрасова и ответите на вопрос: Почему автор называет человека жестоким?
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща
Надрывается лошадь-калека
Непосильную ношу таща.
– В чём проявляется жестокость человека? (Заслушать ответы детей)
Слайд 6
2. А теперь послушайте, что писал один философ, фамилия его Шопенгауэр.
«Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
– Какова основная мысль этого высказывания? (заслушать высказывания детей)
Слайд 7 (Собака…)
Правильно, не может быть добрым тот человек, который жестоко обращается с животными.
– А встречались ли вам случаи жестокого обращения с животными?
– А, может, среди нас есть такие люди? (Разобрать случаи брошенных собак и кошек)
– Как правильно поступить?
Слайд 8
3. Посмотрите на слайд. Перед вами высказывание А.Н. Бердяева
«Всякий жестокий человек, есть человек слабый, бессильный, злой и больной. Сильный человек дарящий, помогающий».
– Какие черты характера присущи жестокому человеку? (заслушать ответы детей)
Слайд 9
4. Задание (Заполни таблицу)
На листочках, где написано
Жестокий человек | Сильный человек |
запишите в столбики слова, которые характеризуют таких людей (Слова вразброс на магнитной доске)
ЖЕСТОКИЙ ЧЕЛОВЕК: безжалостность, беспощадность, великодушие, слабость, щедрость, любовь, бесчеловечность, террорист, террор, честность, сострадание, жестокость.
Щелчок (На слайде показать правильное распределение слов)
Воспитатель. Ребята, если человек безжалостно истребляет животных, ломает ветви деревьев, стреляет птиц, ловит их и держит в неволе, как можно охарактеризовать поступки такого человека?
(Рассуждения детей)
Слайд 10 (Собака 1)
Анализ конкретных ситуаций
5. Одна милая дамочка, врач санэпидемстанции расчувствовавшись, подобрала бездомного щенка, покупала ему противоглистные препараты, шампуни, кормила. Через две недели отвела за город и там её бросила, потому что «псина» была не породистая.
Одна девочка пишет письмо в журнал. «Возвращались мы гурьбой из школы. И вдруг видим на дороге, в лужице крови, лежит красивая, дымчатого цвета, кошка. Толи ей машина какая лапку отдавила, толи собака цапнула. Кошка жалобно так смотрит, а все проходят мимо. Да что говорить, если даже к человеку, которому на улице внезапно станет плохо, никто не подойдёт. Что это? Равнодушие? Или жестокость? Где между ними граница.
Слайд 11 (Воробушек)
Послушайте стихотворение Е. Евтушенко
Захворал воробушек
Воробушек-хворобушек,
Ранен был он гадкой,
Знать бы, чьей рогаткой.
Чистит пёрышки свои
Выпал камешек в крови.
– Как этот поступок характеризует того, кто это сделал?
6. Физкультминутка
Слайд 12
7. А теперь подумайте и скажите, не совершали ли вы подобных поступков – не стреляли ли вы в птиц из рогаток. Не ломали ли вы деревьев, не обращались ли жестоко с животными. Только честно. (Поговорить о поступках в лагере – ловле насекомых, летучих мышей, отношении к деревьям). В чём проявляется жестокость?
Слайд 13
8. На слайде слово «ЖЕСТОКОСТЬ».
Задание. Из данных слов, подобрать близкие по значению этому слову слова.
Слова: безжалостность, беспощадность, доброта, щедрость, бесчеловечность, сострадание, слабость, честность.
– Всем вам, ребята, хочется, чтобы нас окружали добрые, уважающие нас люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу, не надо было запирать свою квартиру на две железные двери и три замка, чтобы не надо было ставить на окна решётки, чтобы встретив на улице незнакомого человека не надо было бояться, что он тебе может сделать что-то плохое.
Но нам приходится это делать, чтобы защитить себя от жестокости, т. к. она встречается в наше время и довольно часто.
Слайд 14 (Драка)
9. Жестокие отношения между подростками в наше время дело обычное. В каждой школе страны найдётся хоть один класс, где можно наблюдать это. Но ни кто не может точно сказать, откуда у подростков берётся друг к другу такая ненависть. Я думаю, либо они сами очень несчастны, либо хотят возвыситься пред окружающими. Почему я говорю, что те, кто обижает других, очень несчастны, так это потому, что счастливый человек никогда не захочет кого-то обидеть, если ему самому хорошо. Часто проявлять жестокость к другим начинают те ребята, у которых что-то не так в семье, есть неудачи в школе и им сложно найти друзей в классе. Обычно такие ребята замыкаются в себе или срывают злобу на более слабых людях.
Слайд 15 (Значение слов)
Всем нам хорошо известны слова террор и террорист. Объясните значение этих слов. Как много невинных людей страдает от их действий, поступков. Много детей, стариков, женщин гибнут от их действий. Довольно вспомнить историю с гибелью людей в поезде «Невский экспресс», детей в школе города Бислан, гибель людей в Московском метрополитене, аэропорту Домодедово и многие другие. Эти примеры говорят о том, как далеко может завести жестокость.
Слайд 16 (Теракты)
Давайте подумаем: почему люди становятся такими жестокими? Что их толкает на преступления?
Слайд 17 (Почему возникает жестокость)
Психологи и философы, изучив этот вопрос, пришли к выводу, что это происходит по следующим причинам:
- Происходит разлад внутри человека.
- Появляется отчуждённость, враждебность, подозрительность.
- Человек замыкается в себе, ожесточается против всего и всех.
Особенно это характерно для нашего времени. Люди теряют сердечную связь, взаимное доверие, искренность, доброжелательность. Можно списать всё на время; мол, время такое жестокое, но таким жестоким его сделали сами люди.
А теперь давайте подумаем:
– Что нужно сделать, чтобы защитить людей от насилия и жестокости?
– Что должен сделать каждый конкретный человек?
(заслушать ответы ребят)
Слайд 18
10. Послушайте, что написал Архиепископ Иоанн:
«Ищи мира и стремись к нему»
– Как вы это понимаете? (высказывания детей)
Слайд 19
А это слова Святого Григория Насского:
«Каждый из нас должен погашать ненависть, прекращать вражду, мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие и вместо него вводить: любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом всё собрание благ».
– Что же мы должны уметь делать?
– А умеем ли это делать? Давайте решим, что мы должны сделать, чтобы не озлобиться, не замкнуться в себе, не стать жестоким, как избежать этого порока?
(Раздать памятки)
Сначала прочитайте про себя, а потом вслух.
- Береги душевный мир (покой).
- Учись общаться с собой и другими людьми.
- Умей прощать обиды.
- Развивай в себе кроткость и смирение.
Эти памятки вы возьмите себе, чтобы легче запомнить, что нужно сделать, чтобы не стать жестокими.
Слайд 20
Ребята, если каждый человек сможет достичь душевной гармонии, откроет окно в своё сердце, то исчезнет насилие и жестокость, общество станет гармоничным и добрым.
III. Итог
– О чём мы говорили на занятии?
– Какими качествами обладает жестокий человек?
– Хотите ли вы быть жестокими?
А в заключении я хочу вам прочесть стихотворение М. Лохвицкой. Послушайте и ответьте на вопрос: К чему призывает автор?
Не убивайте голубей
Их оперенье белоснежно,
Их воркование так нежно
Звучит во мгле зелёных скорбей,
Где всё – иль тускло, иль мятежно, –
Не убивайте голубей!
Не обрывайте васильков!
Не будьте алчны и ревнивы.
Своё зерно дадут вам нивы,
И хватит места для гробов.
Мы не единым хлебом живы, –
Не обрывайте васильков!
Не отрекайтесь красоты
Она бессмертна без сомнений
К чему ей слава песнопений
И ваши гимны и цветы
Но без неё бессилен гений, –
Не отрекайтесь красоты!
«Начинать надо с себя и добрее надо быть. Добрее!..»
В конце поощрительные призы.