Мероприятие проводилось в рамках районной акции «Безопасная дорога». Это мероприятие представлено в игровой форме, использовался ситуационный подход к изучению правил дорожного движения. Главные герои: мальчик, корреспондент, водитель, девочка.
Путешествие состояло из нескольких остановок: «Загадкино», «Светофорная», «Поэтическая», «Дорожные знаки», «Конечная» и проходило под девизом «Правила дорожные знать каждому положено». На каждой из станций дети выполняли задания. Успешное выполнение заданий помогало детям переходить дорогу к следующей остановке по ПДД. По итогам игры ребята научились различать знаки по своему назначению, познакомились с историей светофора и повторили правила перехода улиц и дорог и правила поведения в транспорте.
Цель и задачи:
- Пропаганда безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма связанного с сохранением здоровья и жизнью.
- Использовать ситуационный подход к изучению правил дорожного движения в форме ролевой игры, учить детей быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки.
- Закрепить теоретические знания учащихся полученных в процессе обучения по курсу правил дорожного движения на улицах и дорогах.
- Воспитывать дисциплинированность учащихся на улицах и дорогах.
Ход занятия
Телеведущая: Здравствуйте. Передача «Дорожный патруль» на канале ТВ Лермонтовской средней школы. Послушайте сводку дорожно-транспортных происшествий.
1. Происшествие случилось с мальчиком Ваней, который играл в футбол рядом с проезжей частью.
Корреспондент:
Ваня все сидит и плачет.
Рядом смятый, грязный мячик.
Мальчик Ваня:
Как тебе не стыдно, мяч?
Ты зачем помчался вскачь?
Ведь чуть-чуть не раздавили
Нас с тобой автомобили.
Корреспондент:
Ваня! Мячик ни причем,
Не играй на мостовой.
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
2. А вот участник следующего происшествия получил серьезные травмы и теперь лежит в больнице. Он переходил дорогу вместе с девочкой Галей. Она нам и расскажет как все произошло:
Девочка Галя:
Я любимого бульдожку
Вывела гулять,
Вдруг бульдог увидел кошку
И за ней бежать.
Он забыл, что в этом месте
Перехода нет,
И теперь в больницу я ношу обед.
Ведущая:
Здесь конечно, не до смеха,
Но нельзя щенка винить
За собакой человеку
Полагается следить.
Через дорогу собак
Ты веди не кое-как,
А держи на поводке
От себя невдалеке.
Ведущая: А теперь слово предоставляется Кулешовой – Нашу передачу пригласил 4Б класс.
Учитель: Ребята, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила движения.
Сегодня мы отправимся в путешествие под девизом: «Правила дорожные знать каждому положено». А отправимся мы путешествовать не пешком, а на транспорте. На чем мы поедим, отгадайте загадку:
Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)
– А где же мы его возьмем?
– Мы сделаем его сами.
– Главное в автобусе у нас будет – звоночек. Чтобы все знали, что это мы едем, и уступали нам дорогу. А звенит он так: Динь-динь-динь! Ну-ка, попробуем. (дети повторяют)
– Еще автобусу нужны двери. Для того чтобы входить и выходить на остановках. Делать мы их будем так:
Двери закрываются – наклоняемся влево,
Двери открываются – наклоняемся вправо.
И помогаем голосом ш-ш-ш.
– Попробуем:
- Двери + (закрываются) (влево)
- Двери – (открываются) (вправо)
– В автобусе нельзя допускать безбилетного проезда. Давайте пробьем талончики компостером (хлопок в ладоши)
– А про колеса забыли?
– Да уж без них даже сказочные автобусы не ходят.
– А стучать колеса будут так: (топают ногами)
– Стоп! Но мы не можем ехать, не вспомнив правила поведения в автобусе.
– Итак, когда мы едем в транспорте: автобусе, трамвае, троллейбусе – кто мы? (пассажиры)
– А как нужно пассажирам вести себя в транспорте? (называют правила пассажиров)
– Когда мы идем по улице, мы кто? (пешеходы)
– Какие правила пешеходов вы знаете? (называют правила пешеходов)
– Если автобус остановился на остановке, а нам нужно перейти на другую сторону улицы, то как мы это сделаем? (обойдем сзади, а лучше – подождать, пока автобус отъедет)
– А что самое главное нужно для того, чтобы быть примерным пешеходом, пассажиром?
– Молодцы!
На доске:
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание!
Счастливого нам пути!
– В путь! Для того, чтобы автобус поехал нужен водитель.
Водитель:
Двери закрываются! – (наклон влево ш-ш-ш )
Динь-динь-динь! – (звонок колокольчика)
Пробили талончики! – (хлопок руками)
Поехали! – (стук ногами)
Стоп! Двери открываются! – (наклон вправо, ш-ш-ш)
I. Остановка «3агадкино»
- Где должны сидеть дети? (сзади)
- Со скольки лет разрешается сидеть на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет)
- Какие еще правила нужно соблюдать, что бы движение было безопасным?
Игра: Для того, чтобы закрепить наши знания предлагаю рассадить членов семьи в машине. (автомобиль. Члены семьи. Учащиеся берут героев и рассаживают на места.)
– Молодцы! Поехали дальше!
Водитель:
Двери закрываются!
Динь-динь-динь! Пробили талончики.
Песня «Мы едим, едим, едим ... »
Стоп! Двери открываются!
Загадка
Я глазищами моргаю,
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (светофор)
Кто догадался? Какая следующая остановка?
II. Остановка «Светофорная»
«Светофор»
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет: «Heт»
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет –
Подождать немного.
А зеленый свет горит
Проходите – говорит.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Я его, конечно, знаю,
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что он хотел сказать!
Немного из истории:
Трехцветным светофор стал не сразу. Светофор для регулирования движения применяли задолго до рождения автомобиля. Сначала он появился на железной дороге и назывался железнодорожный светофор – семафор.
Первый светофор появился около 130 лет назад в Лондоне он был установлен в центре города, на колонне высотой в 6 метров. В светофоре находились красные и зеленые стекла. Желтого сигнала тогда еще не было. Полицейский сам «открывал» И «закрывал» фонарь, который работал на светильном газе. первые электрические светофоры появились в Америке. и тоже имели 2 сигнала – зеленый и красный. желтый сигнал светофора заменял полицейский – он свистел в свисток.
Светофор с тремя сигналами тоже появился в Америке. Это было около 80 лет назад. В России, первые светофоры появились в 20-х годах ХХ века.
Везде, где установлены пешеходные светофоры, пешеходы обязаны подчиняться только их сигналам:
- Заучи закон простой,
Красный свет зажегся ... Стой! - Желтый скажет пешеходу:
Приготовься к .. .переходу! - А зеленый впереди
говорит он всем ... Иди!
А теперь мы с вами и посмотрим, как вы знаете законы светофора. (Приложение 2)
Какие правила надо знать, при переходе через Ж/Д переезд? А что делать, если светофор сломался?
Когда не справляется светофор, на площадь приходит человек.(а кто знает, что это такое?) (показ. жезл)
Немного из истории:
Прошло 90 лет с тех пор, как на улицах города появились регулировщики с жезлами.
Место регулировщика – в центре перекрестка. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и рук. для лучшей видимости сигналов часто при меняется жезл с белыми и черными полосами или диск с красным сигналом.
«Регулировщик»
В снег и дождь, в грозу и бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин
Иномарки, «Жигули»,
Пятитонки И трамваи,
Я проезд им разрешаю.
Если руки подниму
Нет проезда никому.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Зажегся зеленый свет и мы продолжаем наше путешествие!
Водитель:
Двери закрываются!
Динь-динь-динь!
Пробили талончики!
Поехали!
Стоп! Двери открываются!
Водитель:
Мы приехали сюда
Рассказать стихи, друзья!
Об утятах и мартышках
Вообщем так, как пишут в книжках!
Мы приехали на остановку.
III. Остановка «Поэтическая»
(выходят дети, читают стихи и прикрепляют рисунки) (Приложение 3)
Все:
На улице – не в комнате,
О том, ребята, помните!
А теперь поиграем:
«Запрещается – разрешается»,
(если разрешается – зеленый сигнал, если запрещается – красный сигнал)
Ведущий:
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения
Нужно помнить, нужно знать
Правила движения.
- Переходить на мостовой ... (запрещается)
- Переходить улицу при зеленом свете светофора ... (разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом ... (запрещается)
- Переходить улицу по подземному переходу ... (разрешается)
- Переходить улицу при красном свете светофора ... (запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу ...
- Переходить улицу при желтом свете светофора ...
- Цепляться за проезжающие машины ...
- Играть на проезжей части ...
- Дергать девочек за косички ...
Хоть это и не правила движенья,
но правила уважения.
- Переждать поток машин на островке безопасности ...
- Болтать на уроках ...
- Уважать правила движения ...
– А теперь девочки прочитают стихотворение Захара Семерника «Запрещается – разрешается», а мы им поможем.
И проспекты, и бульвары
Всюду улицы шумны
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным, пешеходом
Р аз-ре-ша-ет -ся!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно
За-пре-ща-ет -ся!
Уступить старушке место
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет -ся!
При зеленом даже детям
Раз-ре-ша-ет-ся!
IV. Остановка «Дорожные знаки»
Водитель:
Каждый из дорожных знаков
Свой совет дает однако.
Коль собрался в дальний путь,
Ты про знаки не забудь.
В «ПДД» их очень много,
С ними легче всем дорога.
– Дорожные знаки, так же, как и светофоры и регулировщики, нужны для поддержания порядка на дорогах. Одни знаки предупреждают об опасности, другие указывают направления движения, третьи вводят запреты и ограничения и т.д.
Все знаки по своему назначению разделены на 7 групп:
- предупреждающие;
- приоритета;
- запрещающие;
- предписывающие;
- информационно-указательные;
- сервиса;
- дополнительной информации.
Некоторые из них мы сейчас повторим:
-
Где въезд транспорта запрещен,
там знак этот помещен.
-
Место для этого знака найдется,
Там, где ремонт на дороге ведется. -
Пешеходною дорожкой
Знак все этот называют,
Там, где он висит,
Движенье пешеходам разрешается. -
Знак вот этот поместим,
Где стоит автомобиль. -
Этот знак у школ и парков
Очень часто встретить можно.
Говорит он: «Будь водитель
Здесь особо осторожен»
А у нас этот знак есть? Где? -
Железнодорожный переезд
со шлагбаумом и без. -
Чтоб беды нам избежать,
Надо знаки изучать.
И все правила движенья
Никогда не нарушать.
Игра собери знаки. Что они обозначают?
Дорожные знаки повторили, автобус следует дальше.
Ученик:Товарищ водитель! А какая следующая остановка?
Водитель: А следующая остановка.
V. Остановка «Конечная»
Безопасности формула есть.
Надо видеть, предвидеть, учесть,
По возможности все избежать.
И, где надо, на помощь позвать
Изучайте ПДД
Защитят они повсюду и везде
На земле и на воде,
Светлым днем и в темноте
От опасностей спасут вас ПДД
Изучайте ПДД
Заключительная песня:
Нам нужны посты ГАИ по всей дороге,
Чтобы нарушитель знал: мы на работе,
Нам нужны «ежи», нужны всегда радары,
А еще нам верные нужны ребята.
Припев:
И тогда нам не страшна беда,
И тогда нам экипаж – семья.
И тогда любой из нас не против
Быть инспектором на всей дороге.
Наш любимый в службе – это цвет зеленый.
Нужен светофор, что видят все шоферы.
Нужно, чтобы на дорогах был порядок,
И важней всего у нас единство взглядов.
Припев:
Ведущий: Ребята! С какой целью мы почти 4 года изучали ПДД? Сегодня мы подвели итог того, с чем мы с вами знакомились на уроках.
(для того, чтобы с нами на дорогах не случилась беда, сохранить наше здоровье)
В конце учебного года будут вручаться дипломы лучшим знатокам ПДД.
Представьте себе, что вы заходите к 1-классникам. чему вы можете научить малышей? (правилам перехода улиц и дорог; обозначению дорожных знаков; правилам поведения в транспорте; чего нельзя делать на дорогах).