Урок литературного чтения "Из детских журналов"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Обобщить знания детей по изученному разделу;
  2. Выявить умение определять элементы журналов; определять по обложке год и месяц издания, приблизительное содержание;
  3. Выявить знание названий произведений из данного раздела и их авторов; умение самостоятельно распределять произведения по группам, аргументируя свой выбор;
  4. Развивать речь детей;
  5. Приобщить к чтению и слушанию разнообразных книг;
  6. Привить интерес к посещению библиотеки и чтению периодической литературы.

Оборудование для учителя: компьютер, презентация к уроку, экран, проектор, лазерная указка.

Оборудование для учащихся: детские журналы «Весёлые картинки», «Филя», «Мурзилка», «Простоквашино», «Читайка и его друг совёнок», «Весёлый колобок»; пеналы, учебники, карандаши цветные или фломастеры.

Ход урока

I. Организация учащихся на работу. Приветствие гостей.

II. Эмоциональный настрой на работу.

Алина Кадова

Разве может телевизор
Детям книгу заменить?
Разве может телевизор
Так, как книга говорить?
Только книгу открываем
И, о чудо, улетаем:
Вместе с Карлсоном и Пэном,
Обгоняя стаи птиц,
Мы летим в пространстве книги.
Скорость – тысяча страниц.
Пролетая Лукоморье,
Поприветствуем Кота,
И увидим, как из моря,
Чешуёй как жар горя,
Выйдут с дядькой Черномором
Тридцать три богатыря.
Встретим Гоголя, Крылова,
Посидим с Толстым в саду.
И с Наташею Ростовой
Потанцуем на балу.
Мы послушаем Пьеро –
Он споёт свои куплеты.
Ну, а Остер, как обычно,
Даст нам «вредные советы».
Книга – верный наш попутчик
Да и что тут говорить?
Разве может телевизор
Детям книгу заменить?

III. Сообщение темы урока и задач.

Сегодня на уроке мы обобщим знания и умения, полученные во время работы в одном из разделов нашего учебника, а хорошо ли вы помните название раздела, сейчас проверим. Возьмите листы, запишите свою фамилию и имя. Внимание на экран. (Слайд 1: «Обобщение по разделу:

  • По страницам детских журналов
  • Детские журналы
  • Из детских журналов»)
  • Сделайте выбор. Подчеркните название, которое соответствует названию изучаемого раздела.
  • Скажите, какой выбор вы сделали?
  • Отложите листы.

IV. Работа над пройденным материалом.

А) Беседа и выполнение заданий.

  • Какие детские журналы вы знаете? (Сначала выслушиваются ответы детей, потом обращается внимание к слайду. Слайд 2)
  • О чем может «рассказать» обложка журнала? (Слайд 3. Обвести объекты, названные детьми.)

Б) Работа с детскими журналами.

  • Возьмите один журнал, рассмотрите обложку и попробуйте рассказать о журнале.

(Каждый ребёнок получает детский журнал, рассматривает его. 2-3 ученика рассказывают о журнале по плану):

  1. Как называется журнал?
  2. Какой номер у журнала?
  3. В каком месяце, году он вышел?
  4. О чём данный журнал?
  • Полистайте журнал и познакомьтесь с содержанием. Какие рубрики есть в вашем журнале? Понятно значение слова «рубрика»? (Слайд 4. «Рубрика – заголовок раздела (в газете, журнале)».

В) Тест.

  1. Возьмите лист с заданиями и ответьте на вопрос.
  2. Какие чувства испытывал ты, когда рассматривал журнал?
    • Удивление
    • Радость
    • Страх
    • Грусть
    • Восхищение
  3. Какое слово отражает ваше чувство?
  4. Нарисуйте в прямоугольнике палитру настроений фломастерами или карандашами. Вам понятно значение слова «палитра»? (Слайд 4. 1) Палитраэто небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски. 2) Перечень красок, которыми пользуется художник.)

Г) Рассматривание рисунков, которые выполнили дети.

  • Объясните, почему вы выбрали такие цвета?

Д) Работа с учебником. Чтение понравившегося произведения.

  • Откройте учебник на с.________ .
  • Произведений какого автора большего всего в этом разделе? (Д. Хармса)
  • О ком писал в своих стихах Д.Хармс?
  • Найдите произведение, которое вам понравилось больше всех. (Прослушать 3-4 учеников). Чем привлекло твоё внимание это стихотворение?
  • Подумайте и скажите, известно из какого журнала все эти стихи? Может быть, вам поможет вопрос на странице ___ ? Прочитайте его.
    (Выслушиваются ответы детей) (Слайд 5. «ЁЖ» – ежемесячный журнал; «ЧИЖ» – чрезвычайно интересный журнал.)
  • Как эти журналы получили своё название?
  • В каком стихотворении вы читали о чижах? Кому оно посвящено? Что узнали о жизни воспитанников детского дома?
  • Подкрепите свой ответ чтением отрывка из стихотворения.
  • Какие первые слова в этом вопросе? (Вы знаете?)
  • Встречали вы такой вопрос в произведениях у Д.Хармса? Получили вы какие-нибудь научные знания из этого стихотворения? Почему?
  • Прочитайте отрывок, который подтвердит ваше мнение.

Е) Работа с журналом «Филя».

  • Предлагаю вам очень познавательную рубрику из журнала «Филя»:
  • «ФИЛЯ» знает, что…
    … идея очищать воду перед её употреблением принадлежит вовсе не человеку, а чайкам. Эти птицы большую часть жизни проводят на море, где раздобыть пресной воды негде. Чайкам грозила бы неминуемая гибель от жажды, если бы мудрая природа не наградила их особыми гландами, которые «работают» как фильтр, опресняющий воду. Птицы набирают в горло солёную морскую воду, а проглатывают уже пресную.
  • Если вы возьмёте в библиотеке журнал «Филя» 6, 2008 года, то узнаете, какие рыбки прекрасно чувствуют себя на суше, и кому больше подходит титул – «царь зверей».

Ё) Логическое задание из журнала «Мурзилка».

  • Ребята, что кроме стихов и рассказов можно найти в детских журналах?
  • Есть там и логические задания. Вот, например, рубрика «Веселая математика» такую задачу предлагает. Послушайте ее. (Слайд 6. Картинка с изображением персонажей загадки.) Называется она «Три товарища»: Дружили три товарища: Белов, Рыжов и Чернов. Волосы у одного из них были белые, у другого – рыжие, у третьего – черные.
    – Интересно, заметил черноволосый, – что цвета наших волос не соответствуют нашим фамилиям.
    – А ведь верно, но мне подошла бы твоя фамилия, – подтвердил Белов.
    Какой цвет волос у каждого из них?
  • Запишите своё решение на листах.

Ж) Составление правил поведения в библиотеке.

– Ребята, а кто из вас ходит в библиотеку? А правильно вести себя там вы умеете? Сейчас проверим. Составьте правила. Соедините число с буквой. Можно посовещаться. (Слайд 7.)

1 Когда приходишь в библиотеку А Когда берёшь или возвращаешь книгу
2 В библиотеке веди себя тихо Б Обязательно здоровайся
3 Если ты не можешь найти нужную книгу В Чтобы не мешать другим читателям
4 Предъяви свой читательский билет Г Попроси библиотекаря помочь тебе

З) Чтение стихотворения о библиотеке.

Татьяна Бокова

Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке,
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Есть по соседству библиотека!
В ней все средства для человека,
Чтобы умным стать и великим…
Пусть всегда да здравствуют книги!

V. Итог урока.

– Что вам запомнилось с урока?

– Ребята, кому из вас нравиться читать книги?

– Какие книги вы любите читать?

– В какие журналы вы напечатали бы те произведения, которые прочитали в разделе «Из детских журналов»?

VI. Домашнее задание.

– Подготовить из журналов стихотворение, рассказ, кроссворд, загадку или что-нибудь увлекательное к Новому году.

Приложение.