Урок литературного чтения.

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Развитие интеллектуально-информационных навыков.

Задачи:

  1. формирование навыков поискового чтения;
  2. тренировка зрительного восприятия, управление темпоритмом;
  3. развитие смысловой догадки;
  4. тренировка памяти;
  5. формирование навыков чтения вслух, ролевое чтение, чтение «Волна», скользящее чтение;
  6. активизация словарного запаса, расширение лексического опыта;
  7. совершенство навыков ассоциативного мышления;
  8. воспитание любви к Родине, природе, животным;
  9. воспитание чувства уважения к старшим.

Предварительное чтение рассказа «Приёмыш» дома и подбор пословиц, поговорок, отражающих смысл рассказа.

Дома придумать названия для всех четырех частей рассказа. Каждый ученик формулирует названия и записывает их на листочке, приносит в класс для работы в группе.

Ход урока

Индуктор.

1. Звучит голос учителя и на экране появляются строки слов:

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений, и открытий
Не держите в тайне от людей
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым,
Снова к милой Родине припасть.

У. Как вы понимаете смысл этого стихотворения?

Д.

У. Так о чём мы будем говорить на уроке? Какова тема урока?

Д.

Социализация.

2. Работа начинается с вопросов:

У. Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»?

Д.

У. Почему?

Д.

У. Только ли о лебеде идет речь в рассказе?

Д.

У. Кто ещё действующие лица?

Д.

3. Упражнение «Гимнастика для глаз»

Чтение вслух первого и последнего слова на каждой строчке, остальной текст дети проскальзывают взглядом

Социализация.

4. Дать название каждой части рассказа. Какое лучше? (соревнование)

Класс делится на несколько групп. Работа идет по группам.

Каждая группа выбирает при обсуждении одно название из нескольких и называет его.

(записывается на доске)

5. Работа со второй и третьей частью текста: «чтение – скольжение», затем чтение по ролям.

6. Найдите предложения к такому ключу:

(,)(…)(.)(-)(?)(!)(:)
(,)(.)(:)(« …»)(?)(!)(-)

7. Физминутка. (ритмичная музыка) под музыку дети выполняют различные упражнения.

8. Кому из персонажей относятся слова, данные слева? Поставьте знак + в нужную клеточку.

Слова Тарас Лебедь Собака
Пёстрая
Умная
Лучший друг человека
Гуляка
Бобыль
Князь князем
Божья тварь
Гордая
Настоящая
Царская
Старый
Утомленный
Дряхлый
Жалкий
     

9. Словарная работа. Понимание слов: схиреет, увечить, грезилось, муштруют, дескать, исподволь, протока, эгоист, бобыль.

Понимание слов умер и перемёрли

10. Текст с пропуском слов.

Подрастут ________, - отец с матерью выведут их сперва на ________, а потом начнут учить _______. Исподволь учат: всё дальше да ________.
Своими _______ я видел, как молодых обучают к _________. Сначала особняком учат, потом небольшими _______, а потом уж сгрудятся в одно большое _______.

11. В следующем отрывке Тарас говорит о себе как-то … Кто помнит?

(появляются на экране слова)

Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё.

У. Как Тарас понимает птиц, рыб, зверей? Объясните.

Д.

12. Пословицы и поговорки, отражающие смысл рассказа. Коллективный набор лучших.

13. Задание на внимание и память.

У. Как лебедь поблагодарил Тараса?

Д.

У. Дети, нам пришла шифрогарамма, надо её разгадать

Следующий слайд с буквами:

ЧПТСВИСОБОЛЬКОАЦЬКРТАРАСЪЫЛДЕПРИЁМЫШЖЗНАМЕФЕУДАВТОРЛЬУБИХЧОК

14. Дать другое название рассказа.

15. Перескажите тот момент, когда Тарас нашел лебедя и «нарисуем» картину на доске – т.е. прикрепляем на доске картинки: вода, камыши, лодка, Тарас в ней, лебедь впереди. (в итоге получается наглядная картина, того отрывка, какой надо.

16. У. А какую концовку вы бы написали?

Рефлексия.

Под музыку дети пишут продолжение рассказа.

17. У. Так почему наш урок мы начали с этих слов (снова на экране слова)

Д.

У. Каким мы увидели Тараса в рассказе «Приемыш»

Д. …., ……, ……, ………,

У. Что он не утаил от нас? (слайды лебедей)

Д.

У. Молодцы! Спасибо за урок! Оценивание детей.

Итог урока.

В приложении приведены так же сценарии часов общения для 1–4 классов, урок окружающего мира в 1-м классе, урок литературного чтения (обучение чтению) в 1-м классе.