Цели: закрепить навыки учащихся, приобретенные за время изучения темы «Местоимение», отработать умение рассуждать и применять теорию на практике, формировать творческие навыки у учеников.
Оборудование: оформленная доска.
Ход урока.
1. Разминка.
Найдите местоимения по их морфологическим признакам:
- а) личное, 1-го лица, ед. ч. в Т.п. (надо мной),
- б) указательное, во мн. ч. Р.п. (из тех),
- в) указательное, во мн.ч. И.п. (эти),
- г) определительное, в ед.ч. м.р. В.п. (каждого),
- д) относительное во мн.ч. И.п. (которые).
--Почему эти слова – местоимения?
(Указывают на предметы, но не называют их.)
2. Терминологический диктант.
Заполните таблицу.
Разряд местоимения | Примеры |
личные | я, мы, ты, вы, он, она, оно, они |
возвратное | себя |
вопросительные | кто? что? чей? сколько? и др. |
относительные | который, каков, кто, чей и др. |
неопределённые | кто-то, чей-либо, какой-нибудь... |
отрицательные | не у кого, никто, ни с чем… |
притяжательные | мой, твой, ваш, наш, свой |
указательные | тот, этот, такой, таков, столько |
определительные | весь, всякий, каждый, иной, любой, другой |
3. Как мы сможем различить вопросительные и относительные местоимения?
Из текста.
Кто стучит в дверь? (вопр.) Получит пять тот, кто выучит правило.(отн.)
4. Какое местоимение не имеет формы именительного падежа?
Просклоняйте его (устно).
(Местоимение «себя»)
5. Что можно сказать о правописании неопределённых местоимений? (Звучит правило.)
Учитель читает текст, учащиеся выписывают словосочетания с неопределёнными местоимениями, объясняют их правописание, выделяют орфограмму.
Коля сидел дома и чем-то занимался. Вдруг кто-то громко постучал в дверь. Это был друг Вася. Он предложил сходить в магазин купить что-нибудь поесть, выбрать какие-либо продукты. Ведь надо как-то порадовать маму: не болтаться
где-нибудь, не сидеть дома кое у кого кое с кем, не выполнить
уроки кое-как, а сделать всё хорошо, правильно.
---Сколько вы выписали словосочетаний? (9)
6. Расскажите о правописании отрицательных местоимений.
Орфографический диктант.
Не нашёл ничего, ничему не радовался, объединиться не с кем, ни о чём не спросил, нечего рисковать, сожалеть не о чем, не рассчитал ничего, никто не отозвался, ни с кем не спорю.
7. Что мы должны знать о притяжательных местоимениях?
Определите разряд местоимений:
Мой сад, его дом, свой расчёт, его спросили, её платье, наша школа, их увели, твои цветы, их жизнь, её отругали.
8. Определите синтаксическую роль местоимений.
Я долго разглядывал непонятные следы.
Валя отвела нас в сторону.
Другие ушли в сад.
Этот магазин рабочие построили недавно.
Каждый человек должен учиться.
Весь день меня не было дома.
---Какими членами предложения могут быть местоимения?
(Подлежащим, дополнением, определением). Обратить внимание на стенд.
9. Творческая работа.
Напишите сочинение-миниатюру, употребив устойчивые словосочетания (5-7 минут):
ни за что ни про что
от нечего делать
ровным счётом ничего
ни за какие блага
остаться ни при чём
ни в коем случае
Затем несколько учащихся зачитывают свои работы.
10. Произвести морфологический разбор местоимений.
Я слежу за жизнью своих четвероногих друзей и переживаю
вместе с ними их радости и невзгоды.
11. Выставление оценок за урок.
Запись домашнего задания.