Закрепление навыков учащихся по теме "Местоимение". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели: закрепить навыки учащихся, приобретенные за время изучения темы «Местоимение», отработать умение рассуждать и применять теорию на практике, формировать творческие навыки у учеников.

Оборудование: оформленная доска.

Ход урока.

1. Разминка.

Найдите местоимения по их морфологическим признакам:

  • а) личное, 1-го лица, ед. ч. в Т.п. (надо мной),
  • б) указательное, во мн. ч. Р.п. (из тех),
  • в) указательное, во мн.ч. И.п. (эти),
  • г) определительное, в ед.ч. м.р. В.п. (каждого),
  • д) относительное во мн.ч. И.п. (которые).

--Почему эти слова – местоимения?

(Указывают на предметы, но не называют их.)

2. Терминологический диктант.

Заполните таблицу.

Разряд местоимения Примеры
личные я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
возвратное себя
вопросительные кто? что? чей? сколько? и др.
относительные который, каков, кто, чей и др.
неопределённые кто-то, чей-либо, какой-нибудь...
отрицательные не у кого, никто, ни с чем…
притяжательные мой, твой, ваш, наш, свой
указательные тот, этот, такой, таков, столько
определительные весь, всякий, каждый, иной, любой, другой

3. Как мы сможем различить вопросительные и относительные местоимения?

Из текста.

Кто стучит в дверь? (вопр.) Получит пять тот, кто выучит правило.(отн.)

4. Какое местоимение не имеет формы именительного падежа?

Просклоняйте его (устно).

(Местоимение «себя»)

5. Что можно сказать о правописании неопределённых местоимений? (Звучит правило.)

Учитель читает текст, учащиеся выписывают словосочетания с неопределёнными местоимениями, объясняют их правописание, выделяют орфограмму.

Коля сидел дома и чем-то занимался. Вдруг кто-то громко постучал в дверь. Это был друг Вася. Он предложил сходить в магазин купить что-нибудь поесть, выбрать какие-либо продукты. Ведь надо как-то порадовать маму: не болтаться

где-нибудь, не сидеть дома кое у кого кое с кем, не выполнить

уроки кое-как, а сделать всё хорошо, правильно.

---Сколько вы выписали словосочетаний? (9)

6. Расскажите о правописании отрицательных местоимений.

Орфографический диктант.

Не нашёл ничего, ничему не радовался, объединиться не с кем, ни о чём не спросил, нечего рисковать, сожалеть не о чем, не рассчитал ничего, никто не отозвался, ни с кем не спорю.

7. Что мы должны знать о притяжательных местоимениях?

Определите разряд местоимений:

Мой сад, его дом, свой расчёт, его спросили, её платье, наша школа, их увели, твои цветы, их жизнь, её отругали.

8. Определите синтаксическую роль местоимений.

Я долго разглядывал непонятные следы.
Валя отвела нас в сторону.
Другие ушли в сад.
Этот магазин рабочие построили недавно.
Каждый человек должен учиться.
Весь день меня не было дома.

---Какими членами предложения могут быть местоимения?

(Подлежащим, дополнением, определением). Обратить внимание на стенд.

9. Творческая работа.

Напишите сочинение-миниатюру, употребив устойчивые словосочетания (5-7 минут):

ни за что ни про что
от нечего делать
ровным счётом ничего
ни за какие блага
остаться ни при чём
ни в коем случае

Затем несколько учащихся зачитывают свои работы.

10. Произвести морфологический разбор местоимений.

Я слежу за жизнью своих четвероногих друзей и переживаю

вместе с ними их радости и невзгоды.

11. Выставление оценок за урок.

Запись домашнего задания.