Урок-сказка по теме "Личные местоимения"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование представлений о личных местоимениях как части речи.

Задачи:

  1. Формировать представление о местоимении– как части речи, представление о роли местоимений в речи.
  2. Познакомить со своеобразием личных местоимений, их ролью в предложении.
  3. Развивать умение распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять.
  4. Воспитывать интерес к родному языку и литературе.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку (Приложение 2).
  2. Выставка книг К.И.Чуковского.
  3. Карточки для самостоятельной работы.
  4. Атрибуты для инсценировки.
  5. Толковый словарь .
  6. Русский язык 3 класс нач.шк. в 2ч.Ч1. /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлава. – М.:Просвещение, 2008.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Приветствие. Сегодня мы отправляемся в сказку.

2. Чистописание

– Чтобы в неё попасть, надо открыть волшебную дверь. О чем в словаре говорится так: “Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи…”. Если назвать еще 3 значения слова, то замки откроются! (Язык – многозначное слово. Язык колокола, язык-враг, язык – речь разных народов и др.)(Слайд 1)

– Назовите 1 слог. Сколько в нем звуков? Какой буквой обозначается? Пропишите в тетради.( Слог – я. В нем 2 звука.)

Яя язык яя язык ЯЯ яя язык

– Прочитайте (Слайд 2)

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют из книг. (М.Ломоносов)

– Объясните написание выделенных букв. Объясните расстановку знаков препинания. Запись под диктовку с последующей самопроверкой.

3. Постановка учебной задачи.

Входит плачущий Бегемот(1 ученик).

– Что у Вас произошло?....

Бегемот:

– Беда, беда! Бармалей украл слова и нам теперь трудно говорить. Вот посмотрите, что получилось.

– Прочитаем, что написал Бегемот.

Солнышко взошло.__ ярко осветило землю.

– Какая группа слов составляет предложение? Запишите в тетрадь. Подумайте, какое слово утащил Бармалей. Какой частью речи является это слово?( Первая группа-предложение, т.к. это законченная мысль.

Оно, местоимение)

– Итак, Бармалей похитил из сказки местоимения. Давайте, поможем сказочным друзьям вернуть местоимения.

4. Наблюдение над языковым материалом.

– Мир местоимений огромен. Мы постоянно используем их в своей речи, встречаем их в литературе. Давайте понаблюдаем, для чего они нужны в речи вместе со сказочными героями (Входят учащиеся в костюмах, читают отрывки из произведений К. И. Чуковского, заменяя местоимения жестами).

“ … –великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир!”

– Какое местоимение исчезло из речи героя? Для чего он его использовал? (Я – говорит о себе.)

“Ах …, гадкий, ах …, грязный
Неумытый поросёнок…”

– Какое местоимение исчезло из речи героя? Для чего он его использовал? (Ты – обращается к другому, собеседнику.)

“А потом прилетели цапли.
– Пришлите, пожалуйста, капли
… лягушками нынче объелись…”

– Какое местоимение исчезло из речи героя? Для чего он его использовал? (Мы – говорят обо всех вместе.)

– Ребята, кто узнал в сказки какого автора мы попали? Показ портрета писателя, рассказ учащихся об авторе. (Приложение 1, слайд 3)

– Прочитайте.

Корней Иванович Чуковский писал книги для детей.
Корней Иванович Чуковский сочинил много весёлых сказок.

– Какая ошибка произошла в тексте по вине Бармалея? (Повтор слов.)

– Поможем исправить её! Как это сделать? Какое местоимение используем, почему? (Он, говорим о человеке, который не участвует в разговоре.)

– Молодцы! Запишите. Дополните текст предложением. (Какая сказка Чуковского нравится вам?)

– Мы вернули в сказку личные местоимения, похищенные Бармалеем. Почему их так называют?

– Прочитайте 2 предложение. Было бы оно понятно без первого? Вместо какой части речи употреблено местоимение? (Вместо имени – местоимение).

– Для чего нужны местоимения? (Помогают избежать повторов, помогают говорить связано, понятно)

– Подчеркните главные члены предложения. Чем являются местоимения в предложении?

– Личные местоимения указывают на предмет, могут , как и существительные, быть подлежащим в предложении.

5. Фикульт.минутка.

– Бегемот очень рад, что вы вернули местоимения в речь сказочных героев. Он предлагает вам поиграть вместе с ним. (Учащиеся повторяют движения под стихотворение)

Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем)

Я пою, и ты поёшь – раз, два, три. (Хлопки в ладоши)

Мы идём, и мы поём – раз, два, три. (Прыжки на месте)

Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем)

6. Ознакомление со сведениями, данными в учебнике.

– Молодцы! Ребята, кто из вас был внимательным и запомнил, какие личные местоимения использовал Бегемот в стихах?

Бегемот: Я вспомнил загадку. В ней тоже есть местоимения. Попробуйте отгадать.

Говорит он беззвучно,
но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ним -
станешь вчетверо умней.
(учебник)

– Молодцы! Откройте учебники на стр.59 и прочитайте, сведения о личных местоимениях.

– Что общего у существительных и местоимений? Чем они различны?

7. Упражнение в употреблении местоимений в тексте.

– Ребята, посмотрите, к нам спешит ещё один герой сказок Чуковского? Да это же воробей! В какой сказке он живет? (Слайд 4)

– Он принёс нам текст о своих друзьях. Прочитайте его.
“Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда воробей любит выбирать вблизи домов. Часто воробей залетает в скворечник”.

– Что это! И здесь побывал Бармалей! Как помочь воробью?

– Спишите текст, заменив, где нужно существительное воробей местоимением.

8. Обобщение.

– Мододцы, ребята, спасли сказку от проделки Бармалея! Давайте, напомним сказочным героям какие знания нам помогли.

– Какую часть речи похитил Бармалей? Для чего она нужна в нашей речи?

О какой группе местоимений мы узнали? Чем местоимение похоже на имя существительное?

9. Рефлексия

– С какими сказочными героями мы повстречались? Кто их придумал?

– Что понравилось на уроке?

Литература

  1. Русский язык 3 класс нач.шк. в 2ч.Ч1. /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлава. – М.:Просвещение, 2008.
  2. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 и 4 классах начальной школы. – СПБ.: ЭОС, 1994.
  3. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
  4. Чуковский К.И. Сказки– М., издательство АСТ, 2001.