Цель
урока: формирование представлений о личных местоимениях как части речи.Задачи:
- Формировать представление о местоимении– как части речи, представление о роли местоимений в речи.
- Познакомить со своеобразием личных местоимений, их ролью в предложении.
- Развивать умение распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять.
- Воспитывать интерес к родному языку и литературе.
Оборудование:
- Презентация к уроку (Приложение 2).
- Выставка книг К.И.Чуковского.
- Карточки для самостоятельной работы.
- Атрибуты для инсценировки.
- Толковый словарь .
- Русский язык 3 класс нач.шк. в 2ч.Ч1. /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлава. – М.:Просвещение, 2008.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Приветствие. Сегодня мы отправляемся в сказку.
2. Чистописание
– Чтобы в неё попасть, надо открыть волшебную дверь. О чем в словаре говорится так: “Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи…”. Если назвать еще 3 значения слова, то замки откроются! (Язык – многозначное слово. Язык колокола, язык-враг, язык – речь разных народов и др.)(Слайд 1)
– Назовите 1 слог. Сколько в нем звуков? Какой буквой обозначается? Пропишите в тетради.( Слог – я. В нем 2 звука.)
Яя язык яя язык ЯЯ яя язык
– Прочитайте (Слайд 2)
Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют из книг. (М.Ломоносов)
– Объясните написание выделенных букв. Объясните расстановку знаков препинания. Запись под диктовку с последующей самопроверкой.
3. Постановка учебной задачи.
Входит плачущий Бегемот(1 ученик).
– Что у Вас произошло?....
Бегемот:
– Беда, беда! Бармалей украл слова и нам теперь трудно говорить. Вот посмотрите, что получилось.
– Прочитаем, что написал Бегемот.
Солнышко взошло.__ ярко осветило землю.
– Какая группа слов составляет предложение? Запишите в тетрадь. Подумайте, какое слово утащил Бармалей. Какой частью речи является это слово?( Первая группа-предложение, т.к. это законченная мысль.
Оно, местоимение)
– Итак, Бармалей похитил из сказки местоимения. Давайте, поможем сказочным друзьям вернуть местоимения.
4. Наблюдение над языковым материалом.
– Мир местоимений огромен. Мы постоянно используем их в своей речи, встречаем их в литературе. Давайте понаблюдаем, для чего они нужны в речи вместе со сказочными героями (Входят учащиеся в костюмах, читают отрывки из произведений К. И. Чуковского, заменяя местоимения жестами).
“ … –великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир!”
– Какое местоимение исчезло из речи героя? Для чего он его использовал? (Я – говорит о себе.)
“Ах …, гадкий, ах …, грязный
Неумытый поросёнок…”
– Какое местоимение исчезло из речи героя? Для чего он его использовал? (Ты – обращается к другому, собеседнику.)
“А потом прилетели цапли.
– Пришлите, пожалуйста, капли
… лягушками нынче объелись…”
– Какое местоимение исчезло из речи героя? Для чего он его использовал? (Мы – говорят обо всех вместе.)
– Ребята, кто узнал в сказки какого автора мы попали? Показ портрета писателя, рассказ учащихся об авторе. (Приложение 1, слайд 3)
– Прочитайте.
Корней Иванович Чуковский писал книги для детей.
Корней Иванович Чуковский сочинил много весёлых сказок.
– Какая ошибка произошла в тексте по вине Бармалея? (Повтор слов.)
– Поможем исправить её! Как это сделать? Какое местоимение используем, почему? (Он, говорим о человеке, который не участвует в разговоре.)
– Молодцы! Запишите. Дополните текст предложением. (Какая сказка Чуковского нравится вам?)
– Мы вернули в сказку личные местоимения, похищенные Бармалеем. Почему их так называют?
– Прочитайте 2 предложение. Было бы оно понятно без первого? Вместо какой части речи употреблено местоимение? (Вместо имени – местоимение).
– Для чего нужны местоимения? (Помогают избежать повторов, помогают говорить связано, понятно)
– Подчеркните главные члены предложения. Чем являются местоимения в предложении?
– Личные местоимения указывают на предмет, могут , как и существительные, быть подлежащим в предложении.
5. Фикульт.минутка.
– Бегемот очень рад, что вы вернули местоимения в речь сказочных героев. Он предлагает вам поиграть вместе с ним. (Учащиеся повторяют движения под стихотворение)
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем)
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три. (Хлопки в ладоши)
Мы идём, и мы поём – раз, два, три. (Прыжки на месте)
Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем)
6. Ознакомление со сведениями, данными в учебнике.
– Молодцы! Ребята, кто из вас был внимательным и запомнил, какие личные местоимения использовал Бегемот в стихах?
Бегемот: Я вспомнил загадку. В ней тоже есть местоимения. Попробуйте отгадать.
Говорит он беззвучно,
но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ним -
станешь вчетверо умней.
(учебник)
– Молодцы! Откройте учебники на стр.59 и прочитайте, сведения о личных местоимениях.
– Что общего у существительных и местоимений? Чем они различны?
7. Упражнение в употреблении местоимений в тексте.
– Ребята, посмотрите, к нам спешит ещё один герой сказок Чуковского? Да это же воробей! В какой сказке он живет? (Слайд 4)
– Он принёс нам текст о своих друзьях.
Прочитайте его.
“Удивительная птица воробей! Кличут воробья
воришкой и драчуном. Весной воробей часто
залезает в чужое гнездо. Гнёзда воробей любит
выбирать вблизи домов. Часто воробей залетает в
скворечник”.
– Что это! И здесь побывал Бармалей! Как помочь воробью?
– Спишите текст, заменив, где нужно существительное воробей местоимением.
8. Обобщение
.– Мододцы, ребята, спасли сказку от проделки Бармалея! Давайте, напомним сказочным героям какие знания нам помогли.
– Какую часть речи похитил Бармалей? Для чего она нужна в нашей речи?
О какой группе местоимений мы узнали? Чем местоимение похоже на имя существительное?
9. Рефлексия
– С какими сказочными героями мы повстречались? Кто их придумал?
– Что понравилось на уроке?
Литература
- Русский язык 3 класс нач.шк. в 2ч.Ч1. /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлава. – М.:Просвещение, 2008.
- Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 и 4 классах начальной школы. – СПБ.: ЭОС, 1994.
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
- Чуковский К.И. Сказки– М., издательство АСТ, 2001.