Тундра – дом ненцев

Разделы: Экология


Цели урока: Обобщить, закрепить и расширить знания о быте коренных жителей тундры, формировать у обучающихся любви к природе Ямала, воспитывать чувство уважения к жизни, к традициям и обычаям других народов.

Оборудование: Карта ЯНАО, иллюстрации тундры, макет оленя, нарты, одежда ненцев, куклы, сундук.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Скажите, любите ли вы путешествовать? (Ответы детей)

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправляемся в путешествие, а какое вы сейчас поймете из стихотворения.

(Показ карты)

Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем.

На этом занятии мы побываем в гостях у Северных народов-ненцев, посмотрим, где и как живут, чем занимаются, как одеваются.

Ребята, какие коренные жители Севера вы знаете?

Дети: ненцы.

Педагог: а что означает слово “ненец” в переводе на русский язык?

Дети: “ненец” в переводе означает – человек.

Педагог: правильно.

Ребята, а где живут ненцы?

Дети: в тундре.

Педагог: ( Показ иллюстрацию тундры) Правильно, они живут в тундре, в царстве вечной мерзлоты. Ребята, мы с вами живем в своих домах, а что служит им домом?

Дети: чум.

Педагог: правильно, ребята, как вы думаете, почему они живут в чумах, а не в домах?

Дети: они часто переезжают с места на место, чум удобнее, легко разбирается и собирается.

Педагог: я сейчас предлагаю вам такую игру. Игра называется “Собери чум”. На столе лежат предметы, среди них есть те предметы, которые необходимы для строения чума.

Вы сейчас все вместе подойдете к столу, ваша задача: собрать чум и рассказать из чего он состоит, что мы использовали для сбора чума.

Педагог: что сначала вы поставите?

Чем покроете чум?

Как называется это покрытие?

Что является полом чума?

Что еще бывает в чуме?

Ребята, какое стихотворение мы про чум знаем, кто нам расскажет?

Связали шест, с другим шестом,
Потом еще с одним шестом
Покрыв оленьей шкуркой,
И вот готов ненецкий дом
Мы домом этот дом зовем
Он дарит нам своим теплом
Зимой суровой, хмурой.

Наш чум готов, а теперь ребята, давайте представим, что в чуме живут современные ненцы, что бы вы поставили в чум для современного человека?

Вот ребята мы с вами создали проект нового чума. Это наша творческая коллективная работа. Теперь человек, живущий в тундре, может знать, что происходит в стране, поддерживать отношение с друзьями, и даже спать в мягкой кровати.

Молодцы, ребята вы справились с этой работой, присаживайтесь на свои места. Мы теперь с вами знаем, в каких домах живут ненцы, что у них в чуме есть, а вы знаете, как они одеваются, в чем же интересно они ходят на улицу? Ребята, чтобы вспомнить, как одеваются ненцы, мы с вами оденем ненецкую девочку – Хомани, и мальчика-Хомаку. А кто хочет их одеть?

Одежда ненцев хранится в сундучке. (По одному выходят и одевают)

Ребята, посмотрите, что одела Влада Хомани?

А как называется женская шуба?

Дети: Ягушка.

Педагог: ребята, расскажите, что вы знаете о женском головном уборе?

Дети: женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки, монеты, это для того чтобы шапку не сносило.

Педагог: Ребята, есть еще одна деталь в женской одежде – это ложные косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты, они очень тяжелые, такие косы нужны, чтобы спина не горбилась. Вот мы и одели Хомани, давайте теперь оденем Хомаку. Кто хочет?

Пока Влад одевает Хомаку, послушайте загадку и отгадайте ”В одну дырку влезешь, а из трех вылезаешь” Что это?

Дети: Малица.

Педагог: а кто хочет нам рассказать про малицу?

Дети: малица – сплошная мужская шубка из оленьего меха с капюшоном.

Педагог: а почему мужчины не носят шапки?

Дети: Они много времени находится на улице, чтобы не сдували сильные ветра, они надевают капюшон от малицы.

Педагог: а как называется у них обувь?

Дети: кисы.

Педагог: правильно, а что обозначает полоски украшающие обувь?

Дети: нельзя воровать, нельзя обижать слабых, нельзя убивать.

Педагог: А что сверху малицы надевают мужчины?

Дети: пояс

Педагог: правильно, ребята пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не снимает и не бросает.

Посмотрите на Хомани она хорошая, добрая, девочка, любит маме помогать, а Хомаку сильный, трудолюбивый мальчик. Вот мы с вами одели ненецких ребят и вспомнили ненецкую национальную одежду. Все эти вещи шьет хозяйка чума – женщина-мастерица.

Ребята, а как олени помогают человеку на Севере?

Дети: Олени для Северных народов – это и транспорт и одежда и жилье. (Показ макет оленя и ставится рядом с чумом)

Педагог: А теперь немного отдохнем. Физкультминутка.

(Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы)

Ребята, а как вы думаете, чем же занимается хозяин чума?

Дети: он пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Педагог: правильно, ребята, он – оленевод, охотник и рыбак, а в свободное время он так же любит мастерить. Что же он умеет делать?

Дети: мастерит посуду, игрушки детям и делает нарты.

Педагог: правильно, ребята, посмотрите, на что похожи нарты?

Дети: на сани.

Педагог: правильно, а какие нарты бывают?

Дети: грузовые, ездовые.

Педагог: правильно, ездовые или легкие бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Женщины всегда возят с собой детей, чтобы детям было удобно, и они не упали, для этого у нарт спинка. А для чего предназначены грузовые нарты?

Дети: для перевозки грузов.

Педагог: да, грузовые предназначены для перевозки грузов (для шестов, одежды, продукты) Между санками и нартами есть большое различие, на санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить и зимой и летом.

Ребята, в холодные зимние дни дети ненцев всегда собираются в чуме и любят загадывать загадки. Я тоже хочу вам загадать загадки.

Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)

Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен (Чум)

Чуток, строен и высок, гордо голову несет. От рогов густая тень. Вот красивый зверь….(Олень)

В тундре голой и холодной, он стадо оленей пасет, зря тут бродит, волк холодный, к стаду он не подойдет. Потому что это стадо стережет (Оленевод)

Педагог: Ребята, а какие традиционные праздники есть у ненцев?

Дети: День оленевода, вороний праздник, день рыбака.

Педагог: во время этих праздников, какие игры и соревнования проводятся?

Дети: оленьи гонки, прыжки через нарты, бросание аркана, перетягивание палки.

Педагог: а дети ненцев в какие игры играют?

Дети: “Солнце”, “Доброе утро охотник!”, “Олень и медведи” и др.

Педагог: Ребята, а как же ненцы относятся к природе?

Дети: бережно.

Педагог: правильно, ненцы очень бережно относятся к природе, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Ненец зря не сорвет ни одной травинки. Поэтому мы, никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом, или же собирающего ягоды.

И мы с вами должны любить и охранять природу. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом.

Обобщение: Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в тундру, побыли в гостях у ненцев, повторяли, закрепили и расширили свои знания о коренных жителях – ненцах.