Цели урока: Обобщить, закрепить и расширить знания о быте коренных жителей тундры, формировать у обучающихся любви к природе Ямала, воспитывать чувство уважения к жизни, к традициям и обычаям других народов.
Оборудование: Карта ЯНАО, иллюстрации тундры, макет оленя, нарты, одежда ненцев, куклы, сундук.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Скажите, любите ли вы путешествовать? (Ответы детей)
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправляемся в путешествие, а какое вы сейчас поймете из стихотворения.
(Показ карты)
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем.
На этом занятии мы побываем в гостях у Северных народов-ненцев, посмотрим, где и как живут, чем занимаются, как одеваются.
Ребята, какие коренные жители Севера вы знаете?
Дети: ненцы.
Педагог: а что означает слово “ненец” в переводе на русский язык?
Дети: “ненец” в переводе означает – человек.
Педагог: правильно.
Ребята, а где живут ненцы?
Дети: в тундре.
Педагог: ( Показ иллюстрацию тундры) Правильно, они живут в тундре, в царстве вечной мерзлоты. Ребята, мы с вами живем в своих домах, а что служит им домом?
Дети: чум.
Педагог: правильно, ребята, как вы думаете, почему они живут в чумах, а не в домах?
Дети: они часто переезжают с места на место, чум удобнее, легко разбирается и собирается.
Педагог: я сейчас предлагаю вам такую игру. Игра называется “Собери чум”. На столе лежат предметы, среди них есть те предметы, которые необходимы для строения чума.
Вы сейчас все вместе подойдете к столу, ваша задача: собрать чум и рассказать из чего он состоит, что мы использовали для сбора чума.
Педагог: что сначала вы поставите?
Чем покроете чум?
Как называется это покрытие?
Что является полом чума?
Что еще бывает в чуме?
Ребята, какое стихотворение мы про чум знаем, кто нам расскажет?
Связали шест, с другим шестом,
Потом еще с одним шестом
Покрыв оленьей шкуркой,
И вот готов ненецкий дом
Мы домом этот дом зовем
Он дарит нам своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
Наш чум готов, а теперь ребята, давайте представим, что в чуме живут современные ненцы, что бы вы поставили в чум для современного человека?
Вот ребята мы с вами создали проект нового чума. Это наша творческая коллективная работа. Теперь человек, живущий в тундре, может знать, что происходит в стране, поддерживать отношение с друзьями, и даже спать в мягкой кровати.
Молодцы, ребята вы справились с этой работой, присаживайтесь на свои места. Мы теперь с вами знаем, в каких домах живут ненцы, что у них в чуме есть, а вы знаете, как они одеваются, в чем же интересно они ходят на улицу? Ребята, чтобы вспомнить, как одеваются ненцы, мы с вами оденем ненецкую девочку – Хомани, и мальчика-Хомаку. А кто хочет их одеть?
Одежда ненцев хранится в сундучке. (По одному выходят и одевают)
Ребята, посмотрите, что одела Влада Хомани?
А как называется женская шуба?
Дети: Ягушка.
Педагог: ребята, расскажите, что вы знаете о женском головном уборе?
Дети: женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки, монеты, это для того чтобы шапку не сносило.
Педагог: Ребята, есть еще одна деталь в женской одежде – это ложные косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты, они очень тяжелые, такие косы нужны, чтобы спина не горбилась. Вот мы и одели Хомани, давайте теперь оденем Хомаку. Кто хочет?
Пока Влад одевает Хомаку, послушайте загадку и отгадайте ”В одну дырку влезешь, а из трех вылезаешь” Что это?
Дети: Малица.
Педагог: а кто хочет нам рассказать про малицу?
Дети: малица – сплошная мужская шубка из оленьего меха с капюшоном.
Педагог: а почему мужчины не носят шапки?
Дети: Они много времени находится на улице, чтобы не сдували сильные ветра, они надевают капюшон от малицы.
Педагог: а как называется у них обувь?
Дети: кисы.
Педагог: правильно, а что обозначает полоски украшающие обувь?
Дети: нельзя воровать, нельзя обижать слабых, нельзя убивать.
Педагог: А что сверху малицы надевают мужчины?
Дети: пояс
Педагог: правильно, ребята пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не снимает и не бросает.
Посмотрите на Хомани она хорошая, добрая, девочка, любит маме помогать, а Хомаку сильный, трудолюбивый мальчик. Вот мы с вами одели ненецких ребят и вспомнили ненецкую национальную одежду. Все эти вещи шьет хозяйка чума – женщина-мастерица.
Ребята, а как олени помогают человеку на Севере?
Дети: Олени для Северных народов – это и транспорт и одежда и жилье. (Показ макет оленя и ставится рядом с чумом)
Педагог: А теперь немного отдохнем. Физкультминутка.
(Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы)
Ребята, а как вы думаете, чем же занимается хозяин чума?
Дети: он пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.
Педагог: правильно, ребята, он – оленевод, охотник и рыбак, а в свободное время он так же любит мастерить. Что же он умеет делать?
Дети: мастерит посуду, игрушки детям и делает нарты.
Педагог: правильно, ребята, посмотрите, на что похожи нарты?
Дети: на сани.
Педагог: правильно, а какие нарты бывают?
Дети: грузовые, ездовые.
Педагог: правильно, ездовые или легкие бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Женщины всегда возят с собой детей, чтобы детям было удобно, и они не упали, для этого у нарт спинка. А для чего предназначены грузовые нарты?
Дети: для перевозки грузов.
Педагог: да, грузовые предназначены для перевозки грузов (для шестов, одежды, продукты) Между санками и нартами есть большое различие, на санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить и зимой и летом.
Ребята, в холодные зимние дни дети ненцев всегда собираются в чуме и любят загадывать загадки. Я тоже хочу вам загадать загадки.
Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен (Чум)
Чуток, строен и высок, гордо голову несет. От рогов густая тень. Вот красивый зверь….(Олень)
В тундре голой и холодной, он стадо оленей пасет, зря тут бродит, волк холодный, к стаду он не подойдет. Потому что это стадо стережет (Оленевод)
Педагог: Ребята, а какие традиционные праздники есть у ненцев?
Дети: День оленевода, вороний праздник, день рыбака.
Педагог: во время этих праздников, какие игры и соревнования проводятся?
Дети: оленьи гонки, прыжки через нарты, бросание аркана, перетягивание палки.
Педагог: а дети ненцев в какие игры играют?
Дети: “Солнце”, “Доброе утро охотник!”, “Олень и медведи” и др.
Педагог: Ребята, а как же ненцы относятся к природе?
Дети: бережно.
Педагог: правильно, ненцы очень бережно относятся к природе, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Ненец зря не сорвет ни одной травинки. Поэтому мы, никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом, или же собирающего ягоды.
И мы с вами должны любить и охранять природу. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом.
Обобщение: Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в тундру, побыли в гостях у ненцев, повторяли, закрепили и расширили свои знания о коренных жителях – ненцах.