Образование во всем мире живет в ситуации постоянных реформ. С 2010 года в Москве, как и во всей России, вводится федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы. В основу ФГОС НО легли ключевые идеи развивающего обучения Л. Занкова, идеология развития Д. Эльконина и В. Давыдова, концептуальные разработки А. Леонтьева и Л. Выготского.
Чем же ФГОС НО отличается от стандарта в старом понимании?
– В основу ФГОС легла идеология развивающего образования.
– ФГОС ориентирован на результаты образования. Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты.
– Создание четырёх учебно-методических систем, направленных на реализацию ФГОС. В их основе лежит системно-деятельностное содержание, ориентиры которого постоянно поддерживаются в информационной среде.
– Один из ключевых моментов реализации новой модели начальной школы, зафиксированный в стандарте – это информационная образовательная среда. Введение стандарта делает необходимым условие профессиональной ИКТ– компетентности работников образовательного учреждения.
– Основным метапредметным результатом в современной школе является ИКТ-компетентность школьников.
Л. Выготский говорил: “Беда школы в том, что наш ребёнок бы и умел, и знал, но он прежде всего не хочет…” Что может изменить отношение ребёнка к учёбе? На наш взгляд ИКТ – это один из инструментов повышения мотивации. ИКТ – это один из инструментов развития речи (создание мультфильмов, “живых” сказок, мини-сочинений и т.д.)
Задачи ИКТ в нашей школе:
- использовать различные способы сбора и анализа информации;
- уметь вводить текст, анализировать изображения и звуки;
- готовить свои выступления и выступать с ауди, видео и графическим сопровождением;
- формировать универсальные учебные действия, основываясь на возможностях ИКТ.
Какие возможности открывает ИКТ современным школьникам:
- легкость коммуникации;
- взгляд на себя со стороны;
- самостоятельность во всем;
- открытость информационного пространства;
- простота совершенствования и сохранения результата;
- исчезновение ненужных усилий;
- демонстрация примеров учения учителем;
В 2010 году 2 учителя начальной школы прошли курсовую подготовку в объеме 210 часов по теме: “ ИКТ – компетентность учителя начальных классов”, что дало
возможность нашей школе стать пилотной по введению ФГОС НО.
В прошедшем учебном году впервые первоклассники прошли контрольно-измерительную диагностику по материалам ЦИТУО, где показали стабильно-высокие результаты. Работая в рамках введения ФГОС НО кафедра учителей начального обучения, определила 2 учебно-методические системы – это “Школа 2100” и “Перспектива”, что позволит реализовать государственный стандарт в полной мере.
В 2011-2012 учебном году ещё 2 учителя начальной школы присоединятся к работе по стандартам второго поколения, а к 2015 году начальная школа полностью закончит первый этап эксперимента и передаст эстафету средней школе.
И дети и учителя увлеченно работают на уроке и во внеурочной деятельности, используя ИКТ. Теперь у младшего школьника никогда не появляется фраза: “Я не хочу в школу”, потому что только теперь можно говорить о том, что учение проходит с увлечением…