Формирование коммуникативной культуры у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через знакомство с флорой и фауной Таймыра

Разделы: Внеклассная работа


Познание окружающего мира младшими школьниками включает в себя ознакомление с различными объектами природы, растительного, животного мира под руководством педагога. Именно педагог закладывает основы экологического мировоззрения своих воспитанников. Учитывая особенности мышления детей с проблемами интеллектуального развития я стараюсь подбирать и выбирать те сведения о природе, которые дети могут понять и усвоить. При знакомстве с дикими животными, птицами, насекомыми я стараюсь представить материал таким образом, чтобы ребенок понял взаимодействие живого объекта со средой обитания. Закладывая основы экологического сознания, обращаю внимание детей на взаимодействие человека с живой природой, воспитании в детях бережного отношения ко всему живому.

Если от островов Северного Ледовитого океана двигаться на юг, то попадете в тундру. Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, убаюканную метелями, словно навеки уснувшую во тьме полярной ночи, она покажется Спящей царевной.

В тундре холодно, пустынно и просторно, как в ледяных чертогах. Зимой здесь бушует, злится пурга. Во время пурги жители тундры стараются не выходить из своих жилищ, потому что в снежной круговерти можно легко потерять ориентиры и заблудиться даже недалеко от дома. Кажется что нет ничего живого вокруг, но это совсем не так. Животный мир края разнообразен и уникален (342 вида птиц и 89 видов млекопитающих, среди последних наиболее значительной является популяция северного оленя, насчитывающего 600 тысяч голов. В арктической пустыне живут белые медведи, овцебыки, моржи, тюлени, нерпа, в тундре – заяц-беляк, северный олень, песец, лемминг, белая полярная сова и много других животных и птиц. Наряду с таким изобилием и разнообразием фауны тундры, некоторые виды животного и растительного мира занесении в Красную книгу как исчезающий вид. Среди этих млекопитающих находится и снежный баран или толсторог.

На эту тему я провела несколько занятий, на которых дети познакомились с образом жизни этого замечательного и гордого животного, который смог выжить в этих очень сложных климатических и экологических условиях. Обязательный упор делаю на сохранение и бережное отношение человека к природе родного края. Просмотрели несколько серий фильма “ В стране Толсторога”, где дети с замиранием смотрели и узнавали очень многое о жизни и выживании их в суровых условиях Таймыра. При проведении занятий по знакомству с животным и растительным миром Таймыра очень часто использую видеофильмы, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья лучше, легче усвоить данный материал и глубже его прочувствовать эмоционально. Мероприятия такого плана учат детей быть добрыми, заботливыми, развивают такие чувства как сопереживание, сочувствие, любовь к живому миру на Земле.

Цель урока: обогащать и расширять знания детей о фауне Таймыра.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с образом жизни снежного барана, значимостью этого животного в экосистеме Таймыра. (Занесен в Красную книгу).
  • Обобщать представления детей о животном мире Таймыра, уметь находить общее в образе жизни их в условиях Севера.
  • Формировать экологическую культуру через заботливое, бережное отношение к живому миру Таймыра.
  • Коррекция мышления на основе умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Материал: Иллюстрации животных Таймыра, таблица к игре “Третий лишний”, видеофильм “Страна толсторога”, тест “Расскажи о животном”.

Ход занятия

1. Организационный момент:

А). Упражнение “Мое настроение”

Цель: Создание положительного психо – эмоционального настроя.

Правила: Дети на столе выбирают цветы, вырезанные из бумаги того цвета, который соответствует их настроению и прикрепляют на доске в форме букета.

Б). Игра “Эхо”.

Цель: Настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Правила: Воспитатель называет свое имя, например, Нина, а дети как эхо его прохлопывают и проговаривают Ни – на и т. д. по очереди все дети по кругу называют свое имя и прохлопывают.

2. Введение в тему:

– Ребята, а сейчас я вам предлагаю упражнение “Третий лишний”.

Правила: В горизонтальном ряду надо убрать “лишнее” слово и объяснить почему его убрали.

  1. Куропатка, олень, морж.
  2. Белый медведь, тюлень, гусь.
  3. Утка, волк, заяц.
  4. Песец, лемминг, полярная сова.
  5. Овцебык, бурый медведь, глухарь.
  6. Сокол, росомаха, снежный баран.

– Что объединяет оставшиеся слова? (это животные, животные Таймыра).

3. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

– Вот и тема нашего занятия называется “Животный мир Таймыра” (вывесить на доске).

– Где находится полуостров Таймыр? (На севере Красноярского края. Показать на карте).

– Мы с вами, ребята, живем на севере Красноярского края. И город Норильск расположен на полуострове Таймыр, недалеко от Северного полюса. Таймыр поражает своей суровой природой. Это край лютых морозов, сильных студеных ветров. Полярная ночь длится более двух месяцев. Зима 8-9 месяцев. Лето короткое и холодное. Кажется, что ничего живого не существует в этом ледяном царстве. Но это совсем не так. Таймыр восхищает богатством своей живой природы и разнообразием животного мира.

– Какие же животные обитают на Таймыре? (Дети называют, вспоминают их).

– Давайте с этими животными познакомимся поближе, а помогут нам в этом специальные таблицы, в которых вы можете подчеркнуть правильный вариант ответа и сможете рассказать об этом животном.

Где живет? (на севере, на юге, по всей России. Чем питается? (травоядное или хищное..). Как выживает в условиях Севера? (накапливает жир, находится в спячке, уходит в более теплые края..). Какую пользу приносит? (теплый мех, мясо ценное, жир полезный, рога лечебные…).

– Ребята, одно правило, которое необходимо выполнять: вы рассказываете о животном не называя его, а остальные дети должны отгадать, что это за животное?

Учитывая разный уровень информации детей по данному вопросу, я использую дифференцированный подход в этой части занятия.

1 группа – отдаю карточки домой и они готовят небольшую информацию об определенном животном. (Слабо развита монологическая речь, неуверенные дети…).

2 группа – заучивают загадки о каком-либо животном заранее (коррекция памяти на основе запоминания, дети, которые могут растеряться, которым трудно выступать перед классом).

3 группа – это дети более уверенные, обладают достаточным запасом знаний (не бояться выступать перед классом, аудиторией).

Примерный перечень информации о животных Таймыра.

Белый медведь – самый крупный хищник на Земле. Весит очень много (если поставить на весы всех нас, то он будет намного тяжелее, такой вот он огромный. На голове у него маленькие ушки, лапы у него большие с недлинными, но острыми когтями. Шерсть очень густая, белого или чуть желтоватого цвета, покрыта она жировой смазкой и при плавании он почти не мерзнет в ледяной воде и плавает в ней много часов подряд. Питается тюленями, рыбой.

Северный олень – крупное животное, у него теплый мех, который согревает его зимой, а летом защищает от укусов насекомых. Он большой и сильный, на голове большие, ветвистые рога. На ногах копыта, с помощью которых он без труда передвигается по снегу. Живут они стадами. Он бывает дикий и домашний.

Песец – основной пушной зверь нашего Севера. Зимой у него белый, красивый, густой мех, который очень ценится. Сам он небольшой, с пушистым хвостом, маленькими глазками и небольшими ушками. Питается леммингами, разоряет птичьи гнезда.

Лемминг – …небольшое животное, живет в норках, тело покрыто серой, густой шерстью. У него маленькие глазки и острые зубки.

Волк – хищное животное. Тело покрыто серой шерстью, рыщет по тундре ищет добычу, зубы острые. Многие звери его боятся.

Шерсть, толстая шкура и большой слой жира, небольшие темные глазки. Передвигается он с помощью ласт. Несмотря на свою неуклюжесть, это ловкий охотник. Питается рыбой.

Загадки:

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Бурый медведь).

Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (Заяц).

Ребята отгадывают животных и по мере отгадывания иллюстрации вывешиваются на доске и дети их рассматривают, сравнивают с описанием.

Физминутка: игра “Доброе животное”.

Цель – развитие чувства единства.

Правила игры: Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Можно движения видоизменять.

– Ребята, вы уже знакомы с Красной книгой. А для чего она нужна?

– Какие животные Таймыра занесены в Красную книгу?

– Вот сейчас я вас познакомлю с очень редким животным, занесенным в Красную книгу. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Кто ни в жару
Ни в стужу
Не снимает шубу? (баран).

– И расскажу я вам не просто о баране, а о снежном баране. Послушайте.

Рассказ воспитателя:

– Снежный баран или еще его называют толсторог, или чубук. Снежный баран – животное средних размеров и довольно массивного сложения. У самцов большие красивые, мощные рога, у самок тоже рога, но небольшие. Очень редчайший вид снежного барана обитает у нас, на Таймыре, в горах Путорана. Редкий вид и поэтому он занесен в Красную книгу, с целью сохранения этого редкого животного Таймыра. Раньше это животное даже могло находиться в окрестностях Норильска, но сейчас нет. Численность снежного барана резко сокращается, поэтому необходимы срочные меры по его защите. Уничтожают снежных баранов в основном браконьеры. Любят бараны места с крутыми склонами, недоступными для людей. Здесь они находятся постоянно. Но летом, в период большого количества комаров, мошек, гнуса они выходят на безлесое место, где ветер дует и они спасаются от комаров. Летнее питание – сочные, зеленые корма. Зимой – дриада, пушица, брусника, голубика, багульник, который они добывают из-под снега. Молодые рождаются в июне, июле – 1-2 детеныша. Враги – волк, росомаха, рысь. Для охраны создан заповедник “Таймырский”. (Эту информацию можно сократить или добавить с учетом возможностей детей).

– А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из видеофильма, который называется “Страна толсторога”, где рассказывается о жизни снежного барана у нас на Таймыре. (Просмотр видеосюжета).

– Где живет снежный баран?

– Как он выживает в таких суровых условиях Севера?

– Нужна ли этим животным помощь и забота человека и для чего?

Гимнастика для глаз:

– Ребята, посмотрите на кружок зеленого цвета на стене не поворачивая головы, затем на кружок красного цвета, затем желтого и затем синего, крепко зажмурьте глаза и откройте.

– А сейчас Людмила Леонидовна, учитель биологии, познакомит вас с еще одним животным Таймыра. Послушайте, пожалуйста. Рассказ сопровождается показом иллюстраций.

Рассказ учителя.

– В 1974-1975 годах на Таймыр с целью акклиматизации были завезены 10 канадских и 20 аляскинских овцебыков. Раньше эти животные обитали на Таймыре, но вымерли. Два года держали овцебыков в загоне, в устье реки Бикада. Небольшое количество этих животных погибло во время акклиматизации. Остальная часть сохранилась и дала приплод. Сейчас это стадо уже большое, им очень нравится у нас на Таймыре и они свободно путешествуют. Но в прошлом году случилась очень печальная история с маленьким овцебыком Гришкой, который отстал от стада и на него напали волки и загрызли его. Поэтому чтобы выжить в суровых условиях Севера эти животные держатся рядом, защищая друг друга от врагов.

– Какие вопросы у вас будут к Л.Л.?

– А кто же самый главный защитник животных на Севере, которым так трудно здесь выжить и почему?

– Конечно же, человек, от поведения которого зависит будут ли жить на Земле такие удивительные животные , с которыми мы с вами сегодня еще раз познакомились и будем ли мы жалеть и беречь их, а они будут радовать нас своей красотой, добротой. Ведь им так тяжело выживать в этом суровом, ледяном краю. Давайте же будем их друзьями и защитниками!

4. Заключительная часть.

– Что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии?

– Что бы хотели узнать? (если дети затрудняются, то можно предложить такой вариант: например, спросить: “А кто такая ондатра? Есть ли она у нас на севере? Почитайте дома энциклопедию, побеседуйте с родителями и на следующих занятиях расскажите что– нибудь интересное”.

– Спасибо. Всего доброго.