Адаптация детей и их родителей к дошкольному учреждению

Разделы: Работа с дошкольниками


Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребёнка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Работа с семьёй – важная задача образовательной системы. Период адаптации тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Ребёнок наиболее чувствителен к влиянию родителей.

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособлении к её условиям. Когда ребёнок впервые поступает в детские учреждение, для него меняются все основные параметры среды; режим дня, питание, обстановка. Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. В раннем возрасте закладывается фундамент будущей личности. Поэтому необходимо внимательное и бережное изучение каждого ребёнка в этом возрасте, что даёт необходимую информацию об индивидуальных психологических особенностях, дарованиях малыша. Именно в этом возрасте ребёнок поступает в детский сад. Адаптация детей к новым условиям, непростая задача, изучением которой на протяжении многих десятилетий занимаются отечественные и зарубежные ученые: Н.М. Аскарина, B.C. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, Е.И. Морозова и другие.

Результаты научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева, Н.Е. Веракса дали возможность переосмыслить традиционные подходы к решению проблемы адаптации ребёнка, определить приоритеты малыша и по-новому выстроить всю систему его жизнеобеспечения. Это позволило создать четкую систему потребностной структуры ребёнка в условиях вхождения его в социум, что можно представить в виде четырёх ступеней иерархической лестницы:

IV ступень – ребёнок и дети,
III ступень – ребёнок ближайшее окружение,
II ступень – ребёнок, мама и другие взрослые,
I ступень – ребёнок и мама.

В основе иерархической лестницы, на её I ступени, находятся отношения ребёнка и матери, их симбиотическая связь, благодаря которой у малыша с первых дней жизни формируется чувство защищённости и доверия к миру. Это основа основ. Поэтому ребёнка нельзя отрывать от матери, особенно в критических ситуациях.

Проблема адаптации – это проблема родителей. От того, как они подготовят ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение, зависит характер и длительность адаптации. Адаптация  – длительный процесс, который продолжается от 1 до 6 месяцев и состоит из двух этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Задачи родителей и воспитателей не всегда совпадают, но цели у них едины: помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям жизни в дошкольном учреждении. Чтобы облегчить синдром адаптационного периода, в нашем детском саду разработан комплексный подход. До поступления в детский сад все родители обращаются в поликлинику, поэтому мы решили информировать родителей как можно раньше. В поликлинике нашего района мы создали красочный стенд «В детский сад идти пора» Куда вошли не большие рекомендации:

  • как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад;
  • как преодолеть тяжесть периода адаптации ребёнке к ДОУ до его поступления;
  • как надо вести себя родителям с ребёнком, когда он впервые посещает детский сад;
  • памятка для родителей при поступлении ребенка в детский сад.

В наш детский сад поступают дети из других районов, которые не посещали нашу поликлинику. Мы проводим родительское собрание, где предлагаю родителям, познакомится с режимом дня детского сада, рассказываю, как и чем занимаемся, в какие игры играем, прошу родителей о сотрудничестве так как, прежде всего главное это здоровье малыша. Поэтому советую, чтобы родители не торопились оставлять ребёнка на целый день, а делали это постепенно и желательно, чтобы родители были доброжелательны и терпимы, создавали тёплую спокойную атмосферу не только когда приведут ребёнка в детский сад, но и дома. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.

На родительском собрании, которое происходит в непринуждённой форме, пытаюсь объяснить, что расставание должно быть постепенным и индивидуальным для каждого малыша и родителя.

После собрания родители приглашаются в детский сад, где знакомятся с персоналом детского сада, с игровыми комнатами, медицинским кабинетом, спортзалом, музыкальным залом. Родителям подробно рассказывается о возрастных особенностях, о питании ребёнка. Родители заполняют карту готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение.

Самый ответственный момент – это знакомство родителей с воспитателями, важно расположить маму, дать ей понять, что её малыша ждут и не обидят. Затем родители приглашаются уже вместе с ребенком, знакомят ребенка с воспитателями. Малыш, как сказано выше очень привязан к матери, он наблюдает как мама общается с незнакомой тетей. Затем малышу показывают игровую комнату, он может поиграть новыми для него игрушками вместе с мамой.

Следующий этап – родители с ребёнком приходят на прогулку, дети знакомятся с участком и другими воспитанниками. (Примерный конспект прогулки – Приложение 1)

Если мама испытывает очень сильную тревогу за своего малыша, то она может прийти чуть пораньше или побыть в группе вместе с малышом, но я обязательно смотрю, как реагирует на это её малыш и другие дети.

В практике встречаются случаи, когда малыш сидит на руках у мамы и не на что не обращает внимания, это уже вредит не только малышу, но и маме т.к. она начинает нервничать, а малыш чувствует это, и ещё с большей силой цепляется за маму. В таких случаях я прошу приводить ребёнка кому-то другому, бабушке или папе.

На собрании стараюсь, чтобы и родители включались в диалог, делились своими достижениями в воспитании своего малыша.

Стараюсь больше беседовать с родителями, и в доброжелательной атмосфере прикоснутся к внутреннему миру родителя (ребёнка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Всю предоставленную родителями информацию, я стараюсь проанализировать с психологом и в разнообразной форме, поделиться с родителями, при необходимости посещаю ребёнка в семье. И в процессе доверительного общения с родителями легче преодолеваются сомнения и недоверия.

В своей работе я стараюсь разнообразить общение с ними, для этого у родителей есть мой телефон, они могут позвонить и проконсультироваться по волнующему вопросу.

В своей работе я использую и наглядно-информационную форму общения с родителями:

Информационно-ознакомительные формы:

Эпизодические посещения родителями детского сада; открытые просмотры режимных моментов и других видов деятельности; дни открытых дверей; выставки детских работ; фотовыставки; информационные проспекты.

Традиционно в группах раннего возраста не проводят день открытых дверей, но я приглашаю родителей на режимные моменты, на занятия, развлечения, предлагаю им поучаствовать. Если родители по какой-то причине не желают участвовать в каких-то мероприятиях, то они приглашаются как наблюдатели того или иного процесса. Они могут захватить с собой видеокамеру, но с условием, чтобы в равной мере снимать всех детей.

Для того чтобы родители лучше представляли, то, как и чем занимаются с детьми раннего возраста, я делаю фотовыставки. Обычно эти фотовыставки посвящены какому-то интересному событию из жизни группы, но в нашей группе, все события интересны для родителей, они желают видеть все моменты своего малыша, поэтому я делаю фотовыставки тематическими: «Наши дети»; «Вот как мы живём»; «Чему мы научились».

Для сближения родителей и детей, я использую совместные посещения театров, родители приводят детей на представления, которые проходят в детском саду.

Также я привлекаю родителей совместно с нами показывать небольшие представления.

На все праздники мы с детьми приглашаем родителей и дарим им свои поделки. Традиционно в нашей группе, для родителей, показываются с участием детей сказки.

Информационно-просветительские:

Информационные стенды; папки-передвижки; тематические выставки; мини-газеты, которые направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей.

Посредством статей на информационных стендах я стараюсь информировать родителей о режиме дня, расписание занятий, о задачах освоения программы, рекомендую какие книги можно почитать, в какие игры поиграть.

В папках-передвижках я стараюсь более подробно ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Папки-передвижки родители могут взять домой и в спокойной обстановке не торопясь ознакомится.

Я стараюсь помочь родителям по вопросам воспитания, для этого в нашей группе есть мини-библиотека для детей и родителей.

Каждый родитель индивидуален и в процессе поиска я стараюсь найти ключик к каждому. Очень важно, что у родителей появляется интерес к жизни их детей в группе. Это показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Но чтобы эта работа не бала спонтанной и кратковременной. Я разработала перспективный план по работе с родителями. (Приложение 2)

Цель этих мероприятий:

  • Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогический возможностях.
  • Способствовать формированию у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
  • 0казывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемами его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
  • Создавать положительные отношения ко всем процессам.
  • Развивать различные умения соответствующие возрастным возможностям.
  • Обеспечить решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям, тем самым ускорить и облегчить протекание адаптационного процесса.

Всё это направлено на создание у ребёнка положительного отношения ко всем процессам, стимуляции собственной активности и напряженности его сил, развития различных умений, соответствующих возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми. Предоставление ребёнку определённой свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом, выборе способов работы. Я стараюсь ускорить и облегчить протекание адаптационного периода.

Свою работу я выстраиваю на поговорке «Воспитывай лаской, а не таской», поэтому я ласкова, улыбчива, терпелива.

С первых дней пребывания в детском саду я стараюсь, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада. Работая по программе «Детство», девиз которой: «Чувствовать. Познавать. Творить». Я стараюсь, что бы это отражалось в содержании каждого дня пребывания ребенка, в детском саду открывая ему радость общения, познания, роста собственных возможностей и самостоятельности.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

  • способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установление добрых отношений с воспитателем и сверстниками, эмоциональному благополучию и активности каждого ребенка;
  • обеспечить полноценное физическое развитие малышей, закаливанием укрепление здоровья, овладения основными движениями и гимнастическими навыками;
  • содействовать развитию речи и познавательной активности детей, учить выделять особенности предметов и объектов природы на основе приемов сенсорного обследования;
  • способствовать развитию самостоятельности овладению разнообразными действиями с предметами, приобретению умений самообслуживания, игры и общения с близкими людьми взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (взрослых и сверстников), добрые чувства к животным и растениям;
  • способствовать развития интереса к участию в игровых импровизациях, музыкальной и художественной деятельности.

Общаясь с малышами, я стремлюсь к контакту на уровне глаз ребенка. Я сажусь на маленький стул, если он хочет со мной поделиться, располагаюсь на ковре вместе с детьми и играю в большой конструктор, катаем машинки друг другу, это помогает детям чувствовать себя в общении со взрослым свободно и уверенно. Поговариваю все свои действия «Мы сейчас оденем сапожки, оденем сапожки на ножки и т.д.».

Стараюсь, что бы дети играли спокойно, не мешая друг другу играли рядом, объединяю их в игре с общей игрушкой (прокати, Влад, машинку Данилке), учу развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов (Катя проснулась, давайте угостим Катю завтраком), прошу выполнить несложные поручения (Поставим игрушки на полочку).

Развиваю у детей самостоятельность, для этого использую игровые приемы показ, не тороплю ребяток, хвалю, завлекаю их потешками (Кто умеет чисто мыться, кто водицы не боится).

Стараюсь всегда прийти на помощь, но не просто сделать за ребёнка, а именно помочь ему сделать самому. «У тебя, Настенька, не получается, сложить пирамидку, давай вместе. Бери самое большое колечко и нанизывай его на палочку...». Ещё я стремлюсь установить между детьми доброжелательные отношения, приучить малышей к выполнению единых правил поведения в группе.

Своим примером показываю детям образцы доброго, внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю поступки детей. Организую различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. «Купание куклы Кати»; «Устроим кукле комнату».

Цель: воспитывать заботливое отношение к кукле, навыки бережного отношения с ней, радости игрового общения со сверстниками.

В группу поступают дети с разным уровнем подготовленности, поэтому в начале года я провожу диагностику умений детей. Выяснила, что у детей не сформированы культурно-гигиенические навыки, разговорная речь не развита (некоторые просто мычат), отстают в физическом развитии, а манипуляции с предметами очень примитивны. Установив с ребёнком доверительное отношение, познакомив его с окружающей обстановкой. Я вовлекаю его в игру.

Сначала это знакомые игры «Ладушки»; «Сорока-сорока»; «Киска» и другие. Приглашаю в гости игрушки, разговариваю с детьми от имени игрушки: «Я кисонька Мурысонька, в гости к вам пришла». Развиваю мелкую моторику. Показываю, как играть стаканчиками, пирамидками, матрёшками, мозаикой. Всё это способствует развитию речи, которая напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На играх-занятиях по развитию речи в адаптационный период я стараюсь разговорить малыша, если он ещё плохо говорит, то прошу показать, что он видит, «Сонечка, где у мишки ушки, правильно молодец, а где лапки, умница».

Стараюсь всегда хвалить ребенка, даже если ребенок не может рассказать стихотворение, но выходит и мотает головкой, я рассказываю вместе с ним и хвалю его «молодец, хорошо рассказал». У ребенка появляется интерес и тогда он старается.

Чтобы развивать звуки я с детьми «превращаюсь» в жучков, ручеек, киску и т.д. Дети вместе со мной произносят звуки «мяу» – мяукает киска, «с-с-с» – течет водичка и так далее.

Занятия по развитию о речи в начале адаптации проходят индивидуально затем по подгруппам, я считаю, что самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы, посвей инициативе, вступают в общение с взрослыми и сверстниками.

Результаты работы составили начало учебного года – плохо говорящие дети 70%, нормально говорящие дети 30%; конец учебного года – 18% плохо говорящие дети, говорящие дети 82% .

Очень нравятся детям комплексные занятия, где можно сначала поиграть с игрушкой, а потом помочь ей найти маму или папу, а может потерявшуюся игрушку, красного цвета. Ещё детям нравятся театрализованные занятия, где я наряжаюсь в какой-нибудь костюм, например бабушки и рассказываю детям сказки, потешки. Также приходят в гости театральные игрушки, например «Коза-Дереза» и играет с ребятками.

Очень нравятся хороводные игры, например «Надувайся пузырь»; «Карусель», «Кто у нас Хороший» я заметила, чем чаще дети берутся за руки, тем они дружнее.

Все мои действия с малышами приносят положительные результаты. Малыши быстро привыкают, с интересом идут в группу, не плачут, вечером не хотят идти домой и мама ждет, когда малыш уберёт за собой игрушки. Для меня очень большим комплиментом является сказанные из уст родителей слова «Даже в выходной день, мой ребёнок просится в садик».