В современных условиях общеобразовательная школа ставит перед собой задачу подготовить не просто людей с твердыми базовыми знаниями, но и людей, способных к деятельности в условиях конкуренции, умеющих ориентироваться в потоке научно-технической, философской, лингвистической, культурологической информации, работать с литературой, осваивать новые технологии.
Слайд 2
Анализируя противоречия, существующие в сегодняшней практике, следует определить проблемы и задачи, решение которых - основа нашей педагогической концепции.
Противоречия | Проблемы и задачи |
1. Между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и теми целями, которые ставят перед собой большинство моих учеников и их родителей (получение востребованных знаний, полезных практических навыков, в том числе само ориентации в условиях конкуренции, самообразования) | 1. Постановка во главу угла педагогического процесса развития личности ученика, как залог его успешной самореализации, непосредственное участие учащихся в выработке стратегии и тактики учебной деятельности. |
2. Между базой знаний, умений и навыков, которую закладывает традиционная школа, и постоянно меняющимися требованиями, предъявляемыми общественно-экономическими отношениями. | 2. Развитие исследовательских навыков учащихся, содействие в овладении алгоритмом самопознания и организации различных видов деятельности. |
3. Между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворять этим требованиям ( то есть между уникальностью каждой личности, ее стремлением быть услышанной и понятой и методикой обучения с ее набором педагогических штампов). | 3. Создание комфортной атмосферы урока, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их развитию и проявлению и отслеживать личный результат достижения в процессе обучения, в том числе и промежуточный результат. |
4. Стремление личности к гуманным общественным ориентирам и отношениям и их отсутствием в современном обществе. | 4. Общение с лучшими достижениями общечеловеческой культуры, как важнейшее средство познания литературы на основе общечеловеческих ценностей и приобретение нравственно-психологического опыта в решении любых жизненных ситуаций. |
Таким образом, следует выделить главное противоречие: между стремлением личности к саморазвитию и самореализации и отсутствием в современном обществе естественных условий для этого.
Отсюда цель педагогической концепции – содействовать формированию и развитию деятельностных способностей личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свой выбор, ориентированный на общечеловеческие ценности, на прогнозирование себя в будущем.
Слайд 3
Модель обучения литературе как организационная система развития индивидуальности ученика
Предлагаемый подход к преподаванию литературы имеет ряд преимуществ, во-первых, учащиеся систематически получают навыки общения; во-вторых, совершенствуют умение воспринимать и принимать окружающий мир; в-третьих, учащиеся приобретают самостоятельность действий в самых разных жизненных ситуациях, в-четвёртых, учащиеся совершенствуют умение анализировать свои действия и давать им оценку.
Модульная технология позволяет варьировать структурные элементы в зависимости от содержания темы, количества часов, возможности данного класса, а также от выбранного метода познания: от общего к частному или от частного к общему.
В своей работе я опираюсь на принципы развивающего обучения Занкова – Давыдова - Эльконина и теорию поэтапного формирования умственных действий Гальперина.
Слайд 4
Можно выделить следующие структурные элементы модели:
- Лекция, уроки-практикумы, семинар
- зачёт, творческие работы-сочинения.
- Урок-концерт, урок-конференция, коллоквиум.
Они могут быть академического типа, но чтобы активизировать личность в обучении, я использую активные методы обучения: неимитационные технологии (проблемные лекции, проблемные семинары и практикумы).
На лекции деятельность учеников выражается в трёх формах.
Слайд 5
Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала, самостоятельная работа во время слушания лекции и после.
Лекционное прослушание – сложный психологический процесс. Даже если перед слушателем стоит довольно простая задача – записать конспект лекции, он должен правильно понять ее содержание, выделить главное, оценить значимость материала. Кратко сформулировать и записать и одновременно слушать и воспринимать дальнейшее.
Как удержать внимание учеников, как превратить их из пассивных слушателей в активных?
Важное значение играет яркое начало, когда задаётся нужный эмоциональный тон.
Первую вводную лекцию в 11-м классе, обозначенную мной как «Художник и время», начинаю с эпиграфа: «Удел поэтов – борьба и гибель, ценой которой покупается бессмертие поэзии. Мы умираем, а искусство остаётся» (А. Блок)
Художник и время. Пушкин нелестно отзывался о своём веке: «Ужасный век! Ужасные сердца!». А Герцен совсем иначе расценивает это время: это время богатырей. А мы называем «золотым веком» поэзии.
20 веку вынесен ещё более жестокий приговор. Осип Мандельштам называет этот век волкодавом:
На меня надвигается век-волкодав,
Но не зверь я по сути своей.
А мы говорим с гордо щемящим сердцем, что это «серебряный век» русской поэзии.
В любой лекции поставленная проблема должна быть важной и интересной для учеников. Тогда их легче вовлечь в диалог, в поиск истины. В данной лекции проблема заявлена сразу же – это проблема взаимоотношения художника и времени.
Слайд 6
Психологи утверждают, что лекцию, в которой каждое положение – главное, слушать невозможно. Нужен «воздух» между тезисами, время на осмысление услышанного; таким «воздухом» является прослушивание музыкальных произведений, использование репродукций картин, вовлечение ребят в разговор, беседу, опирающуюся на их жизненный опыт, на ранее полученные знания, чтение отрывков из произведения. Словом, лекция – это своеобразное произведение, автором которого является учитель.
Слайд 7
Чтение книги учащимися в настоящее время представляет проблему, особенно в старших классах, например, в 10-м классе объёмные произведения, а в 11-м классе большая «обойма» необходимых для прочтения книг. Как добиться, чтобы ученики приходили на урок со знанием текста? Ведь без знания учащимися текста урок превращается в «окололитературный» разговор. Чтобы решить эту проблему, я использую такой структурный элемент, как коллоквиум (собеседование). Чтобы проверить знания текста, необходимо всего 15-20 минут урока. А эффект очень высокий. Задача заключается в том, чтобы самому ученику проявить активность, показать свои знания, лучшие участники коллоквиума получают право провести следующий коллоквиум. Этой же цели может служить урок-концерт. Так, например, перед изучением драмы Островского «Гроза» ученики, разделённые на группы, получают задание представить инсценировку понравившегося фрагмента пьесы, с элементами костюма и в дальнейшем (после инсценировки) своим комментарием.
Образовательный процесс как процесс развития гуманитарной системы подчиняется психологическим закономерностям. Ведущим мотивом в жизни и деятельности подростков является самовыражение в среде сверстников – это можно сделать только в группах. Состав групп я варьирую: это может быть группа выравнивания, цель – подтянуть некомпетентных, может быть группа поддержки: она способна работать самостоятельно над более трудными заданиями, и группа «локомотивов» – это ученики высокого уровня.
Слайд 8
На следующем слайде модель урока-практикума. Цель и задача этого урока – первоначальное погружение в текст рома «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Учащиеся работали в группах, собирая и анализируя материал по темам.
Слайд 9
Семинар – это неразрывность поиска ответа на вопрос с усиленной работой над текстом, активизация мышления, заинтересованность в правильном ответе.
Первое семинарское занятие в 11-м классе посвящено символистскому роману Ф.К. Слогуба «Мелкий бес». Этот роман – вершинное произведение Ф. Сологуба. Роман интересен тем, что является произведением пограничным между реализмом и модернизмом, и в то же время прочитывается как символический неомифологический роман. Ребята с интересом читают «Мелкого беса». На семинаре обсуждаются следующие вопросы:
- концепция символистского романа в работе В.Ерофеева «На грани разрыва»,
- связь с художественными системами Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина,
- мир «передоновщины».
Слайд 10
Зачёт завершает уроки, объединённые по теме «Серебряный век русской поэзии». Форма зачёта может быть разнообразной: обычно ученики получают задание на карточке – им нужно определить, к какому направлению принадлежит данное стихотворение, дать характеристику направлению, прокомментировать поэтический текст, назвать автора, ответить на вопросы, касающиеся его поэтического мира.
На зачёте использую также такую педагогическую инструментовку, как включение учащихся в процесс взаимоконтроля знаний: назначаются ученики-консультанты, имеющие право принимать зачетные темы разного уровня сложности.
Творческое задание на зачёте – обязательно, это, например, составление буриме или подражание поэту. Прочитаю одно из удачных ученицы Алёны Костык:
Подражание Сергею Есенину
Осень, неприветливо немая,
За калиткой гостьею стоит.
Хрупких птиц белеющая стая
К горизонту с криками летит.
И крапива клонится уныло
К бурой и суглинистой земле,
Что уже остыла, отлюбила,
В солнечном отнежилась тепле.
А с небес усталых, предвечерних
(в них уже спасенья не найти),
По блестящему Вселенской чернью,
Выстланному звёздному пути,
Вниз идёт за мной судьба поэта,
Босонога и слепа впотьмах,
В рубище нетленное одета,
Тонкую свечу неся в руках.
Слайд 11
Уроки-конференции предполагают исследовательскую деятельность, они стали системными в моей структурной модели. Два раза в учебном году проводятся такие уроки (в конце первого полугодия и в конце второго). Заранее объявляются темы докладов-рефератов, например, в 11-м классе в начале года даются такие темы: «Своеобразие метафоры в раннем творчестве В. Маяковского», «Женские образы в цикле И. Бунина «Тёмные аллеи», «Мотив игры в рассказе И. Бунина «Человек из Сан-Франциско», «Лирический герой в раннем творчестве Маяковского» и др.
Элементы исследовательской деятельности в выборе темы, метода исследования, выработки умения формулировать цель исследования, в работе с источниками информации.
Ученики получают подробную библиографию. Они учатся оформлять реферат-доклад, делать так называемую «выжимку». Эти умения дают учащимся усваивать этапы научного познания. По уровню самостоятельности они могут соответствовать начальному, продвинутому и высшему уровню. И здесь тоже мной используются разные формы: индивидуальная, парная, группавая.
Слайд 12
Мною разработана модель-схема, которая помогает ученикам освоить методику анализа художественного текста, разобраться в его сложной структуре, найти свой творческий подход к интерпретации текста.
Начинаю беседу с вопроса:
Чем отличается художественная реальность от обычной реальности?
- может быть изображен какой-то определенный отрезок времени…
- время растягивается, изменяется по желанию автора…
- может меняться пространство…
- автор делает акцент на определенных событиях, героях и т.д.
- в некоторых случаях мы слышим голос автора, его оценку…
Какова цель такого построения художественной реальности?
- Чтобы мы увидели, поняли что-то, т.е. нам хотят что-то сказать, показать. Мы должны выйти к авторской идее, концепции. Поэтому все в произведении значимо и знаково.
А что есть в произведении, какие художественные элементы мы выделяем в текте?
- События (фабула и сюжет). Часто сопоставление фабулы и сюжета важно для раскрытия смысла произведения, так, например, в рассказах А.П.Чехова
- герои (образы)
- действия героев, их поступки, взаимодействие (все это элементы сюжета)
- подробные описания героев, обстановки (художественные детали)
- все события разворачиваются в каком-то месте и в определенное время (время и пространство, хронотоп).
- авторское присутствие, которое может быть различным. Автор может занимать активную и пассивную позицию, может «прятаться» за какими-то персонажами, а может быть объективным созерцателем…
- название произведения. Особенно актуально обращение внимания на название в малых жанрах (рассказ). Можно посмотреть, как соотносятся название и сюжет.
Итак, чтобы проанализировать текст, нужно обратить внимание на все эти составляющие.
С чего начать анализ? Здесь – полная свобода, нет универсальной схемы, само произведение вам подскажет, так как в тексте всегда автор делает на чем-то акцент. Это улавливается без анализа, интуитивно, эмоционально. Четкость в анализе должна быть, но пунктуальность не обязательна. Если идея ясна и на поверхности, то наша задача, представить ее и рассказать, как художник дает возможность нам ее увидеть.
* Есть произведения, где автор подробно описывает мимику героев, их мысли, чувства, каждые движения души (психологизм) – творчество Л. Толстого показательный тому пример – метод характерный для реализма, но бывает, что нет психологизма, описания внутренней жизни героя «скупые» (это можно встретить в символизме), значит, акцент сделан на чем-то другом, следует обратить внимание на детали, на действия героя, на хронотоп.
Также возможно слияние в произведении двух вышеописанных свойств (например, у Достоевского, Бунина).
Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями. В своей практике пытаюсь синтезировать проблемную и модульную технологии и выстраивать модель проблемно-блокового урока.
Слайд 13
Эффективность модульной технологии - это развитие креативных способностей, коммуникативных и толерантных компетенций; умение самостоятельно формировать, выражать и отстаивать свои позиции; формировать навыки самоанализа и самоконтроля.
Слайд 14
На этом слайде мы видим уровень сформированности интеллектуальных умений учащихся.
- Зачёт в 11 классе по поэзии «серебряного века».
- Тест в 10 классе по роману «Отцы и дети».
- Коллоквиум в 11 классе «Б» по роману «Мы».
Заключение.
В заключении хочу сказать, что интеллект учащихся формируется в оптимальных условиях: в сочетании инновационных технологий именно с предметом литература. Именно литература, её культурологический аспект – одно из важнейших в составе современного гуманитарного знания. Литература ориентирована, прежде всего, на понятие ценность. А это чрезвычайно важно в условиях современной жизни.
Используемые источники информации:
- Официальный сайт Л.В. Занкова (Развивающая система обучения Занков) www.zankov.ru
- Сайт В.В. Давыдова vdavydov.ru
- В.В. Давыдов Анализ структуры мыслительного акта // Доклады Академии педагогических наук РСФСР, 1960, 2.
- В.В. Давыдов Публикации в журнале «Вопросы психологии».
- П.Я. Гальперин Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Н.Б. Чекусова Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах.
Адрес сайта: edu.of.ru/gymnasia/