Цель урока: проверка и оценка знаний учащихся по теме «Натуральные числа».
Ход урока
Ι. Сообщение темы и цели урока.
ΙΙ. Зачётная работа (проходит в игровой форме).
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Натуральные числа», научились производить все действия с натуральными числами, решать уравнения, задачи с помощью уравнений, вычислять площадь прямоугольника, объём параллелепипеда. Сегодня вы должны показать как вы усвоили материал по этой теме, а судить об этом предоставляется нашим гостям из царства математики. (Помогают учителю проверять и оценивать решения ребят на листочках учащиеся старших классов). После выполнения заданий, решения на проверку сдавать им. Все задания оцениваются по пятибальной системе. Наш зачёт будет проходить в несколько этапов. Кто будет больше стараться, получит больше очков, тому и достанется математический приз. А теперь в путь!!! Я желаю вам успехов в работе.
1. На I этапе вы должны показать свои тетради, оцениваем ведение тетради.
Ну, а теперь мы отправимся с вами в сказку.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич. И было у него 3 сестры: Марья, Ольга и Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-Царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестер и сделалось ему скучно. Решил он проведать своих сестер и отправился в путь.
По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга, но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Ребята, хотите быть воинами Ивана-Царевича, помочь ему освободить Елену. Иван-Царевич взял верных воинов и поехал выручать Елену – свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. А на камне два задания. Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу. Ребята, чтобы быстрее решить, разделимся на 2 команды. Кто сидит на I варианте, тот делает 1 задание, кто на II – 2. Проверяем.
- 86 ∙ (258 +246) : 129 = 336.
- (167 + 238) ∙ 39 : 117 = 135.
Кто справится с заданием быстрее отведённого времени, тот делает дополнительное задание, которое есть на каждом столе и зарабатывает дополнительные баллы.
2. Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела к избушке Бабы-Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-Царевичу, но только в том случае, если его воины решат 6 уравнений, написанных на стенах избушки. Проверяем.
I | II | |
1. | 65 – 2х = 59 2х = 65 – 29 2х = 6 х = 3 |
24 – 3х = 21 3х = 2 4 - 21 3х = 3 х = 1 |
2. | (у – 8) ∙ 12 = 132 у – 8 = 132 : 12 у – 8 = 11 у = 19 |
3 (15 – у) = 36 15 – у = 36 : 3 15 – у = 12 у = 3 |
3. | 19а – 3а + 5 = 133 16а + 5 = 133 16а = 128 а = 5 |
37а – 21а + 8 = 200 16а = 200 - 8 16а = 192 а = 12 |
3. Воины решили все уравнения и пошли дальше. Прощаясь с Иваном-Царевичем, Баба-Яга рассказала ему о силе правильных решений. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух правильное решение. Мигом исполнится. Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-Царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул их на 6 замков.
1 замок. На координатном луче отметить числа
а) 5; 7; 10; 4.
б) 2; 6; 8; 12.
2 замок.
а) Найти площадь прямоугольного участка и выразить в га. Ширина участка 500 м, а длина на 140 м. больше.
б) Площадь земельного прямоугольного участка 72 га. Найти ширину этого участка, если его длина 900 м.
3 замок.
а) Имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12 кг яблок, то осталось еще 16 кг. Сколько имелось ящиков, если всего было 100 кг яблок.
б) Получили несколько бидонов молока по 40 л. в каждом. В больницу отправили 65 л., после чего осталось 135 л. Сколько бидонов молока было получено.
4 замок. Найти объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения:
I в. – 15 см, 20 см и 30 см,
II в. – 6 м, 45 м и 20 м.
5 замок. Упростить выражение:
а) 163 + 37х + 18х =
б) 67х + 133 + 27х =
и найти его значение при х = 10.
6 замок. Вычислить:
а) 143 ∙ 24 + 24 ∙ 57 =
б) 36 ∙ 248 – 36 ∙ 148 =
4. Иван-Царевич произнес волшебные слова – назвал правильные решения. Двери подземелья открылись и стали воины перед воротами Кощеева дворца, где написан кроссворд (кроссворды в конце учебника ). Ворота открылись, освободили воины Елену Прекрасную и в тот день сыграли они свадьбу. После этого Иван-Царевич вместе с Еленой продевали его сестриц, приехали домой и стали жить поживать и добра наживать. А всем успехов желать.
Дополнительные задания на каждом столе
-
Вместо звездочки в записи вычислений цепочкой поставьте необходимые числа
-
Замените звездочки цифрами
-
Угадай корень уравнения х ∙ х – 1 = 15
-
(х – 18) ∙ 17 = 408
х – 18 = 408 : 17
х – 18 = 24
х = 42 -
В I вагон погрузили угля в 3 раза больше, чем во II. Сколько тонн угля погрузили в каждый из этих вагонов, если в I вагон погрузили на 52 тонны больше, чем во II.
-
Сколько раз цифра 7 повторяется при записи чисел от 1 до 100 (20 раз).
Подвести итоги:
- более 50 баллов – оценка «5»
- 40–50 баллов – оценка «4»
- 30–40 баллов – оценка «3»
- менее 30 баллов – оценка «2».
Лучшим учащимся вручаются призы.