Цели:
- Формировать умение распознавать склонение имён существительных.
- Развивать речь, мышление, память.
- Совершенствовать умение работать в группах, вести коллективный учебный диалог.
- Воспитывать любовь к природе.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, что такое чудо? (Необыкновенное, сверхъестественное.)
-Девиз нашего урока: способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости!
- Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами, предложениями, стихотворениями, текстами. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрыми.
2. Актуализация знаний.
- Над какой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? Как определить склонение имени существительного?
Обобщение знаний об имени существительном.
3. Минута чистописания.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Прочитайте скороговорку с выражением и мимикой, которые изображены на пиктограммах (радость, горе, удивление).
- Какой звук повторяется в скороговорке? (п)
- Дайте характеристику этому звуку, напишите строчку букв Пп по схеме на доске. Запишите скороговорку, подчеркните орфограммы.
4. Работа со словарём.
- Найдите и прочитайте слова на букву П.
- Песок.
- Петух.
- Пирог.
- Победа.
- Погода.
- Помидор.
- Потом.
- Прекрасный.
- Привет.
- Запишите слова и обозначьте склонение.
- Найдите лишнее слово. По какому признаку? (Прекрасный – прилагательное.)
- Назовите слова соответствующие схеме – СГСГС. (Петух, песок, пирог, потом.)
- Найдите слово, которое обозначает все природные явления. (Погода.)
- Найдите в словаре слово, обозначающее явление природы. (Мороз.)
- А какие явления природы вы знаете? Запишите. (Пурга, вьюга, метель.)
5. Знакомство со словом ИНЕЙ.
- Я хочу познакомить вас с интересным словом. В БЭС написано: « Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся на почве и траве.» А рыхлые снегообразные кристаллы называют ИЗМОРОЗЬ, не путайте со словом ИЗМОРОСЬ (мелкий дождь).
- Как называются слова, которые пишутся по-разному, а звучат одинаково? (Омофоны.)
- Слово ИЗМОРОЗЬ редко используют. Людям больше нравится слово ИНЕЙ, даже поэты часто употребляют его для описания зимних деревьев.
6. Литературная минутка.
Письмо по памяти.
По задворью злится
И трещит мороз
Иней серебрится на
Ветвях берёз.
- Кто автор? Кто может прочесть это стихотворение наизусть?
Взаимопроверка. Обозначить склонение, подчеркнуть орфограммы.
Физкультурная пауза.
Как под горкой
Снег, снег
И под ёлкой
Снег, сне
И на ёлке
Снег, снег
А под снегом
Спит медведь
Тише, тише
Не шуметь.
7. Работа по картинам (на доске картины зимнего пейзажа).
Составление предложений.
- Что общего на этих картинах? Назовите существительные.
- Запишите в 3 столбика.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
берёза | снег | ель |
зима | лес | изморозь |
- Составить с данными словами предложение по схеме (определение + подлежащее + сказуемое +определение + дополнение).
- Пушистый снег укрыл мохнатые ели.
- Определить склонение, падеж существительных. Подчеркните орфограммы.
8. Работа в группах по развитию речи.
Каждой группе выдаётся тест.
Тест №1.
- Найдите сущ. ж. р.: папа, дедушка, метель, ремень, огонь.
- Найдите глагол: начало, конец, началось, быстро, скоро.
- Найдите словарное слово: вдруг, друг, другие, друзья, дружить.
Тест №2.
- Найдите сущ. 2 скл.: сирень, облако, Петя, тетрадь, машина.
- Найдите глагол: плыло, земля, красивый, солнце, парта.
- Найдите лишнее слово: картофель, морковь, низко, капуста, огурец.
Тест №3.
- Найдите глагол: песочный, посылка, сыпучий, песок, посыпалась.
- Найдите прилагательное: колючая, колючка, колоть, укол, иголка.
- Найдите слово из 2-х слогов: вездеход, крупа, блеск, библиотека, аптека.
Тест №4.
- Найдите прилагательное: чернота, чёрный, чернеть, черти, черно.
- Найдите глагол: вдруг, около, низко, сверкать, здесь.
- Найдите сущ. 3 скл.: вчерашняя, вечер, небо, домашняя, сегодня.
Проверка.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
метель | облако | посыпалась | чёрный |
началась | плыло | колючая | сверкать |
вдруг | низко | крупа | небо |
- Сейчас каждая группа составит из своих слов предложение, добавляя прилагательные.
- Что можно сказать об этих предложениях? (Связаны по смыслу, может получиться рассказ.)
- Восстановите хронологию, озаглавьте. Запись рассказа с комментированием.
Небо зимой.
Тёмное облако плыло низко над землёй. Из него посыпалась мелкая крупа вдруг
началась сильная метель. А ночью на чёрном небе уже сверкали яркие звёзды.
9. Итог урока, оценки, домашнее задание.
- Дома составить текст-описание зимнего леса.
- Вот и закончился наш урок. А вы почувствовали себя мудрыми? Что же чудесного вы увидели на обыкновенном уроке?