Склонение имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Формировать умение распознавать склонение имён существительных.
  2. Развивать речь, мышление, память.
  3. Совершенствовать умение работать в группах, вести коллективный учебный диалог.
  4. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, что такое чудо? (Необыкновенное, сверхъестественное.)

-Девиз нашего урока: способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости!

- Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами, предложениями, стихотворениями, текстами. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрыми.

2. Актуализация знаний.

- Над какой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? Как определить склонение имени существительного?

Обобщение знаний об имени существительном.

3. Минута чистописания.

  • Наш Полкан попал в капкан.

- Прочитайте скороговорку с выражением и мимикой, которые изображены на пиктограммах (радость, горе, удивление).

- Какой звук повторяется в скороговорке? (п)

- Дайте характеристику этому звуку, напишите строчку букв Пп по схеме на доске. Запишите скороговорку, подчеркните орфограммы.

4. Работа со словарём.

- Найдите и прочитайте слова на букву П.

  • Песок.
  • Петух.
  • Пирог.
  • Победа.
  • Погода.
  • Помидор.
  • Потом.
  • Прекрасный.
  • Привет.

- Запишите слова и обозначьте склонение.

- Найдите лишнее слово. По какому признаку? (Прекрасный – прилагательное.)

- Назовите слова соответствующие схеме – СГСГС. (Петух, песок, пирог, потом.)

- Найдите слово, которое обозначает все природные явления. (Погода.)

- Найдите в словаре слово, обозначающее явление природы. (Мороз.)

- А какие явления природы вы знаете? Запишите. (Пурга, вьюга, метель.)

5. Знакомство со словом ИНЕЙ.

- Я хочу познакомить вас с интересным словом. В БЭС написано: « Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся на почве и траве.» А рыхлые снегообразные кристаллы называют ИЗМОРОЗЬ, не путайте со словом ИЗМОРОСЬ (мелкий дождь).

- Как называются слова, которые пишутся по-разному, а звучат одинаково? (Омофоны.)

- Слово ИЗМОРОЗЬ редко используют. Людям больше нравится слово ИНЕЙ, даже поэты часто употребляют его для описания зимних деревьев.

6. Литературная минутка.

Письмо по памяти.

По задворью злится
И трещит мороз
Иней серебрится на
Ветвях берёз.

- Кто автор? Кто может прочесть это стихотворение наизусть?

Взаимопроверка. Обозначить склонение, подчеркнуть орфограммы.

Физкультурная пауза.

Как под горкой
Снег, снег
И под ёлкой
Снег, сне
И на ёлке
Снег, снег
А под снегом
Спит медведь
Тише, тише
Не шуметь.

7. Работа по картинам (на доске картины зимнего пейзажа).

Составление предложений.

- Что общего на этих картинах? Назовите существительные.

- Запишите в 3 столбика.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
берёза снег ель
зима лес изморозь

- Составить с данными словами предложение по схеме (определение + подлежащее + сказуемое +определение + дополнение).

  • Пушистый снег укрыл мохнатые ели.

- Определить склонение, падеж существительных. Подчеркните орфограммы.

8. Работа в группах по развитию речи.

Каждой группе выдаётся тест.

Тест №1.

  1. Найдите сущ. ж. р.: папа, дедушка, метель, ремень, огонь.
  2. Найдите глагол: начало, конец, началось, быстро, скоро.
  3. Найдите словарное слово: вдруг, друг, другие, друзья, дружить.

Тест №2.

  1. Найдите сущ. 2 скл.: сирень, облако, Петя, тетрадь, машина.
  2. Найдите глагол: плыло, земля, красивый, солнце, парта.
  3. Найдите лишнее слово: картофель, морковь, низко, капуста, огурец.

Тест №3.

  1. Найдите глагол: песочный, посылка, сыпучий, песок, посыпалась.
  2. Найдите прилагательное: колючая, колючка, колоть, укол, иголка.
  3. Найдите слово из 2-х слогов: вездеход, крупа, блеск, библиотека, аптека.

Тест №4.

  1. Найдите прилагательное: чернота, чёрный, чернеть, черти, черно.
  2. Найдите глагол: вдруг, около, низко, сверкать, здесь.
  3. Найдите сущ. 3 скл.: вчерашняя, вечер, небо, домашняя, сегодня.

Проверка.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
метель облако посыпалась чёрный
началась плыло колючая сверкать
вдруг низко крупа небо

- Сейчас каждая группа составит из своих слов предложение, добавляя прилагательные.

- Что можно сказать об этих предложениях? (Связаны по смыслу, может получиться рассказ.)

- Восстановите хронологию, озаглавьте. Запись рассказа с комментированием.

Небо зимой.
Тёмное облако плыло низко над землёй. Из него посыпалась мелкая крупа вдруг началась сильная метель. А ночью на чёрном небе уже сверкали яркие звёзды.

9. Итог урока, оценки, домашнее задание.

- Дома составить текст-описание зимнего леса.

- Вот и закончился наш урок. А вы почувствовали себя мудрыми? Что же чудесного вы увидели на обыкновенном уроке?