1. Стадия вызова
Чтение учителем стихотворения Ф.И.Тютчева о зиме.
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромой,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
На него ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.31 декабря 1852
Обсуждение стихотворения:
– Понравилось вам стихотворение?
– Как названа зима? Почему?
– Какие картины природы вы представили?
– Какое волшебство совершает зима?
– С помощью каких художественных приемов автор
нарисовал эти картины?
Метафоры: околдован лес,
очарован, весь вспыхнет и заблестит.
Сравнения: не мертвец и не живой
Эпитеты: снежная бахрома,
неподвижная, немая жизнь
– Почему немая жизнь?
Легкая, пуховая цепь
– Цепь – это что-то тяжелое. А создается у нас
ощущение тяжести?
Ослепительная краса. Когда становится таким лес?
– А что такое ЭПИТЕТЫ? (Образные
прилагательные. На доске – понятие)
Создание деформированного текста:
уберем все прилагательные, что произойдет со
стихотворением? (Ушло очарование, легкость,
красота)
– Слова какой части речи помогали автору создать
эту красоту?
– Что такое ИМЯ прилагательное? (на доске
появляются вопросы прилагательных)
2. Стадия осмысления
– С Именами прилагательными вы знакомы с
начальной школы. В этом году мы познакомились на
уроках литературы с понятием «эпитет».Только что
мы увидели с вами, что с помощью ИП можно словесно
нарисовать пейзаж, увиденную картину природы.
– А какие еще виды описаний вам известны? (Портрет,
описание интерьера)
С помощью мультимедийной установки
проецируются варианты портретов, пейзажев,
интерьеров.
– В основу всех трех видов описания положено
ОПОРНОЕ СЛОВО – КАРТИНА.
На доске появляется ОПОРНОЕ СЛОВО.
Задача: подобрать к оставшимся буквам слова – имена прилагательные, с помощью которых можно было бы описать зимний пейзаж в стихотворении Тютчева.
К | ||||||||||||||||||||||
У | Д | И | В | И | Т | Е | Л | Ь | Н | А | Я | |||||||||||
Р | А | Д | О | С | Т | Н | А | Я | ||||||||||||||
Т | Е | П | Л | А | Я | |||||||||||||||||
И | З | У | М | И | Т | Е | Л | Ь | Н | А | Я | |||||||||||
Н | Е | О | Б | Ы | Ч | Н | А | Я | ||||||||||||||
З | А | М | Е | Ч | А | Т | Е | Л | Ь | Н | А | Я |
– А теперь поработаем с этими ИП. Что вы знаете
о морфологических признаках ИП? Как они
изменяются? (по родам, числам, падежам)
Изменим наши ИП по числам и родам. Рядом
появляются варианты окончаний.
Красивая (ая, ый, ое) (ые)
– А чтобы поработать с категорией падежа, мы
будем использовать наше опорное слово КАРТИНА.
Красивая картина (И.п.), около удивительной
картины (Р.п.), к радостной картине (Д.п.), теплую
картину (В.п.), изумительной картиной(Т.п), о
необычной картине (П.п).
– А зачем нам понадобилось опорное слово?
Как же связано ИП с ИС? Вводится понятие
СОГЛАСОВАНИЕ (на доске)
– О каком еще морфологическом признаке ИП мы не
поговорили? (член предложения). Обратимся к
стихотворению снова: посмотрим, какими членами
предложения будут наши прилагательные
(определениями).
– Повторим еще раз: что же такое ИП? Какие
морфологические признаки мы вспомнили?
3. Рефлексия
В конце урока предлагается творческое
задание. Возвращение к опорному слову. В
течение 5-7 минут, используя слова, придуманные
детьми к опорному слову, создать небольшой текст
(5-6 предложений) на тему «Зима в Петербурге» или
«За окном зима». Необходимо именно описать зиму.
Какая зима – главный вопрос.
Обсуждение 2-3 вариантов. Выбор лучшего учителем и
детьми.
Во время выполнения данного задания возможно
использование мультимедийной установки:
на нее выводится картина зимы, можно
использовать музыку, настраивающую на спокойную
обстановку во время творческого процесса.
Таблица ПМИ:
– Что изучали?
– Что нового узнали?
– Какие задания понравились?
4. Домашнее задание, оценки за урок