Имя прилагательное. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


1. Стадия вызова

Чтение учителем стихотворения Ф.И.Тютчева о зиме.

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромой,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

 Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
На него ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

31 декабря 1852

Обсуждение стихотворения:

– Понравилось вам стихотворение?
– Как названа зима? Почему?
– Какие картины природы вы представили?
– Какое волшебство совершает зима?
– С помощью каких художественных приемов автор нарисовал эти картины?

Метафоры: околдован лес, очарован, весь вспыхнет и заблестит.
Сравнения: не мертвец и не живой
Эпитеты: снежная бахрома, неподвижная, немая жизнь

– Почему немая жизнь?
Легкая, пуховая цепь
– Цепь – это что-то тяжелое. А создается у нас ощущение тяжести?
Ослепительная краса. Когда становится таким лес?
– А что такое ЭПИТЕТЫ? (Образные прилагательные. На доске –  понятие)

Создание деформированного текста: уберем все прилагательные, что произойдет со стихотворением? (Ушло очарование, легкость, красота)
– Слова какой части речи помогали автору создать эту красоту?
– Что такое ИМЯ прилагательное? (на доске появляются вопросы прилагательных)

2. Стадия осмысления

– С Именами прилагательными вы знакомы с начальной школы. В этом году мы познакомились на уроках литературы с понятием «эпитет».Только что мы увидели с вами, что с помощью ИП можно словесно нарисовать пейзаж, увиденную картину природы.
– А какие еще виды описаний вам известны? (Портрет, описание интерьера)
С помощью мультимедийной установки проецируются варианты портретов, пейзажев, интерьеров.
– В основу всех трех видов описания положено ОПОРНОЕ СЛОВО – КАРТИНА.

На доске появляется  ОПОРНОЕ СЛОВО.

Задача: подобрать к оставшимся буквам слова – имена прилагательные, с помощью которых можно было бы описать зимний пейзаж в стихотворении Тютчева.

К
У Д И В И Т Е Л Ь Н А Я
Р А Д О С Т Н А Я
Т Е П Л А Я
И З У М И Т Е Л Ь Н А Я
Н Е О Б Ы Ч Н А Я
З А М Е Ч А Т Е Л Ь Н А Я

– А теперь поработаем с этими ИП. Что вы знаете о морфологических признаках ИП? Как они изменяются? (по родам, числам, падежам)
Изменим наши ИП по числам и родам. Рядом появляются варианты окончаний.

Красивая (ая, ый, ое) (ые)

– А чтобы поработать с категорией падежа, мы будем использовать наше опорное слово КАРТИНА.
Красивая картина (И.п.), около удивительной картины (Р.п.), к радостной картине (Д.п.), теплую картину (В.п.), изумительной картиной(Т.п), о необычной картине (П.п).
– А зачем нам понадобилось опорное слово?
Как же связано ИП с ИС? Вводится понятие СОГЛАСОВАНИЕ (на доске)
– О каком еще морфологическом признаке ИП мы не поговорили? (член предложения). Обратимся к стихотворению снова: посмотрим, какими членами предложения будут наши прилагательные (определениями).
– Повторим еще раз: что же такое ИП? Какие морфологические признаки мы вспомнили?

3. Рефлексия

В конце урока предлагается творческое задание. Возвращение к опорному слову. В течение 5-7 минут, используя слова, придуманные детьми к опорному слову, создать небольшой текст (5-6 предложений) на тему «Зима в Петербурге» или «За окном зима». Необходимо именно описать зиму. Какая зима – главный вопрос.
Обсуждение 2-3 вариантов. Выбор лучшего учителем и детьми.
Во время выполнения данного задания возможно использование мультимедийной установки: на нее выводится картина зимы, можно использовать музыку, настраивающую на спокойную обстановку во время творческого процесса.

Таблица ПМИ:

– Что изучали?
– Что нового узнали?
– Какие задания понравились?

4. Домашнее задание, оценки за урок