Становление социально успешной личности через познание окружающего мира и детское творчество

Разделы: Внеклассная работа


Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных задач:

  1. Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
  2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
  3. Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
  4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщённости и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.

Проект Федерального компонента государственного стандарта определяет и «общие учебные умения, навыки и способы деятельности». В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности.

В настоящее время, после выхода новых законодательных документов государственного и регионального уровня, резко возрастает значение патриотического и экологического воспитания детей и молодёжи, приобщения юных граждан России к здоровому образу жизни, духовности, правовой культуры, выработки у них устойчивой гражданской позиции. В этой связи переоценивается всё воспитательное пространство любого образовательного учреждения.

Воспитательное пространство является многомерным и полифункциональным образованием, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и других пространств на процесс становления, развития и самореализации личности. Именно это пространство, где происходит процесс воспитания, определяет его направленность и характер. Благодаря этому воспитание перестаёт быть уделом системы образования и на уровне региона превращается в сферу, притягивающую и объединяющую интересы всех субъектов социальной активности: администрации, правоохранительных органов, учреждений культуры, здравоохранения, социальной защиты, предпринимательства, граждан. Именно воспитание может стать одним из ведущих механизмов общественного развития, формирования региональной культуры, реализующих весь спектр личностных и отраслевых интересов и потребностей.

Общая модель программы воспитания. Разделы (блоки).

№1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

- Природа и многообразие её форм. Вселенная.
- Флора и фауна. Связь живого и неживого.
- Единство и гармония природы. Единый круг жизни.
- Вечность и предельность природы.
- Взаимодействие человека и природы.
- Дикая природа и окультуренная природа.
- Экологические проблемы. Участие каждого человека в решении проблем экологии.
- Человек как продукт природы.

№2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.

- Гигиеническая культура и приобщение к ней.
- Уход за своим телом, культура питания и сна.
- Физическая культура. Походка, пластика.
- Водные и воздушные процедуры.
- Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Культура чтения и восприятия информации.
- Культура дискуссии, диалога, монолога.
- Учение и самообразование.
- Культура устной и письменной речи.
- Культура физического труда.
- Экономическая культура.
- Правовая и духовная культура.

№3. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

- Виды деятельности школьника в г.п.д.: (познавательная, трудовая, ценностно-ориентировочная, общественная, общение).
- Человек и природа, человек и семья, человек и его профессия.
- Человек в отношении к самому себе.

№4.Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

- Традиции, обычаи и природа родины. Понятие соотечественника.
- Общество как социальная среда человека.
- Возрастные, национальные, половые, профессиональные различия.
- Виды общественной деятельности.
- Государство как регулятивный аппарат общественной жизни.
- Пресса, радио, телевидение как выразители общественной жизни.

№5. Формирование образа жизни, достойного Человека.

- Красота в жизни человека.
- Атмосфера красоты в школе, семье.
- Мужская и женская красота.

№6. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

- Мир в его целостном восприятии.
- Понятие «совести», «свободы», «долга».
- Участие, позиция каждого человека.

Содержание изучаемого курса.

Познавательная деятельность:

  1. Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией), устное описание объекта наблюдения.
  2. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта.
  3. Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения. Различение целого и части.
  4. Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
  5. Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Внеурочная деятельность во второй половине дня – неотъемлемая часть образовательного процесса. В группе продлённого дня – подготовка ребёнка к продуктивному решению проблем различной сложности.

Планируется включение обучающихся детей в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  • представлений о нравственности и опыта взаимодействия сверстников и взрослых в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;
  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму, конкурентоспособности;
  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовности к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром;
  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;
  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств организаторских умений и навыков, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Презентация 1
Презентация 2