Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных задач:
- Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
- Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщённости и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
Проект Федерального компонента государственного стандарта определяет и «общие учебные умения, навыки и способы деятельности». В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности.
В настоящее время, после выхода новых законодательных документов государственного и регионального уровня, резко возрастает значение патриотического и экологического воспитания детей и молодёжи, приобщения юных граждан России к здоровому образу жизни, духовности, правовой культуры, выработки у них устойчивой гражданской позиции. В этой связи переоценивается всё воспитательное пространство любого образовательного учреждения.
Воспитательное пространство является многомерным и полифункциональным образованием, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и других пространств на процесс становления, развития и самореализации личности. Именно это пространство, где происходит процесс воспитания, определяет его направленность и характер. Благодаря этому воспитание перестаёт быть уделом системы образования и на уровне региона превращается в сферу, притягивающую и объединяющую интересы всех субъектов социальной активности: администрации, правоохранительных органов, учреждений культуры, здравоохранения, социальной защиты, предпринимательства, граждан. Именно воспитание может стать одним из ведущих механизмов общественного развития, формирования региональной культуры, реализующих весь спектр личностных и отраслевых интересов и потребностей.
Общая модель программы воспитания. Разделы (блоки).
№1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.
- Природа и многообразие её форм. Вселенная.
- Флора и фауна. Связь живого и неживого.
- Единство и гармония природы. Единый круг жизни.
- Вечность и предельность природы.
- Взаимодействие человека и природы.
- Дикая природа и окультуренная природа.
- Экологические проблемы. Участие каждого человека в решении проблем
экологии.
- Человек как продукт природы.
№2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.
- Гигиеническая культура и приобщение к ней.
- Уход за своим телом, культура питания и сна.
- Физическая культура. Походка, пластика.
- Водные и воздушные процедуры.
- Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Культура чтения и
восприятия информации.
- Культура дискуссии, диалога, монолога.
- Учение и самообразование.
- Культура устной и письменной речи.
- Культура физического труда.
- Экономическая культура.
- Правовая и духовная культура.
№3. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.
- Виды деятельности школьника в г.п.д.: (познавательная, трудовая,
ценностно-ориентировочная, общественная, общение).
- Человек и природа, человек и семья, человек и его профессия.
- Человек в отношении к самому себе.
№4.Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
- Традиции, обычаи и природа родины. Понятие соотечественника.
- Общество как социальная среда человека.
- Возрастные, национальные, половые, профессиональные различия.
- Виды общественной деятельности.
- Государство как регулятивный аппарат общественной жизни.
- Пресса, радио, телевидение как выразители общественной жизни.
№5. Формирование образа жизни, достойного Человека.
- Красота в жизни человека.
- Атмосфера красоты в школе, семье.
- Мужская и женская красота.
№6. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
- Мир в его целостном восприятии.
- Понятие «совести», «свободы», «долга».
- Участие, позиция каждого человека.
Содержание изучаемого курса.
Познавательная деятельность:
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией), устное описание объекта наблюдения.
- Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта.
- Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения. Различение целого и части.
- Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Внеурочная деятельность во второй половине дня – неотъемлемая часть образовательного процесса. В группе продлённого дня – подготовка ребёнка к продуктивному решению проблем различной сложности.
Планируется включение обучающихся детей в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия сверстников и взрослых в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовности к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств организаторских умений и навыков, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, самоорганизации, проектирования собственной деятельности.