Значение суффиксов. Состав слова. Инсценирование

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Расширить словарный запас; учить понимать смысл слов, продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы; формировать осмысленное восприятие авторского текста.
  2. Закрепить умение в правописание слов с изученными орфограммами.
  3. Развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассников, работать в команде.
  4. Воспитывать культуру поведения, создать ситуацию успешности, способствующую формированию у детей положительных эмоций.

Оборудование:

  • презентация к уроку (Приложение);
  • учебник Н. В. Нечаева «Русский язык», 3 класс (1 часть);
  • калька для чистописания;
  • маски (чудовище, мышка);
  • словарь В.Даля;
  • осенние листья со словами;
  • джойстики для отдыха;
  • карточки для работы в группах в конвертах;
  • памятки для самопроверки;
  • плакат со стихотворением.

Ход урока

1. Речевая разминка.

Здравствуй, солнышко-колоколнышко,
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Посмотри на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят,
Раз, два, три,
Солнышко, гори!

- Как произносили слова? Какая часть слова придает им такое значение? Назовите их.

- Может кто-то догадался, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

(Приложение. Слайд 1)

Ребята, в конце урока нужно будет ответить на вопрос. Зачем тебе нужно знать состав слова? (Вопрос записан на доске)

2. Вводно-мотивационный этап.

(Слайд 2)

«Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять.»
Р. Декарт

Сегодня урок русского языка мне хочется начать с высказывания древнегреческого философа Декарта. Посмотрите на экран. Как вы понимаете смысл данных слов? (Ответы учащихся.)

Спустя столько столетий, высказывание Декарта считается поучительным, нужным, актуальным.

- Как сказать по-другому, одним словом, какое это высказывание? (Мудрое.)

3. Минутка чистописания.

3.1. Запишите слово мудрый в тетрадь. Какое задание можно выполнить с этим словом? Здорово, что вы предложили столько интересных заданий. А как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим объяснение этого слова в толковом словаре В. Даля. Наше толкование было верным? Давайте подберем родственные слова и посмотрим, как они образовались? А вот Ваня подобрал слово мудрая, что вы ему скажите?

Откроем учебник на стр.52. Я думаю, что вы легко найдете родственные слова к слову мудрый. Как они образованы. Пропишите эти слова по кальке, а затем в тетрадь. Выделите части слова. (Взаимопроверка)

3.2. Запись в тетради и на доске: ушкионокмышкаищыенькот.

Эта запись бессмысленный набор букв. Будьте внимательны и постарайтесь повторить эту цепочку без ошибок.

- Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? А что интересного увидели? Как вы думаете, с какими орфограммами мы встретимся на уроке?

4. Инсценирование.

Ребята, мы с Алисой приготовили для вас стихотворение, но оно очень страшное, не испугаетесь? Тогда слушайте (упр. 106).

Живет в пещере чудовище.
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища – длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи усищи.

- Кто это? Можете определить по описанию?

Выпишем в столбик слова, которые создали образ чудовища при помощи одного и того же суффикса. Разберем их по составу. (Один ученик у доски.)

Ну а теперь Сережа продолжит стихотворение. Правильно ли отгадали чудовище? Почему ошиблись? Откройте стр. 54 и самостоятельно выпишите во второй столбик из стихотворения слова, в которых суффикс придает уменьшительное значение. Разберите их по составу.

Какие слова выписали? Назовите части слова.

Да ты не бойся, малышка!
Чудовище – это мышка.
Пещера – мышкина норка.
А сокровище – хлебная корка.

Теперь прочитаем стихотворение так, чтобы слушатели представили те образы, которые создал автор.

Физкультурная минутка (хором с движениями).

5. Орфографическая работа.

5.1. Словарный диктант. (Слайд 4)

Запись слов под диктовку: аллея, осенний, листья, ветер, солнце, беседка.

Проверим. (Слайд 5-7)

Какие орфограммы встретились в словах? Назовите существительное, в котором 6 букв и 5 звуков. Какого оно рода? (Солнце.) Назовите существительное: нарицательное, неодушевленное, ж.р., ед.ч., в котором 7 букв, 7 звуков. (Беседка.) Как оно образовано? Где можно посмотреть лексическое значение этого слова? Прочитаем в словаре. Наши предположения были верными?

5.2. Письмо по памяти. Работа над предложением.

На дворе красивое время года. Какое? Прочитайте строчки из стихотворения.

(Слайд 8)

Листопад, листопад!
Желтые листья с деревьев летят.

- Сколько записано предложений? (2)

- Какие предложения по интонации? По цели высказывания? По наличию или отсутствию второстепенных членов? Назовите грамматическую основу второго предложения. Какие орфограммы встретились в словах? Прочитайте внимательно и запишите второе предложение по памяти, подчеркните грамматическую основу предложения. (Слайд 9)

Взаимопроверка.

5.3. Правописание суффиксов.

Ребята, чтобы создать у вас осенние настроение я развесила по классу осенние листья, а на них напечатала слова. Определите грамматическое значение этих слов. На какие 2 группы их можно разделить? Выпишите слова с суффиксом и обозначьте его. Проверим. Какое значение суффиксы придали словам?

Физкультурная минутка с джойстиками.

6. Работа в группах.

Ребята, представьте, что нам нужно выпустить очередной номер классной газеты. А для этого мы должны уметь экспериментировать, анализировать и проводить исследования. Вы готовы?

1 группа – исследователи. Они проведут исследование и выяснят: что не так в закличке, а как нужно? (Задание на карточке.)

Дождь, дождь, пуще!
Дам тебе гущи,
Выйду на крыльцо
Дам огурец.
Сварю тебе борщ
В зеленом горшке.

2 группа – экспериментаторы. Они проведут эксперимент со второй группой слов на осенних листиках, образуют новые слова при помощи суффиксов. (Дождь, трава, медведь, лиса.) Как изменились слова?

3 группа – аналитики. Проведут анализ текста и сделают вывод. Что на самом деле хотел сказать автор этих фраз (упр. 108).

Он сказал мне обидчивые слова.
А у нас в семье заглавный папа.
Нам подарили очень красивый глинистый кувшин.
Для рыбалки мы накопали дождливых червей.
По лесу ходит одиночный медведь.

Проверка работ.

7. Самостоятельная работа. Релаксация.

Ребята вы хорошо справились с работой, а теперь нужно выполнить работу самостоятельно и самим оценить свои знания. Запись под диктовку:

Ягодка – малинка,
Медок – сахарок.
Вышел Иванушка –
Сам королек.

Задание: разобрать имена существительные по составу.

Самостоятельная проверка. (Слайд 10)

Оцените свои знания при помощи памятки для самопроверки. Ответим на вопрос: зачем нужно знать состав слова?

(Слайд 11)

8. Домашнее задание.

(Слайд 12)

9. Итог урока.

В конце урока я еще раз хочу убедиться, что наши уроки по изучению состава слова прошли не зря. Я загадаю вам грамматическую загадку. Будьте внимательны.

Корень мой находится в «цене»
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «приставке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в тетради «Оценка».

Плакат со словами:

Пусть радуют отличные оценки,
Скорей зовет звонок на переменку.

Я думаю, что все ребята заслужили хороших оценок и веселой переменки.