В современной образовательной ситуации изменения в сфере дополнительного образования возникают двояким способом. Одни из них сопровождают начавшуюся модернизацию образования, организуемую сверху. Другие возникают как следствия самоорганизующихся культуросообразных процессов, идущих снизу и чаще всего вне формальной реорганизации – собственным неспешным ходом. Практика прошлого была связана с изменениями сверху. Сегодня в существующих учреждениях дополнительного образования детей (УДО) и в соответствующих блоках дополнительного образования в школах все чаще приветствуется инициатива снизу. Получается, что и тот и другой способ присутствуют. Эти разнонаправленные изменения постепенно создадут, будем надеяться, условия для становления обновленной, открытой системы дополнительного образования детей, отвечающего современным запросам общества.
Одно из таких условий – становление и последовательное развитие в УДО демократического детско-взрослого сообщества и разнообразных форм сотрудничества, т.е. целенаправленной совместной деятельности детей, педагогов, администрации и родителей на основе единых подходов и позиций. Здесь речь идет не о модернизации с целью «усовершенствовать» старые управленческие установки, не о введении дополнительных механизмов регулирования сверху или умножения приказов и инструкций, а, прежде всего, о расширении практики совместных действий, об обеспечении публичности управления и активного участия общественности (педагогов, родителей, детей) в планировании, организации и экспертизе деятельности УДО.
Например, ранее вычеркнутые из практики пионерские отряды возрождаются сегодня как новая практика создания детско-взрослых общностей с явной социальной направленностью. Или появились варианты объединения педагогов в профессиональные сообщества с целью создания новых видов досуговой и развивающей деятельности для детей.
Теперь о социальных запросах общества. Каков сегодня социальный заказ, то есть те условия и требования, которые предъявляет общество в лице детей и родителей, педагогической общественности, управленческих структур и другого окружения УДО, прежде всего, к содержательной стороне деятельности? Здесь несколько позиций.
Необходимость изменения УДО, переход его в новое качественное состояние определяется рядом современных обстоятельств, зафиксированных в «Стратегии развития дополнительного образования» (1994 г.) и др. документах:
- Взгляд на человека как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития.
- Усиливается тенденция перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.
- Культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей.
Следовательно, возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества, концентрация внимания системы дополнительного образования на индивидуальности каждого ребенка, каждого педагога и каждого родителя.
Если еще несколько лет назад родители устремлялись со своими чадами в коллективы явно знаниево-ориентированные (английский язык, информатика и проч.), то сегодняшние родители хотят, чтобы их дети «росли здоровыми», «развивались творчески», «находили занятия для души», «учились общаться с другими», т.е. идет ориентация на коллективы с физкультурно-оздоровительной и развивающе-творческой направленностью. Таким образом, социальный запрос общества в лице родителей делает поправку на человеческие ценности в дополнительном образовании.
«Рентабельность» системы работы УДО, «конкурентоспособность» его на рынке образовательных услуг, безусловно, зависит от состояния его материально-технической базы. Создание современных минимально необходимых и достаточных условий для функционирования творческих объединений – насущная задача.
Определяя главные приоритеты в своей деятельности, УДО должно ориентироваться на современные тенденции развития воспитательных внешкольных учреждений – таких, как:
- оснащенность образовательного процесса программами, помогающим детям овладеть функциональной грамотностью;
- предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса;
- профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования;
- социокультурная направленность всех мероприятий.
Среди интересных находок для повышения «конкурентноспособности» Центров детского творчества можно назвать следующие: создание комплексных образовательных программ (где могут быть объединены различные виды творческой деятельности, либо несколько педагогов могут осуществлять одну программу); организация и проведения «Дней свободного выбора» (когда ребенок может пойти на занятия в другой творческий коллектив либо к другому педагогу); заключение договоров со школами о взаимозачете оценок в школьную ведомость по виду деятельности в УДО (например, ребенок, занимающийся в ИЗО-студии, может не посещать занятия рисования в школе, а оценку по ИЗО ему выставляет педагог доп. образования); объединение детей из разных творческих объединений и их родителей в коллективных видах досуговой деятельности («Веселые старты», интерактивные театрализованные представления, концерт для ветеранов и проч.); введение новых видов деятельности (проектная деятельность, создание программ для дошкольников).
Любое учреждение дополнительного образования, осуществляя гражданскую и государственную политику в области образования, в общем направлении развития (в так называемом «едином образовательном пространстве») должен иметь реальную собственную составляющую, связанную с задачами демократизации жизни УДО и, в частности, обеспечения политики партнерства родителей и УДО, сотрудничества и сотворчества детей, педагогов и родителей. (В Законе РФ «Об образовании» закреплено прямое право родителей участвовать во всех делах образовательного учреждения).
Например, в ряде учреждений дополнительного образования уже созданы и работают Попечительские советы – новая и прогрессивная форма участия родителей в образовательном процессе. Многие учреждения сегодня активно привлекают родительское финансирование, но мало кто думает о том, как еще можно реально привлечь родительскую инициативу. Вариантов здесь масса – и совместные дела, и родительские собрания, и создание родительских советов, и даже организация Родительской школы (а почему бы и родителям не поучиться, пока дети занимаются?)…
Какое дополнительное образование мы строим? Какая образовательная система сегодня и завтра будет востребована? Любое планирование, построение перспектив развития начинается с анализа деятельности, с поиска того, что хорошо, что плохо. Поводя экспертизу образовательной среды в УДО, мы выявили ряд общих моментов.
Планомерно развивая УДО, ориентированный на ребенка, нужно уметь преодолевать некоторые негативные тенденции. По всем позициям налицо кризис существующих типов деятельности и отношений субъектов образовательного пространства УДО:
- между сложившимся формальным (документальном, псевдодеятельностным) подходом к организации деятельности УДО и необходимостью создания деятельностного и содержательного подхода;
- между устаревшим содержанием деятельности и структурой организации УДО и поставленными администрацией задачами обновления УДО, переопределения смыслов, ценностей и целей образовательной деятельности;
- между корпоративным подходом в управлении деятельностью УДО и его недостаточностью для задач развития УДО;
- между недостаточным уровнем педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности ряда педагогов и необходимостью опираться в развитии УДО на грамотные и готовые к изменениям и сотрудничеству педагогические кадры;
- между формальной методической работой, практическим отсутствием работы методистов, отделов и актуальной потребностью педагогов получать грамотную методическую помощь и поддержку в своей работе, иметь возможность получать информацию по своему направлению и участвовать в коллективном обсуждении с коллегами педагогических и иных проблем УДО;
- между педагогическими установками на «некомпетентность» родителей, нежеланием и неготовностью включить их в образовательных процесс и стремлением и готовностью родителей активно участвовать в нем;
- между традиционными установками педагогов в отношении детей на послушание и подчинение педагогу и стремлением современных детей к большей самостоятельности и к расширению прав на определение приоритетов и содержания работы творческого объединения, в том числе на индивидуальную образовательную траекторию;
- между уставшими материально-технической базой и средствами образования и введением новых образовательных программ, курсов, постановкой современных образовательных задач, требующих реконструкции и технической модернизации.
Вышеперечисленные позиции могут лечь в основание проведения внутренней экспертизы деятельности УДО. Такая экспертиза с привлечением внешних авторитетных экспертов может помочь администрации увидеть перспективы развития учреждения, а педагогическому коллективу – узнать и развить свой творческий потенциал.
Реальная (не декларируемая) демократизация управления УДО должна вести, прежде всего, к развитию практики:
- совместного (с педагогами, родителями и детьми) определения проблем их жизни в УДО и их ранжирования;
- совместного обсуждения проблем и возможных способов их решения;
- выявления всех предпочтений и существующих мнений в ходе обсуждения проблем, а не позиций;
- принятия окончательных публичных решений на основе достижений консенсуса и учета мнения всех участников дискуссий;
- признание права меньшинства влиять на принятие решений;
- обеспечение выбора поля совместной деятельности (в том числе и для тех, кто оказался в меньшинстве);
- открытого оперативного управления;
- публичного анализа итогов сотрудничества (в том числе в рамках общественной экспертизы деятельности педагогической системы УДО в целом).
Педагог, понимающий свою задачу односторонне («научить рисовать натюрморты», «выучить па-де-де»), не станет заботиться об эмоциональном развитии ребенка, расширении его способности к коммуникации, к саморазвитию. Деятельность педагога может быть формальной, узко дисциплинарной, монотонной, навязанной, репродуктивной («Я передаю знания, учу детей танцевать уже 15 лет – делать такие-то па…»), а должна решать развивающие творческие задачи, нести позитивный, социально окрашенный заряд, быть привлекательной для детей.
Выход здесь такой: в простраивании осознанной деятельности педагога сверху – через поощрения, педагогические советы, методические объединения, учебы, тренинги; снизу – через собственный анализ и рефлексию педагогом своей деятельности (что опять-таки надо организационно выстраивать). Необходимо соотнесение реальной деятельности педагога с его образовательной программой, выявление «белых пятен» и заполнение их реальным содержанием.
Если УДО не может создать для ребенка условий для творчества (сначала, конечно, субъективного) – значит, в нем надо многое менять. УДО призвано подвести каждого воспитанника к его собственному открытию: показать ему, что это такое – «самому сделать открытие» и как это здорово – изобрести, придумать что-то полезное, новое, творческое (пусть сначала это будет новое движение в танце или сочиненная самим ребенком песенка). Чтобы появилась возможность у ребенка создать что-то свое, несомненно, надо использовать знакомство с творчеством великих, с образцов творчества в разных направлениях искусства, науки, техники. Ограничение прикосновением исключительно к «творчеству» одного педагога явно недостаточно, если мы говорим о профессионализме в деятельности, и вообще о воспитании. Необходимо включение в образовательные программы, в положения о деятельности детских объединений УДО этих вопросов. А главное, надо выстраивать практику организации и проведения подобных дел.
Следующий, не менее значимый аспект развития – общение. Общение – важный вид деятельности детей в УДО, что во многом дает ему преимущество перед школой. Дети, лишенные полноценного общения, плохо чувствуют себя в жизни. Воспитанники
УДО чаще всего обречены на одностороннее общение – педагог вещает, дети внимают. Организацию межличностного общения между детьми не все педагоги считают необходимым и полезным специально организовывать. На наш взгляд, это в корне неверно. Педагогу УДО должно быть важно помочь ребенку овладеть многообразными языками общения, что требует предварительного научения в разных формах общения.
Здесь есть два пути: 1) путь пассивного отражения происходящего и реакции на происходящее и 2) путь активного самоопределения, попыток вмешиваться в события, влиять, изменять, выстраивать новые отношения. Это путь, основанный на заинтересованном познании, понимании происходящего, способности активно взаимодействовать с другими.
Что для решения этого вопроса можно делать: организовывать общение взрослых (педагогов, родителей) и детей, используя игры, социально значимую (прежде всего направленную на людей, нуждающихся во внимании – ветеранов, инвалидов, детей с особенностями развития) и творческую деятельность (КТД, представления, фестивали, спартакиады и проч.), помогая каждому найти себя в общности, стать лидером в каком-либо направлении, вести диалог, быть готовым к разумным компромиссам, жить по нормам толерантности (терпимости), без чего невозможно достижение счастья и успеха для себя и для другого.
Для педагога, стремящегося к изменениям в дополнительном образовании сегодня, становится главным создание условий для внутреннего развития каждого ребенка средствами своего вида творческой деятельности и разных видов социального творчества.