...Твердо убежден, что есть качества души,
без которых человек не может стать настоящим воспитателем,
и среди этих качеств на первом месте –
умение проникнуть в духовный мир ребенка.
Сухомлинский В.А.
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроются двери за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, безболезненным. Много здесь зависит от педагогов, психологов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.
В нашем ДОУ мы стремимся, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявления тяжелой адаптации. Именно поэтому, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – процесс вхождения в новую социальную среду и приспособление к её условиям, выработка умений и навыков к повседневной жизни. Адаптация может привести или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональное благополучие) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Поэтому наше ДОУ ставит перед собой задачи:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому и психическому развитию детей.
- Закладывать основы будущей личности – уверенности, активности, инициативности, самостоятельности, основы доверительного и доброжелательного отношения детей друг другу и к воспитателю, эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности.
Организация условий, обеспечивающих психическую и социальную безопасность детей, в первую очередь предполагает создание атмосферы эмоционального благополучия и благоприятной возможности для формирования новых динамических стереотипов поведения для самореализации в интеллектуальной и познавательной деятельности. Организаторы педагогического процесса ДОУ обращают внимание на организацию рационального гибкого режима дня, минимальное количество новой учебной информации, обеспечение условий для оптимальной двигательной деятельности детей – самостоятельной и организованной, достаточное время пребывания на свежем воздухе.
Мы предлагаем модель организации адаптационного периода через режимные моменты.
Модель
организации адаптационного периода через режимные моменты.
Использование гибкого режима в организации адаптационного периода.
Утро | Утренний прием. |
Утренняя гимнастика. | |
Игры с воспитателем. | |
Развивающие игры. | |
Формирование культурно-гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры). | |
Завтрак. | |
Игры-упражнения. | |
Игровые ситуации, общение. | |
Подготовка к прогулке. | |
Прогулка | Игры с элементами фольклора. |
Игры сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, развивающие. | |
Игры с водой, с песком. | |
Наблюдения, беседы, развлечения. | |
Опыты и эксперименты. | |
Формирование культурно-гигиенических навыков. | |
После сна | Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. |
Полдник. | |
Элементы театрализованной деятельности. | |
Художественно-творческая деятельность. | |
Игры-драматизации, игры-инсценировки. | |
Прогулка. | |
Вечер | Формирование культурно-гигиенических навыков. |
Игры-драматизации, игры-инсценировки. | |
Самостоятельные игры в игровых модулях. | |
Общение с детьми. | |
Уход домой. |
Игра-драматизация «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Цель: воспитывать у детей добрые чувства, внимание и заботливое отношение к другим
План.
1. Воспитатель сообщает детям о том, что они сегодня отправляются в путешествие на поезде (подвести детей к тому, что надо купить билеты, выбрать машиниста поезда).
2. Отправление сопровождается словами:
Загудел паровоз и вагончики повез.
«Чах-чах, чу-чу-чу, далеко я укачу!»
3. Поезд останавливается. Воспитатель обращает внимание детей на бычка и сообщает, что ему нужна помощь.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ох, досточка кончается,
Сейчас я упаду.
Дети успокаивают бычка, веселят его, затем предлагают прокатиться с ними. Поезд набирает ход.
4. Но вскоре происходит непредвиденное событие и поезд опять останавливается. Воспитатель, обращаясь к детям, сообщает:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь!»,
Не утонет в речке мяч.
Оказав помощь, дети едут дальше.
5. Воспитатель произносит слова:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Идет дым столбом!
Ребята выбегают из поезда и тушат пожар. Затем все едут дальше.
6. Воспитатель предлагает посмотреть в окно, где они видят белку, и читает слова:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки...
(Просьба остановить поезд. Угощение. Отправление.)
7. Заканчивается путешествие словами:
Мы ехали, мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 1-й младшей группы «Волшебная прогулка».
Цели:
- Адаптация нового набора детей в группе.
- Формирование положительного эмоционального настроя.
- Развитие общей моторики в игровой форме.
Материал и оборудование:
- магнитофон;
- запись веселой музыки;
- обручи (гнездышки) на каждого ребенка;
- домик;
- маски птичек и кошки;
- мельница с мыльными пузырями.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал. Воспитатель читает стихи:
Зашагали ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – топ, топ, топ.
Ну-ка веселее – топ, топ, топ.
Вот как мы умеем – топ, топ, топ!
Топают, стараются,
Громко получается!
Топ-топ-топ! Топ – топ-топ!
Ножки топали, устали,
И тихонько топать стали.
Топ-топ-топ!
Ручками мы хлопаем – да-да-да!
Хлопают, стараются – да-да-да!
Звонко получается - да-да-да!
Ручками помашем – да-да-да!
Ножками попляшем – да-да-да!
Покружились, покружились
И остановились!
Ведущий обращает внимание детей на красивый домик.
Что за домик у дорожки?
Мне он что-то не знаком.
Ну-ка, я сейчас в окошко
Загляну одним глазком.
Этот домик интересный,
Этот домик не простой.
Постучу-ка я разок.
Чей услышу голосок?
Из домика вылетает птичка-мама (психолог), далее слова сопровождаются соответствующими движениями.
Здравствуйте, детишки!
Птенчики мои!
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели.
Поклевали зернышки
Поиграли в полюшке.
Водички попили,
Перышки помыли.
В стороны посмотрели
В свои гнезда полетели.
Дети залетают в обручи-гнезда.
Деточки-пташки
Серые рубашки,
Вместе с солнышком встают,
Дружно песенку поют!
Исполняется песенка «Поиграем в ладошки».
«Поиграем в ладоши»
Громко мы в ладоши ударим
Громко мы в ладошки ударим
Люли-люли, ударим,
Люли-люли, ударим.Ручки мы вверх поднимаем,
Ручки на коленки опускаем.
Люли-люли, поднимаем,
Люли-люли, опускаем.Ручки за спинку мы спрячем,
Ручки мы мамочке покажем,
Люли-люли, покажем,
Люли-люли, покажем.Ножки мы мамочке покажем,
Ножки наши весело плясали.
Люли-люли, плясали,
Люли-люли, плясали.
Мама-птичка:
Довольно в гнездышках сидеть,
Пора на солнышко лететь.
Возле домика есть сад.
Летите зернышки искать!
Игра «Птички и кошка».
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонько все летят (разлетаются, машут руками, как крыльями).Птички начали спускаться
На поляне все садятся.
Котик вот идет гулять,
Наших пташек догонять... (убегают и летят в гнездышки).
Ведущий:
Прилетели птички,
Птички-невелички,
Смотрят все в окошко,
Просят хлеба крошку.
Исполняется песенка «Испеку я пирог».
Мама-птичка:
Я вас всех благодарю,
И шары вам всем дарю.
(Запускается мельница с мыльными пузырями.)
Воспитатель:
В зале песенка звенит –
Деток наших веселит.
Все мы в садике своем
Замечательно живем! (Все вместе.)
Звучит финальная музыка, дети танцуют и уходят в группу.
Период адаптации – тяжелое время не только для малыша, но и для родителей. Поэтому важно создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации воспитанников.
Основные формы работы детского сада с семьей (Приложение 1).
Перспективный план по работе с родителями на адаптационный период.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
«Познай себя как родитель» | «Здоровый ребенок» | «Общение родителей и детей» |
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. | Профилактика простудных заболеваний. | Игры и развлечения. |
Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду. | Система закаливания. | Домашние игры – детские травмы. |
Значение режима дня для воспитания. | Закаливание в семье. | Как организовать игровой уголок дома. |
Гигиенические требования к одежде ребенка. | Нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж; чесночный настой; заваривание чая из лечебных трав. | Какие игрушки покупать малышу. |
Анкетирование. | Питание – залог здоровья. | Организация прогулок с детьми. |
Любовь к книге. | ||
Детская библиотека в семье. |
Родительское собрание.
Тема: «Первый раз в детский сад».
Форма: педагогическая лаборатория.
Ход родительского собрания
1 часть. Вступительное слово.
В семье появляется малыш. Это радостное и долгожданное событие. Первые слова, первые шаги... Быстро пролетел год, и вот родители на пороге выбора: в какой детский сад определить ребенка или нужен ли ему детский сад вообще?
Вы выбрали дошкольное учреждение и вступаете в важный для всей вашей семьи период. Станут ли эти годы счастливыми для вашего ребенка – это зависит от вас, от вашего участия в жизни группы, сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями группы, но и с другими сотрудниками дошкольного учреждения, с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется пожелать, чтобы она переросла в теплые дружеские отношения.
Представление родителями своей семьи, своего ребенка.
2 часть. Выступление воспитателя «Что же такое адаптация и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно».
Очевидно, у нас укоренилось, раз ребенку исполнилось два года - надо срочно идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, его ждут новые друзья... Да, и самое главное, маме надо срочно выходить на работу. Словом детский сад, для родителей, – необходимость, без которой просто невозможно обойтись. Он – одна из ступенек, которую нельзя пропустить.
И, вы как все встретились с руководителем дошкольного учреждения, узнали условия пребывание ребенка в группе, узнали режим дня, особенности питания, привели своего малыша в сад. Вот он ходит день, второй, неделю. Но вы, почему то не рады. Не узнаете своего ребенка, его будто подменили. По любому поводу истерики, причем несколько часов подряд, мокрые штанишки, ничего не ест, плохо спит. Не хочет ходить в детский сад, пуглив, как никогда. Каждый день упирается, когда тащишь его в сад, расстается с плачем, говорит, что его никто не любит.
Да, с ребенком что-то происходит, он как будто «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: речи, игре, самообслуживании. Не волнуйтесь, это все естественно. И, конечно, вскроем времени, пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется к новым условиям, к новому периоду его жизни.
Адаптация обычно происходит сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям видна верхняя часть айсберга – поведение ребенка. Ваш малыш в особом «третьем состоянии». Но долго находиться в этом состоянии нельзя, ребенок может просто заболеть. Если у ребенка выраженность стресса минимальна, то в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой, благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной адаптации у малыша.
Чтобы более детально судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
3 часть. Анкетирование«Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (проводит педагог-психолог).
Проведение анкетирование с целью, выявления уровня адаптации.
4 часть. Экскурсия по детскому саду.
Анкета для родителей «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Приложение 2).
Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ (Приложение 3).