“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из них – МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД, как средство достижения метапредметного результата.
Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
“Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Предлагаю Вам окунуться в поиск нового знания для решения загадки будущего.
Сегодня я хочу остановиться конкретно создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средства развития творческих способностей обучающихся в биологии.
Экспериментальная и инновационная деятельность на практике в школах ориентирована на развитие и качественное обновление педагогической деятельности и на повышение качества образования.
Мы все учителя практики. Все новаторы каждый в своей области.
Как понять в чем же разница между “новацией “ и “ инновацией”.
Предлагаю сравнить таблицу .
Критерии | Новация | Инновация |
Масштаб целей и задач | Частный | Системный |
Методологическое обеспечение | В рамках существующих теорий | Выходит за рамки существующих теорий |
Научный контекст | Относительно легко вписывается в существующие “нормы” понимания и объяснения | Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым “нормам” науки |
Характер действий (качество) | Экспериментальный (апробирование частных нововведений) |
Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат |
Характер действий (количество) | Информирование субъектов практики, передача “из рук в руки” локального новшества | Проектирование новой системы деятельности в данной практике |
Реализация |
Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договоренности с администрацией) |
Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности |
Результат, продукт | Изменение отдельных элементов в существующей системе | Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы |
Новизна |
Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики |
Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности. |
Последствия | Усовершенствование прежней системы, рационализация ее функциональных связей | Возможно рождение новой практике или новой парадигмы исследований и разработок. |
В чем главное отличие инновации от новации?
– Системность; проектирование новой системы деятельности в данной практике; открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности; возможно рождение новой практике.
Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качествo.
Информационная среда есть сейчас во многих школах. Она является составной частью инновационной среды. А что же новое в этой среде?. Это роль ученика. Ученик заматевирован на получения способов знания.
Учитель – это руководитель – тьютер. Конструктор новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Создавая инновационную среду мы моделируем инновационный процесс на основе метопредметного подхода как доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации.
Предлагаю Вам познакомиться с моделью инновационной среды в Лицеи № 6 г. Невинномысск Ставропольского края .
(Слайд 8)
Эта модель была заложена в образовательных стандартах нового поколения.
В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека.
Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Для реализации принципа метапредметности можно использовать данные технологии:
(Слайд 10)
Уважаемые коллеги. Через 2 года нам с вами придется работать с новым образовательным стандартом. Необходимо понять самим, прежде чем учить других.
На форуме сайта “Всероссийский педсовет”, часто обсуждается проблема.
(Слайд 17)
Нет общей системы в учебных предметных действиях.
Тогда возникает вопрос? Каким должен быть современный урок?
Как сделать так, чтобы дети захотели хорошо учиться.
Урок должен быть практической направленности. Урок для ученика должен быть личностно значимым для него, деятельностным.
Я согласна с Бернардом Шоу, который высказал правильную мысль: “Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!”
Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, нам с вами нужно постоянно искать эффективные методы и формы обучения. В своей практике я применяю элементы проблемности, поиска, исследования. Разрабатываю нестандартные уроки с использованием Электронно Образовательных Ресурсов.
(Слайд 14)
Биология – это наука о природе. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны.
В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, согласно предметным программам, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.
Как оказалось, введение метапредметного подхода куда сложнее, чем применение межпредметных связей.
(Слайд 15)
Метапредметный подход– это переход от теории к практике. Применить его можно при помощи метаспособов.
В зависимости от метапредметной темы выбираю способ ее реализации. Это может быть “МЕТАЗНАК”. Работая с метазнаком у учащихся формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.
(Слайд 18)
Прежде чем работать с информацией, я даю учащимся алгоритмы составления листов опорных сигналов – ЛОС и структурно-логических схем – СЛС.
(Слайд 19–20)
За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.
(Слайд 21)
С помощью “Метазадач” на уроках
биологии учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения
(задачи по генетике на наследственность и изменчивость, по экологии и д.р.) При
решении задач формируются способности:
– понимания и схематизации условий,
– моделирования объекта задачи,
– конструирования способов решения,
– выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Тип философствования учащихся связан:
– с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения,
– с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.
– выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Интерес вызывают задачи практической направленности.
(Слайд 35)
В методике преподавания биологии термин “задачи-дилеммы” – относительно новый, привнесенный из логики, хотя отдельные элементы задач-дилемм в виде тестовых, программированных заданий, проблемных и эвристических вопросов давно широко применяются на уроках.
Процесс решения задач-дилемм, как показала практика развивает важнейшие качества личности учащегося . Умение прогнозировать практический результат.
(Слайд 36)
А вот при помощи компетентностно-ориентированных заданий учащиеся формируют умение применять накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющее большинство размещенных в них заданий – учебные задания и текстовые задачи.
А заданий практического и проблемного характера представлено мало, а компетентностно – ориентированные задания отсутствуют вовсе. При этом анализ контрольно-измерительных материалов, используемых для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, показывает, что таких заданий в ЕГЭ становится все больше. В части С.
(Слайд 38)
Моделирование педагогических ситуаций на основе эвристических заданий позволяет ученикам не только приобретать новые знания по предмету, но и овладевать методами биологических “открытий”.
(Слайд 39)
Не зря народная мудрость гласит “Когда я слышу – я забываю, когда я вижу– я запоминаю, когда я делаю – я изучаю”.
Работая над МЕТАПРОБЛЕМОЙ учащиеся на уроках биологии обсуждают вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, например “ Круговорот углерода в природе и последствие его нарушения”, тем самым осваивают технологии позиционного анализа, отрабатывают умение организовывать и вести диалог, развивают способности целеполагания, самоопределения.
(Слайд 23)
Постановка любой проблемы начинается с вопроса.
Умение правильно поставить вопрос это и будет метаумения.
Зная это ученики на любом предмете правильно могут сформулировать проблему.
(Слайд 24)
Этапы проблемы и метапроблемы практически совпадают , но отличаются мыследеятельностью.
(Слайд 25)
Свою позицию учащиеся отстаивают, например при выполнении исследования в лабораторной работе.
Примером может служить работа в виртуальной наглядной лаборатории
Вырабатываются метаумение работать с лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности. Ученик испытывает радость в достижении результата и это его вдохновляет на новые открытия.
(Слайд 26)
Мониторинг результативности учебных достижений учащихся фиксирую средствами ИКТ на основе реляционной программы MS Access. и ExceI
(Слайд 27)
В рамках “Метазнание” формирую способность работать с понятиями как особой формой знания. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают рождение нового знания.
Техника “знающего не – знания”.
Осваивая ее, школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Формулируют, что именно они не знают, намечают ту зону, где должны осуществить следующий этап поиска.
Можно научиться управлять процессом познания.
Освоение данной техники помогает развитию таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
Необходимо показать ученику разницу между определением и понятием, какие виды определений бывают и как их можно применить на практике. Это и будет – метаумения.
(Слайд 30)
Ученик не запоминает, но осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Знания можно научить классифицировать – это тоже метаумение.
(Слайд 31)
Пример классификации понятия “цветок” в 6 классе рассматриваю с разных позиций.
(Слайд 32)
Задаю вопрос “ Действительно ли цветок это уникальный орган?”
Схемы понятий выстраиваем в 6-х классах вместе, а в старших самостоятельно.
(Слайд 27)
Эта схема поможет им осмыслить понятие “цветок” и увидеть его значение не только в науке биологии, но и в искусстве, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.
Результатом метапредметной деятельности можно считать развитие чувства собственного достоинства, рост креативности учеников.
(Слайд 41)
Получив на уроках биологии метазнания и метаумения, ученики воплощают их на
практике. Интерес к исследованию у учащихся высок, и результаты за последние 3
года показывают это:
– 2 призера Всероссийского конкурса молодых исследователей “Шаг в будущее”.
– 2 призера МАН в г. Ставрополь.
– 3 призера городской научно-практической конференции г. Невинномысск.
(Слайд 28)
При создании инновационной среды в школе и использовании метапредметного подхода мы создаем целостную картину мира в сознании ребенка.
Примером творческого союза учеников и учителей можно считать проведенное метапредметное занятие: “На уроке науки и энергии” под девизом “Какой энергией ты заряжен в ЭКОДОМЕ?” в рамках участия в Международном конкурсе “Play Energy” на региональном этапе “Игровая энергия”.
Это метапредметное занятие провели руководители творческих лабораторий:
экологии – Рабаданова Светлана Ивановна;
социальной географии – Зубкова Елена Георгиевна;
экономики – Котлярова Елена Анатольевна.
(Слайд 42)
Ребята не только вышли за рамки предметной области, но и показали свое творчество в умении лично для себя увидеть и рассчитать экономическую выгоду, найти способы экономии электроэнергии, воплотили свои идеи в строительстве макета “Экодома” и смогли его представить в формате 3D. Все это показали в презентации.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент метапредметного занятия.
Совместную деятельность учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.
“Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь”.