Тип урока: урок закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.
Цель для учителя:
1. Обучающая:
- восстановить в памяти нужные сведения о ранее изученных частях речи;
- совершенствование ранее полученных знаний в теоретической области и умений в практической деятельности.
2. Воспитательная:
- воспитывать культуру речи и общения;
- умение слушать и слышать, читать и понимать прочитанное;
- творческое применение знаний.
3. Развивающая:
- развивать в детях умение распознавать ранее изученные части речи, умение сравнивать, сопоставлять и обобщать;
- развивать навык графического письма; зрительное восприятие, воображение, развивать речь учащихся, внимание;
- развивать навык работы в паре и в группе.
Цели для учащихся:
- знать:
- основные сведения об изученных ранее частях речи: грамматические признаки, начальная форма, признаки, по которым изменяются части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
- уметь:
- различать части речи, находить их в тексте, подбирать свои примеры, отличать друг от друга по описанию грамматических признаков;
- применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Оборудование.
- у детей:
- учебники Соловейчик М.С. «Русский язык: к тайнам нашего языка»;
- рабочие тетради, ручки, карандаши простые;
- листы с напечатанным учебным материалом;
- раздаточный материал для работы в парах и группой: кроссворды, план для составления сообщения об одной из частей речи, письмо от имени какой-то части речи;
- у учителя:
- плакат с кроссвордом «Части речи» (пустой и заполненный) (Приложение 1);
- плакаты «Части речи и их грамматические признаки» (имя существительное, имя прилагательное, глагол) (Приложение 4).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока:
Цель: настроить на осознанную работу по получению знаний на определенную тему.
Учитель: Прочтём тему нашего урока. (Тема записана на доске.)
Дети: «Части речи».
Учитель: Новая это для вас тема или нет?
Дети: Нет, не новая
Учитель: Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что мы уже знаем о частях речи, эти знания нам потребуются на следующих уроках. А начнём мы наш урок с решения кроссворда.
III. Актуализация опорных знаний.
Цель:
- закрепить элементарные сведения о том, чем отличаются разные части речи;
- научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
- учить работать с текстом, понимать прочитанное;
- обучение работе в паре и группе.
Упражнение 1. Кроссворд «Части речи».
Учитель: На парте лежит 1 кроссворд (Приложение 1) на двоих, попробуйте сначала самостоятельно ответить на все вопросы кроссворда.
Кроссворд «Части речи».
- Части речи, обозначающие предмет.
- Служебная часть речи.
- НЕ – это какая часть речи?
- Служебная часть речи, служащая для связи слов в предложении.
- Часть речи, которая изменяется по временам.
- Часть речи, начальная форма которой отвечает на вопрос «Какой?»
- Назовите, какая часть речи спрятана в столбике под номером 7? (Местоимение.)
Проверка: на доске по ходу вопросов магнитами прикрепляются полоски с ответами
Первичное обобщение: на доске плакаты «Части речи: самостоятельные и служебные»: (Приложение 4. Таблица 1.)
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение.
Служебные части речи: предлог, союз, частица
Учитель: В кроссворде какие части речи не были названы? (Имя числительное.)
Попробуйте загадать эту часть речи. (Часть речи, служащая для пересчёта предметов. Часть речи, называющая предметы по порядку.)
IV. Закрепление и восстановление ранее полученных знаний.
Цель:
- закрепить знания о начальной форме у разных частей речи, об изменениях разных частей речи;
- развивать навык графического письма; зрительное восприятие, внимание;
- научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
- учить работать с текстом, понимать прочитанное;
- обучение работе в паре.
1. Самостоятельная работа (определение начальной формы, распознавание частей речи). Фронтальная работа.
Текст упражнения (Приложение 2).
Упражнение 2.
Перед избой, смотрит, за облаком, прочитал, гористая, в небе, зелёная, зеленеет, книжная, шоколадная, пушистым.
Задание 1. Фронтальная беседа.
- Какая форма является начальной у имени существительного?
- Какая форма является начальной у имени прилагательного?
- Какая форма является начальной у глагола?
Задание 2. Распределите слова в три группы, записывая их в столбики в начальной форме. Самостоятельная работа в тетрадях.
Дополнительно: найдите однокоренные слова, разберите их по составу.
Дополнительно: составьте одно предложение с любым из данных слов (форму слова можно изменять), определите и надпишите над словами в предложении известные вам части речи
Взаимопроверка в парах. (На полях дети карандашом ставят отметки.)
Проверка устно с места, сопоставление поставленной отметки.
изба облако небо |
смотреть прочитать зеленеть |
гористый зелёный книжный шоколадный пушистый |
2. Запись с доски предложения (списывание, решение орфографических задач, распознавание частей речи, определение формы глагола, существительного, прилагательного). Фронтальная работа.
Упражнение 3. Текст упражнения (Приложение 2).
На доске: Я см_трел(а) на цв_ты в у_к_й вазе.
Решение орфографических задач, определение орфограмм, части слов, подбор проверочных слов. Восстановление текста на доске:
Я смотрел(а) на цветы в узкой вазе.
- Спишите предложение. Над каждым словом обозначьте часть речи.
- Чем первое слово отличается от других самостоятельных частей речи? На кого оно указывает?
- А что означали бы в данном предложении местоимения мы, ты, вы, он, она, они?
- В какой форме употреблён глагол смотреть? Что нам указывает на форму прошедшего времени? Что нам указывает на форму мужского или женского рода?
- Определи падеж, в котором ты употребил каждое из имён существительных и имён прилагательных.
- Приведи примеры служебных слов.
- Какие знакомые нам части речи в этом предложении не встретились? (Им. числ., союз, частица.)
3. Обобщение по плакатам на доске и форзацу учебника.
Фронтально отвечаем по каждой части речи.
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
V. Зрительная гимнастика.
Физкультурная минутка «Котенок».
- Котенок умывается (круговые движения рук вокруг лица).
- Котенок ловит бантик (взмахи поочередно левой и правой рукой).
- Котенок выгибает спинку (потягивания с вытянутыми вперед руками, прогибание назад).
- Котенок следит за мышкой (гимнастика для глаз: влево-вправо – 4 раза, вверх-вниз – 4 раза, по кругу 2 в одну сторону, 2 в другую).
- Котенок засыпает (ложимся на парту, глазки закрыли, спим).
Дети выполняют движения, имитирующие повадки кошки.
VI. Закрепление и восстановление ранее полученных знаний, их систематизация.
Цель:
- закрепить сведения о грамматических признаках, по которым отличаются разные части речи; систематизировать знания;
- научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
- учить работать с текстом, понимать прочитанное и отвечать точно на поставленный вопрос;
- развивать умение думать, анализировать, обсуждать ответ на заданный вопрос, делать выводы;
- обучение работе в паре и группе, распределение обязанностей.
Упражнение 4.
У детей листок с вопросами – планом сообщения об одной из частей речи (Приложение 3).
Работа в группах. Проводится под руководством учителя.
Учитель: Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека: 1 человек по очереди читает вопрос, все вместе обсуждаете какой ответ правильный, 1 человек записывает ответ. Готовьтесь прочитать сообщение.
1-й вариант. Подготовь сообщение об изменениях имён существительных:
- Могут ли имена существительные изменяться по числам?
- Изменяются ли имена существительные ещё и по родам или они не могут этого делать?
- Могут ли имена существительные по вопросам шести падежей?
- Какая форма является начальной у имени существительного?
- Имя существительное обычно командует или подчиняется?
2-й вариант. Подготовь сообщение об изменениях имён прилагательных:
- Могут ли имена прилагательные изменяться по числам?
- Изменяются ли имена прилагательные ещё и по родам или они не могут этого делать?
- Могут ли имена прилагательные изменяться по вопросам шести падежей?
- Какая форма является начальной у имени прилагательного?
- Имя прилагательные обычно командует или подчиняется?
3-й вариант. Подготовь сообщение об изменениях глаголов.
- Какая форма является начальной у глагола?
- Могут ли глаголы изменяться по числам?
- Могут ли глаголы изменяться по временам?
- Какие времена ты знаешь? На какие вопросы отвечают глаголы в форме разных времён?
- В каком времени глагол может изменяться ещё и по родам, а когда не может этого делать?
- Могут ли глаголы изменяться по вопросам шести падежей?
Фронтальная работа.
Проверка на доске по ходу вопросов магнитами прикрепляются плакаты по теме части речи (Приложение 4, таблицу 2 увеличить и разрезать).
Первичное обобщение на доске плакаты.
Упражнение 5. Работа в группах.
Письмо от имени одной из частей речи у группы на столе (Приложение 5). Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.
- Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
- Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
- Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
- Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное, имя Прилагательное и Глагол. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?
Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Рефлексия.
Фронтальная беседа.
- Что вам сегодня понравилось на уроке?
- Что было трудно делать? Какое упражнение понравилось больше всего?
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Тетрадь «Потренируйся» часть 2 с.7 упр. 5. Читаем слова. Какие части речи встретили (имена существительные и имена прилагательные). Их надо записать в два столбика: 1-й столбик подпишем им. сущ., 2-ой столбик подпишем им. прил., а потом допишем ещё один столбик третий – глаголы.
Список литературы:
- Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с.
- Жидкова Н.С., Машкова Е.Ф. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. ЧастьI. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
- Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь для саостоятельной работы по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 80 с.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 4 частях. Ч.3. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 64 с.