Цель урока: формирование у обучающихся представление о равнинах и горах России.
Задачи урока:
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем;
- развивать познавательную активность обучающихся, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
Обучающие:
- познакомить с равнинами и горами на территории России, на территории Кемеровской области;
- формировать умения работать с физическими картами России, Кузбасса;
- развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками.
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю;
- воспитывать патриотов своего Отечества.
Оборудование:
- учебник и тетрадь А. Плешакова;
- «Словарь русского языка» Ожегова;
- «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьёва;
- физическая карта России и Кузбасса;
- презентация Power Point, проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа со взаимопроверкой.
- Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.
2.1. Самостоятельная работа.
Вопросы к самостоятельной работе (Приложение. Слайд №1):
- Что такое астрономия?
- Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.
- Назовите самую яркую звезду. В каком созвездии она находится?
- Что изучает наука география?
- Закончи предложение: «Глобус – это ...»
- Закончи предложение: «Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков- это…»
- Что изучает история?
- Приведите примеры исторических источников.
- Что изучает археология?
- Запишите 2-3 экологические проблемы
2.2. Взаимопроверка.
- Поменяйтесь своими работами друг с другом. Если ответ вашего соседа (соседки) близок или точно совпадает с ответом на слайде, ставите +. (Слайд №2-3)
- Посчитайте количество плюсов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. ( Слайд №4)
- Поднимите руки, кто получил отметку 5. Вы – молодцы.
- Поднимите руки, кто получил отметку 4. Вы тоже работали над разделом добросовестно.
- Поднимите руки, кто получил отметку 3. К сожалению, ваши знания слабы, вам некоторые моменты необходимо повторить.
3. Сообщение темы и цели урока.
Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым (Слайд №5):
Вижу горы и долины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя.
- Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока. (Слайд №6)
Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.
- Чему вас научит раздел « Природа России»?
4. Изучение нового материала.
4.1. Работа по физической карте России.
- Откройте учебник на стр.64. С помощью чего мы начнём знакомство с природой нашей страны? (С физической карты России) (Слайд №7)
- Мы уже знаем, что карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите на шкалу. Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?
- Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?
- Как будет называться такая поверхность?
- Какой цвет имеют возвышенности?
- Каким цветом на карте показаны горы?
4.2. Практическая работа.
- Откройте учебник на стр. 66. Перед вами задание к практической работе, которую вы будете выполнять в парах. Вы должны не только найти объекты на карте, но и рассказать о их местоположении.
4.3. Беседа-путешествие.
И мы начинаем путешествие по просторам нашей страны с Восточно-Европейской равнины. Покажите Восточно-Европейскую равнину на карте.
- Как вы думаете, почему, именно, с Восточно-Европейской равнины мы начнём наше путешествие? (Здесь располагается столица нашего государства – Москва.)
- Мы попробуем объяснить смысл слова «равнина», а кто-нибудь из вас найдёт его определение в толковом словаре Ожегова.
- Что означает слово «равнина»?
- В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: «Равнина – ровная без гор и холмов поверхность».
Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5000000 квадратных километров.
- Посмотрите на карту. Какие цвета потребовались, чтобы изобразить поверхность Восточно-Европейской равнины?
- Какой вывод вы можете сделать о её поверхности?
- Правильно, такие равнины называют холмистыми. (Слайд №8)
- Двигаясь на восток, навстречу солнцу, мы окажемся на Западно-Сибирской равнине.
- Покажите Западно-Сибирскую равнину на карте.
- Почему для нас с вами эта равнина будет роднее и ближе других? (Здесь наша малая родина.)
- Почему эту равнину называют низменностью?
- Действительно, поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской. (Слайд №9)
- Следуя курсом на восток, мы попадаем на Среднесибирское плоскогорье.
- Покажите Среднесибирское плоскогорье на карте.
- Объясните смысл слова «плоскогорье».
- В толковом словаре Ожегова мы узнаём, что «Плоскогорье – это местность с волнистой поверхностью, лежащая на высоте 200 метров над уровнем моря». Как изменился цвет на карте? (Слайд №10)
4.4. Физкультурная минутка.
Дружно все сейчас мы встали,
По горам мы зашагали.
Руки вверх. Руки вниз.
За страховочную верёвку держись.
Мы шагали, приседали,
Наконец мы на привале…
- Тихо все сели.
4.5. Работа с учебником.
- О горах России вы прочтёте самостоятельно в учебнике на стр. 67-69 и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.
- Как своим расположением Уральские горы отличаются от других гор? Покажите их на карте. (Слайд №11)
- Назовите самые высокие горы России? Покажите их на карте. Найдите и покажите самую высочайшую вершину Кавказских гор. (Слайды № 12-13)
- Какие горы включены в Список Всемирного наследия? Покажите их на карте. (Слайды №14-15)
- Чем знамениты горы на полуострове Камчатка? Покажите их на карте.(Слайды №16-17)
5. Закрепление изученного материала.
5.1. Краеведение. Горы и равнины Кемеровской области.
- Индивидуальное задание будет по «Книге о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва. Необходимо найти интересные сведения о горах и равнинах Кузбасса.
5.2. Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на стр.21-22. Выполните задания № 1-2.
5.3. Фронтальная проверка выполненного задания в тетради.
-Назовите равнину и горы, которые на ней находятся.
- Проверяем, какие горы соответствуют данным записям.
5.4. Проверка индивидуального задания.
- Что означает слово «Кузбасс»?
Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. (Слайд №18) А предложил это название русский историк и геолог Пётр Александрович Чихачёв, побывавший у нас в 1842 году.
- Более половины Кемеровской области занимают горы. Самая большая по протяжённости и высоте над уровнем моря – горная система Кузнецкого Алатау. (Слайд №19)
- Кузнецкий Алатау в переводе с тюркского: «ала» – пёстрый, «тау» – гора, то есть «пёстрые горы». Самая высокая гора нашей области – Верхний Зуб – 2178 метров над уровнем моря.
- Самое большое скопление каменных россыпей – курумов – находится в Кузнецком Алатау. (Слайд №20)
- Самые низкие и древние горы – Салаирский кряж. Салаирский кряж образовался около 150 миллионов лет тому назад. (Слайд №21)
- Кузнецкая котловина представляет собой межгорную впадину. Словно подковой с трёх сторон её окружают горы – Салаир, Кузнецкий Алатау и Горная Шория. (Слайд №22) В Горной Шории находятся курорты международного уровня.
- Знаете ли вы, что Кузнецкая котловина неоднократно была дном моря, и было это более 250 миллионов лет назад? (Слайд №23)
6. Подведение итога урока.
6.1. Рефлексия.
- Был ли этот урок интересным для вас?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие задания вызвали трудность?
6.2. Итог.
- С какими равнинами познакомились на уроке?
- Назовите виды равнин. (Слайды № 24-27)
- Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.
7. Рекомендации по домашнему заданию.
1 уровень – учебник стр. 64-71, пересказ.
2 уровень – составить рассказ (фото) о горах, где побывали.
3 уровень – составить презентацию по любому объекту (горы, равнина).
Спасибо за урок.