Реализация элементов технологии развития критического мышления на уроках математики

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (459 кБ)


Технология развития критического мышления направлена на развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых в любой деятельности человека: принятии решений, работе с информацией, поиске ответов на проблемные вопросы, анализе явлений действительности.

Слайд 2.

Эта технология:

  1. Формирует самостоятельное мышление.
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
  3. Дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Слайд 3.

Базовая модель технологии:

Трехфазовая структура урока (вызов, осмысление, рефлексия) позволяет максимально задействовать все ресурсы личности ученика, способствует поддержанию интереса учащихся к процессу обучения, пробуждает исследовательскую и творческую активность.

Слайды 4, 5, 6.

Основные приемы технологии:

  • Одной из интересных стратегий технологии является стратегия “Кластер”,
    Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом,
    “Кластер” (“гроздь”) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
  • Инсерт.

Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
– я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.

 Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

Слайд 7.

Рассмотрим применение этих стратегий на примере урока алгебры в 8 классе “Квадратные уравнения. Основные понятия”.

Технологическая карта урока:

I. Стадия вызова (кластер).
II. Стадия осмыслении (инсерт, кластер).
III. Стадия рефлексии (графический способ представления информации в виде таблицы. Выполнение практического задания).

Слайд 8.

Важную роль в обучении играет организация самостоятельной деятельности школьников в процессе изучения теоретического материала.

На стадии вызова.

1. Работа с текстом:

Задание:

Из данных уравнений выбрать квадратные

1) x2 – 1 = 0;
2) x3 + 6x – 1=0;
3) – 4 = 0;
4) 5x = 0;
5) 2x2 – 5x +6 = 0;
6) 7x – x2 + 3 = 0

2. Прочитайте п.19 стр.112 учебника, найдите определения

полного и неполного квадратного уравнения;

приведенного и неприведенного квадратного уравнения;

корня квадратного уравнения;

3. Изобразите информацию в виде графического приема “гроздья”

Слайд 9.

Проверка

1. Квадратные уравнения: 1) x2 – 1 = 0; 5) 2x2 – 5x + 6 = 0; 6) 7x – x2 + 3=0

2. Вопросы классу:

  • сформулируйте определение квадратного уравнения;
  • по каким признакам вы отнесли данные уравнения к квадратным;
  • назовите значения коэффициентов выбранных уравнений.

Слайд 10.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления

Стадия осмысления. Приемы Инсерт, кластер.

1-й этап – систематизация, оформление в кластер; по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

2-й этап – нахождение взаимосвязей между ветвями;

3-й этап – мозговой штурм (идеи решения неполных квадратных уравнений) ,

1-й этап. Презентация кластера

Слайд 11.

Оформление кластера осуществлялось различными цветами. Информация, которую ученик отмечал самостоятельно, фиксировалась пастой одного цвета, дополненная или исправленная информация – другой пастой. В процессе такой работы ученику и учителю было легко отследить пробелы в знаниях и сделать соответствующие выводы.

2-й этап. Нахождение взаимосвязей между ветвями.

Слайд 12.

3-й этап. Решение неполных квадратных уравнений.

Здесь используется так же прием работы с текстом, который носит название инсерт.

Слайд 13. Учитель вместе с учащимися на конкретных примерах рассматривает три вида неполных квадратных уравнений: ax2 = 0, ax2 + bx = 0, ax2 + c = 0 и способы их решения. Во время работы учащиеся делают на полях пометки:

Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
– я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.

Полученные данные обучающиеся заносят в таблицу:

Неполные квадратные

уравнения

Решение Наличие корней Количество корней Пометки
5x2 = 0 x2 = 0

x = 0

есть 1 +
2x2 + 6x=0 2x(x + 3) =0

x=0 или x = – 3

есть 2 +
x2 – 4 = 0 x2 = 4

x = ±√4

x = ±2

есть 2 !
x2 + 6 = 0 x2 = – 6 нет - ?

Слайды 14–17. Веселая зарядка.

Слайд 18.

III. Стадия рефлексии (или размышления).

– Возвращение к таблице (ее уточнение и дополнение с учетом того нового, что узнали).
– Выполнение практического задания.
– Определение способов применения этой информации на практике.

Слайд 19.

Этот материал обобщается, формулируются выводы о способах решения, о количестве и виде корней различных неполных квадратных уравнений. Полученные данные заносятся в таблицу

п\п

Неполное
квадратное
уравнение
Решение Наличие корней Количество корней Вид корней
1. аx2 = 0.

b = 0, с = 0.

x2 = 0 + 1 x = 0
2. ax2 + bx = 0.

b ≠ 0, с = 0.

x(ax + b) = 0,

x = 0 или ax + b = 0

x1= 0 x2 =

+ 2 x1 = 0

x2=

3. ax2+c=0.

b=0, с≠0.

ax2= – c

x2=

 

 

 

Если то корней нет - 0 -
Если , x1,2=+ + 2 x1,2= +

Слайд 20.

Задание классу: работа в парах

Разбейте следующие уравнения на две группы по какому-либо признаку:

1) 3х ²+ 8х – 7=0 7) 3х2 – 5х – 4 =0
2) х2 + 3х + 1 = 0 8) х2 – 24x = 0
3) 7 – 5х + х² = 0 9) 16х2 – 4 = 0
4) 5х2 = 0 10) – 0,1х2 + 10 = 0
5) 169 – х2 = 0 11) – x2 – 3x + 15 = 0
6) 7х + 13 – 6х² = 0 12) x2 – 5x = 0

Слайд 21.

1-я группа: приведенные и неприведенные.

Слайд 22.

2-я группа: полные и неполные.

Какие из этих уравнений вы можете решить? (Неполные квадратные уравнения.)

Слайд 23.

Решить уравнения:

5x2 = 0 4) 16x2 – 4 = 0
169 – x2 =0 5) – 0,1x2 + 10 = 0
x2 – 24x = 0 6) x2 – 5х = 0
   
0 и 5 10 и -10 13 и -13 0 0,5 и -0,5 0 и 24
А К В Э И Р

Решением каждого уравнения выбирается соответствующая буква, ребята решив уравнения, должны получить слово “Эврика.”

Слайд 24.

Итог урока: “Эврика” крикнул Архимед, когда открыл известный вам закон.

А, что вы открыли для себя сегодня? Что вы узнали нового?

Рефлексия.

Домашнее задание: п24; № 24.4а), № 24.8б), №24.9а), 24.12а), №24.16б), 24.18б), 24.20б

Литература:

  1. А.Г. Мордкович “Алгебра 7” учебник 1 часть.
  2. А.Г. Мордкович “Алгебра 7” задачник 2 часть.
  3. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская “Развитие критического мышления на уроке”.
  4. “Электронная зарядка” – Интернет ресурсы.