Технология развития критического мышления направлена на развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых в любой деятельности человека: принятии решений, работе с информацией, поиске ответов на проблемные вопросы, анализе явлений действительности.
Слайд 2.
Эта технология:
- Формирует самостоятельное мышление.
- Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
- Дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
- Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Слайд 3.
Базовая модель технологии:
Трехфазовая структура урока (вызов, осмысление, рефлексия) позволяет максимально задействовать все ресурсы личности ученика, способствует поддержанию интереса учащихся к процессу обучения, пробуждает исследовательскую и творческую активность.
Слайды 4, 5, 6.
Основные приемы технологии:
- Одной из интересных стратегий технологии является стратегия “Кластер”,
Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом,
“Кластер” (“гроздь”) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. - Инсерт.
Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
– я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
Слайд 7.
Рассмотрим применение этих стратегий на примере урока алгебры в 8 классе “Квадратные уравнения. Основные понятия”.
Технологическая карта урока:
I. Стадия вызова (кластер).
II. Стадия осмыслении (инсерт, кластер).
III. Стадия рефлексии (графический способ представления информации в виде
таблицы. Выполнение практического задания).
Слайд 8.
Важную роль в обучении играет организация самостоятельной деятельности школьников в процессе изучения теоретического материала.
На стадии вызова.
1. Работа с текстом:
Задание:
Из данных уравнений выбрать квадратные
1) x2 – 1 = 0;
2) x3 + 6x – 1=0;
3) – 4 = 0;
4) 5x = 0;
5) 2x2 – 5x +6 = 0;
6) 7x – x2 + 3 = 0
2. Прочитайте п.19 стр.112 учебника, найдите определения
полного и неполного квадратного уравнения;
приведенного и неприведенного квадратного уравнения;
корня квадратного уравнения;
3. Изобразите информацию в виде графического приема “гроздья”
Слайд 9.
Проверка
1. Квадратные уравнения: 1) x2 – 1 = 0; 5) 2x2 – 5x + 6 = 0; 6) 7x – x2 + 3=0
2. Вопросы классу:
- сформулируйте определение квадратного уравнения;
- по каким признакам вы отнесли данные уравнения к квадратным;
- назовите значения коэффициентов выбранных уравнений.
Слайд 10.
Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления
Стадия осмысления. Приемы Инсерт, кластер.
1-й этап – систематизация, оформление в кластер; по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.
2-й этап – нахождение взаимосвязей между ветвями;
3-й этап – мозговой штурм (идеи решения неполных квадратных уравнений) ,
1-й этап. Презентация кластера
Слайд 11.
Оформление кластера осуществлялось различными цветами. Информация, которую ученик отмечал самостоятельно, фиксировалась пастой одного цвета, дополненная или исправленная информация – другой пастой. В процессе такой работы ученику и учителю было легко отследить пробелы в знаниях и сделать соответствующие выводы.
2-й этап. Нахождение взаимосвязей между ветвями.
Слайд 12.
3-й этап. Решение неполных квадратных уравнений.
Здесь используется так же прием работы с текстом, который носит название инсерт.
Слайд 13. Учитель вместе с учащимися на конкретных примерах рассматривает три вида неполных квадратных уравнений: ax2 = 0, ax2 + bx = 0, ax2 + c = 0 и способы их решения. Во время работы учащиеся делают на полях пометки:
Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
– я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.
Полученные данные обучающиеся заносят в таблицу:
Неполные квадратные уравнения |
Решение | Наличие корней | Количество корней | Пометки |
5x2 = 0 | x2 = 0
x = 0 |
есть | 1 | + |
2x2 + 6x=0 | 2x(x + 3) =0 x=0 или x = – 3 |
есть | 2 | + |
x2 – 4 = 0 | x2 = 4
x = ±√4 x = ±2 |
есть | 2 | ! |
x2 + 6 = 0 | x2 = – 6 | нет | - | ? |
Слайды 14–17. Веселая зарядка.
Слайд 18.
III. Стадия рефлексии (или размышления).
– Возвращение к таблице (ее уточнение и дополнение с учетом того нового, что
узнали).
– Выполнение практического задания.
– Определение способов применения этой информации на практике.
Слайд 19.
Этот материал обобщается, формулируются выводы о способах решения, о количестве и виде корней различных неполных квадратных уравнений. Полученные данные заносятся в таблицу
№ п\п |
Неполное квадратное уравнение |
Решение | Наличие корней | Количество корней | Вид корней | |
1. | аx2 = 0. b = 0, с = 0. |
x2 = 0 | + | 1 | x = 0 | |
2. | ax2 + bx = 0. b ≠ 0, с = 0. |
x(ax + b) = 0, x = 0 или ax + b = 0 x1= 0 x2 = |
+ | 2 | x1 = 0 x2= |
|
3. | ax2+c=0. b=0, с≠0. |
ax2= – c x2=
|
Если то корней нет | - | 0 | - |
Если , x1,2=+ | + | 2 | x1,2= + |
Слайд 20.
Задание классу: работа в парах
Разбейте следующие уравнения на две группы по какому-либо признаку:
1) 3х ²+ 8х – 7=0 | 7) 3х2 – 5х – 4 =0 |
2) х2 + 3х + 1 = 0 | 8) х2 – 24x = 0 |
3) 7 – 5х + х² = 0 | 9) 16х2 – 4 = 0 |
4) 5х2 = 0 | 10) – 0,1х2 + 10 = 0 |
5) 169 – х2 = 0 | 11) – x2 – 3x + 15 = 0 |
6) 7х + 13 – 6х² = 0 | 12) x2 – 5x = 0 |
Слайд 21.
1-я группа: приведенные и неприведенные.
Слайд 22.
2-я группа: полные и неполные.
Какие из этих уравнений вы можете решить? (Неполные квадратные уравнения.)
Слайд 23.
Решить уравнения:
5x2 = 0 | 4) 16x2 – 4 = 0 |
169 – x2 =0 | 5) – 0,1x2 + 10 = 0 |
x2 – 24x = 0 | 6) x2 – 5х = 0 |
0 и 5 | 10 и -10 | 13 и -13 | 0 | 0,5 и -0,5 | 0 и 24 |
А | К | В | Э | И | Р |
Решением каждого уравнения выбирается соответствующая буква, ребята решив уравнения, должны получить слово “Эврика.”
Слайд 24.
Итог урока: “Эврика” крикнул Архимед, когда открыл известный вам закон.
А, что вы открыли для себя сегодня? Что вы узнали нового?
Рефлексия.
Домашнее задание: п24; № 24.4а), № 24.8б), №24.9а), 24.12а), №24.16б), 24.18б), 24.20б
Литература:
- А.Г. Мордкович “Алгебра 7” учебник 1 часть.
- А.Г. Мордкович “Алгебра 7” задачник 2 часть.
- С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская “Развитие критического мышления на уроке”.
- “Электронная зарядка” – Интернет ресурсы.