Цель урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи.
Образовательные:
- дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Тип урока.
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры” (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого “Детство” (отрывок), наглядные пособия.
Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приложение 1)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд 2
Учитель: Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное)
- В православии “добро” - это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
Дифференцированная работа.
- Дома вы выполняли различные задания со словом “добро”: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Расскажите, как вы справились с данной работой.
- Какие словосочетания вы составили со словом “добро”? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро)
Слайд 3. Определение “добра”.
Учитель: Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья” построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев “Цветик-самоцветик”, героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечить больные ноги мальчика Вити; В. Осеева “Три товарища”, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей).
– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?
(Ответы детей)
Слайд 4
Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.
- Назовите антоним слова “добро”. (Зло)
Слайд 5: определение слова “зло”.
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)
- В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)
- В православии грех – это:
- недобрые чувства;
- недобрые мысли;
- недобрые дела
Слайд 6
Слайд 7-9: иллюстрации к рассказу А.Гайдара “Совесть”.
Учитель: Ребята, давайте вспомним какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа “Совесть” Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).
- По православным понятиям она совершила грех.
- Чем заканчивается данный рассказ? (“И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть”)
- Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть)
- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке)
- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О совести и раскаянии).
Слайд 10: девиз урока.
А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия “Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни”.
Слайд 11: “Совесть и раскаяние”.
3. Открытие новых знаний. Работа с понятием “Совесть”.
- Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова “Совесть”, а вторая – “Раскаяние”. (Работа с книжным словарём и электронным на компьютере)
Слайд 12-15: особенности совести, дела совести.
- Проверяем работу.
- Так что же такое “Совесть”? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом)
Слайд 16:
Учитель:
- Что такое “Раскаяние”? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)
- Давайте обратимся к понятию “Совесть” Учебник страница 36.
- Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”.
Слайд 17
- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)
- Посмотрите на его портрет.
- Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)
- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)
- Обоснуйте свой ответ.
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)
- Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)
Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда.
Слайды 18
“Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.
- Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.
- Какие важные дела совершает совесть?
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.
- Какая особенность есть у совести? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.
- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм.
Слайд 19: храм.
- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
4. Работа в рабочих тетрадях. Задание 1 (первая группа) устно в классе, задание 2 выполнить дома.
Дифференцированная работа.
I группа. Задание 1.
- Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?
- Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.
II группа. Задание на карточках.
- Внимательно прочитайте стихотворение “Что такое совесть?” и скажите, как авторы понимают, что такое совесть.
Ответьте на вопрос “Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ”.
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
Проверка.
5. Работа с понятием “раскаяние”.
Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести?
Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)
Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.
Слайд 20: шаги раскаяния.
- Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)
- В чём состоит первый шаг в раскаянии? 1. Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии? 2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии? 3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее). Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.
- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
Слайд 21
Учитель: Найди дело, противоположное греху:
Украл? – Верни!
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари!
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
Спешите делать ДОБРО!
6. Работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий 1 и 3.
7. Закрепление.
- Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого “Детство” и постарайтесь понять чувства Николеньки в этом отрывке.
(Действие сцены, которое будет прочитано, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).
Учитель читает отрывок из повести:
После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: “Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!”. Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
“Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!”
Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
Вопросы учителя по тексту:
- Как меняется настроение мальчика?
(Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь).
- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?
Слайд 22
8. Работа с репродукцией картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
- Как вам кажется, кто изображен на картине?
- В какой момент жизни изображены два человека?
- Почему один из них не показан лицом зрителю?
- Почему он стоит на коленях?
- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.
- Знаете ли вы, как называется картина?
- Какой сюжет лёг в её основу?
- Из какой книги этот сюжет?
Слайд 23
9. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:
- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … .
10. Домашнее задание.
Учитель: Прочитайте высказывания рубрики “Это интересно”. Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.
11. Итог.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.