Задачи урока:
- отработка знаний и умений, приобретённых на предыдущих уроках.
Планируемый результат:
- уметь писать цифру 9,
- уметь самостоятельно работать.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Устный счет
А) Разминка.
- Давайте вспомним, с какими новыми числами мы познакомились на прошлом уроке?
- Расскажите стихотворения С.Я. Маршака, которые мы про них выучили.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять, иль девятка, -
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
- Назовите соседей чисел 8 и 9
(На доске висит наглядное пособие Т.Б.Бука “Девять” из комплекта наглядных пособий “Числа от 1 до 10”. Издательство “Просвещение” 2011 г.)
- Рассмотрите внимательно таблицу. Ребята, где в жизни мы встречаемся с числом 9? (Дети по очереди подходят к пособию. Учитель дополняет ответы детей)
- У каждой столицы есть символ, по которому ее можно узнать. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. В его основе девять церквей.
Хотите узнать, как он появился? Тогда слушайте. Раньше на его месте стояла каменная Троицкая церковь. Русский царь Иван Грозный (в 1552 году возглавил войско в походе на Казань) обещал в случае своей победы воздвигнуть на Красной площади большой храм. Пока шла война, после каждой победы рядом с Троицкой церковью строили маленькую деревянную церковь в честь того святого, в чей день была одержана победа. Когда русское войско с победой возвратилось в Москву, Иван Грозный решил на месте восьми деревянных церквей построить одну большую, каменную, на века. Так появился храм, состоящий из девяти церквей на одном основании.
- Ребята, а из вас кто-нибудь, был в Москве? Вы видели этот храм?
- В соревнованиях по академической гребле в лодке находятся девять человек: восемь гребцов и один рулевой.
- Поле игры в крестики-нолики состоит из девяти клеток
- В сентябре - девятом по счету месяце - начинаются занятия у школьников
- Слова, состоящие из девяти букв, могут быть любыми (например, “насекомое”, “жаворонок”, “канарейка”, “куропатка”, “компьютер”, “велосипед”, “библиотека”).
- Пословицы “ Девять мышей вместе потянули и крышку с кадушки сыра стащили” (адыгейская).
- Молодцы!
Б) Игра “Наряжаем ёлочку”.
У каждого ученика на парте своя ёлочка. Дети самостоятельно на своих местах выполняют работу. Затем организуется коллективная проверка.
- 8 это 3 и сколько? 8 это 4 и сколько? и т.д.
Если ученик выполнил все задания правильно, он хлопает в ладоши.
В) Задачи для смекалистых учеников (ответ дети показывают на веере).
Пять ребят в футбол играли,
Одного – домой позвали.
Он в окно глядит, считает:
Сколько их теперь играет? (Четыре)
Будто в сказке, на опушке
Собираются зверюшки:
Ёжик-колючка,
Белка-прыгучка,
Лисёнок-бесёнок,
Зайчишка-глупышка.
Пусть резвятся, как хотят!
Сосчитайте-ка зверят! (Четыре)
В снег упал Серёжка,
А за ним – Алёшка,
А за ним – Иринка,
А за ней – Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят? (Пятеро)
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом. (Шесть)
Г). Игра “Сложи фигуру”.
- Поиграем? Достали счётные палочки. Постройте из палочек фигуру так, как показано на рисунке.
- Сколько здесь квадратов? (Семь)
- Уберите две палочки так, чтобы осталось 4 равных квадрата.
Проверка индивидуальной работы. Если задание выполнено правильно, дети поднимают зеленый кружок. Если в задании есть ошибка – красный кружок.
3. Работа над темой урока
1) Работа с математическим набором.
- Положите перед собой девять кружков. Как эти кружки можно разложит в два конверта?
Вывод:
9 - это 1 и 8
9 - это 2 и 7
9 - это 3 и 6
9 - это 4 и 5 и т.д.
2) Игра “Наряжаем елочку”. Ученик выходит к доске, берет соответствующую карточку и говорит: 9 – это 1 и ещё 8 и т.д.
4. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде “Раз!”
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде “Два!”
Собирали ягоды и вели им счёт:
В кружку – одну ягоду, а две штуки – в рот.
5. Закрепление изученного материала (стр. 59)
А) Игра “Называй – не зевай”.
- Цифры рассыпались. Нужно назвать числа по порядку, начиная с наименьшего. Затем, начиная с наибольшего. Дети быстро “по цепочке” называют числа.
Б) Работа по учебнику и рабочей тетради.
- Рассмотрите рисунок с карандашами.
- Сосчитайте сколько карандашей в стаканчике?
- Обозначим карандаш треугольником.
- Открыли тетрадочки и нарисовали в строчку через клеточку столько карандашей, сколько их стоит в стаканчике.
Учитель на доске работает с математическим набором.
- Что вы еще видите?
- Другим цветным карандашом нарисуйте на этой строчке еще один треугольник.
- Сколько карандашей было?
- Сколько стало?
- Стало больше, или меньше?
- На сколько карандашей стало больше?
- Почему стало больше? (Добавили один)
- Как это можно записать? Запишите. (5+ 1 = 6)
- Прочитайте запись
- Как получили шесть?
Аналогично проводится работа по второй картинке.
- Назовите одним словом фигуры, которые вы видите? (многоугольники)
- Как называется каждый из этих многоугольников?
Дети “ по цепочке” называют номер фигуры и её название.
В) Работа в парах
- Сколько рыб поймал рыбак?
6. Работа в печатной тетради
А) Письмо цифры 9.
Учитель показывает, как надо писать, ученики рассматривают образец, пишут “в воздухе”, по кальке, приступают к письму, сравнивают с образцом (путем наложения образца с кальки на свою цифру) пишут до конца строчки. Лучшую цифру подчёркивают.
Б) Самостоятельная работа.
- Соединяй числа по порядку
7. Итог урока
- Что узнали нового?
- Что повторили на уроке?
- Какое задание было трудным?
- Какое задание понравилось?
- Кто нам сегодня хорошо помогал, кому скажем “спасибо”.
- Молодцы! Спасибо за урок.