Цели урока:
образовательные:
- закрепить и уточнить знания учащихся о табличном и внетабличном умножении и делении;
- закрепить умение выполнять деление с остатком;
- закрепить знание компонентов арифметических действий и связи между ними;
- закрепить умение находить площадь и объём фигур;
- развивать умение составлять и решать задачи по имеющимся данным;
- закреплять умение составлять план работы.
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.
развивающие:
- способствовать развитию:
- творческого воображения;
- мышления, речи, памяти, внимания;
- умений анализировать, сравнивать, классифицировать.
Тип урока: комбинированный (закрепление).
Методы обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Оборудование:
- индивидуальные карточки;
- карточки с заданиями для групп;
- основа и конверты с деталями мозаики;
- карточки с компонентами арифметических действий, названиями геометрических фигур и единицами измерения длины, площади и объёма; карточки с уравнениями.
I. Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
“Математика дает пищу для ума…”
- Посмотрим, что же она нам предлагает?
II. Устный счёт.
1. Упражнение в классификации математических элементов.
Важным умением для жизни человека является умение читать. Но важно уметь читать не только художественную литературу, но и математическую информацию. О чем нам сообщает диаграмма в виде кругов Эйлера-Венна?
(На доске карточки с названием элементов множеств: слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое, сумма, множитель, произведение, делимое, делитель, частное; прямоугольник, треугольник, квадрат; сантиметры , дециметры квадратные, метры кубические)
(Есть элементы множеств: компоненты арифметических действий, геометрические фигуры, единицы измерения величин.Данные множества являются подмножествами множества “Математических понятий”)
- Какую операцию мы провели для того, чтобы соотнести элементы с конкретным множеством? Обоснуйте свой ответ.
(Классификацию, так как множества С, В, Д не пересекаются.)
2. Упражнение в выявлении существенных признаков геометрических фигур.
- Более подробно расскажите об элементах подмножества “Геометрических фигур”.
(Это плоские многоугольники, обладающие общими свойствами: имеют стороны, углы, вершины.)
- Давайте запишем существенный признак каждого элемента с помощью числа. Как называется каждый многоугольник?
(Прямоугольник. Имеет две пары противоположных сторон. Треугольник имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны. Квадрат имеет 4 одинаковые стороны и 4 прямых угла.)
(На доске вывешиваются карточки с числами 2, 3, 4)
III. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
- Итак, мы имеем числа и фигуры. Так и звучит тема нашего урока. Как вы думаете, она актуальна в жизни человека?
(Все, что человек создает для жизни и в жизни связано с геометрическими фигурами и их измерением: жильё, мебель, транспорт и т.д.)
- Обратите внимание на подмножество “Единицы измерения”. Какую информацию оно вам сообщает?
(Есть единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км.
Единицы измерения площади фигур: мм квадратные, см квадратные, дм квадратные…
Единицы измерения объёма: мм кубические, см кубические,…, м кубические.)
- Где человек использует эти единицы измерения?
- Из выше сказанного мы с вами видим, что на уроках математики мы учимся жить и творить.
Чтобы что-либо создавать необходимо владеть определенными умениями и навыками. Как вы считаете, какими?
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Работа с отрезком натуральных чисел.
- Обратим внимание на вычислительные навыки. Есть числа 2, 3, 4. Что вы можете о них сказать?
(Это отрезок натуральных однозначных чисел , т.к. они идут в порядке увеличения и каждое последующее больше предыдущего на один)
- Предложите задания для данного числового материала.
(Образовать все возможные двухзначные числа, так чтобы цифры в записи числа не повторялись.)
- Выполните задание в тетрадях.
(Один человек работает у доски. Проверка осуществляется сигнальными карточками)
На доске: 23. 24, 32, 34,42, 43.
2. Закрепление табличного и внетабличного умножения и деления.
- Какие задания, связанные с таблицей умножения и деления, дает возможность выполнить данный математический материал?
(1. Заменить числа произведением однозначных множителей.
2. Заменить произведением однозначных и двузначных множителей.
3. Выполнить деление с остатком.)
- Какие из чисел позволяют выполнить 1 задание? (24, 32, 42)
(Один ученик выполняет задание у доски, остальные работают со 2 заданием на магнитных досках. Проверку выполняют все сигнальными карточками)
- Какое свойство умножения и деления подходит для всех чисел? (Умножение и деление на 1)
- Замените произведение двузначного и однозначного множителей число обозначающее количество часов в сутках. (24=12*2)
- Замените произведением двузначного и однозначного множителей число обозначающее количество зубов у человека. (32=16*2)
- Замените произведение двузначного и однозначного множителей число, меньшее на 6 единиц 4 десятков. (34=17*2)
- Замените произведение двузначного и однозначного множителей число, в котором 2 единицы и 4 десятка. (42=21*2)
- Что общее у данных чисел? (Они четные, так как кратны 2)
3. Упражнение в делении с остатком (работа в группах).
- 3 задание предлагаю выполнить в группах. Каждая группа работает с одним числом, записывая по три примера на деление с остатком.
(Каждая группа получает лист с шаблоном для выполнения задания. Группы вывешивают карточки с ответами на доске, класс проверяет сигнальными карточками)
- Какое правило важно помнить при выполнении деления с остатком? (Остаток должен быть меньше делителя)
4. Решение уравнений.
- Уделим внимание элемента 3 подмножества. Предлагаю каждой команде выбрать любой компонент арифметических действий и повесить над своей карточкой.
- И так, вы сделали свой выбор. Но каждое действие должно продуктивным. Какое задание позволяет выполнить успешно знание компонентов арифметических действий и связи между ними? (Решить уравнение)
V. Физминутка.
- Вы правы. Мы можем решить уравнения. Каждая группа должна найти уравнение, в котором необходимо найти выбранный вами компонент. Для этого вам удобнее встать и выполнить повороты.
Один ученик из группы находит нужное уравнение, остальные – повторяют правило нахождения компонентов арифметический действий.
Х+260 =800
645 – у =210
А – 463 =237
12* х= 60
75: у =5
Х : 40 =9
VI. Практическая работа.
- Каждая группа вместе с уравнением получила конверт. Предлагаю вам его открыть. В них вы получили фигуры. Чем отличаются фигуры каждой группы? (Цветом и формой)
- Что общее у всех групп? (Число фигур равно 5)
1. Упражнение в составлении задачи по данным.
- Имеем условие: у 6 групп по 5 фигур. Какой вопрос можем поставит , чтобы получилась простая задача? (Сколько всего фигур у всех групп?)
- Ответьте на заданный вопрос. (5*6=30)
2. Постановка проблемы.
- У каждой группы на столе имеется основа. Какой она формы? (Квадратной)
Что напоминает? (Плитку, элемент паркета,…)
- 19 ноября все наша страна отмечала 300 со дня рождения великого человека. Кто назовет его имя? (М.Ломоносов)
- Какую технику изобразительно искусства подарил человечеству этот гениальный ученый? (Мозаику)
- Чтобы создать мозаику из имеющихся геометрических фигур, что нужно знать? (Сколько необходимо деталей для работы)
3. Упражнение в нахождении площади фигур.
- Как это рассчитать? (Найти площадь основы и площадь фигур, выполнить кратное сравнение)
- Для рационального использования времени работу надо выполнить по парам. 1 пара в каждой группе выполняет нужные измерения и находит площадь основы, а 2 - детали. Вместе группа решает, какое количество деталей она должна использовать.
(Каждая группа должна взять 4 детали квадратной формы)
- Выберите детали разных цветов. Для мозаики нужны более мелкие детали. Как решить эту проблему? (Разделить деталь пополам)
- Предложите свои варианты для деления на две части квадрата и прямоугольника. (Можно разделить по диагонали или на прямоугольники, квадраты)
- Какие инструменты нужны для практического выполнения этого задания? (Ножницы)
- Работая с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.
4. Составление плана работы.
- Что помогает нам в жизни быстро и успешно выполнить любую работу? (Планирование работы)
- Определим этапы работы всех членов группы для создания мозаики. Первый шаг?
План работы.
1. Определить размер основы.
2. Определить размер деталей.
3. Рассчитать количество деталей.
4. Продумать эскиз работы.
5. Приклеить детали.
5. Самостоятельная работа групп.
6. Упражнение в нахождении объёма фигуры.
- У нас получилось 6 квадратов. Для чего мы можем рационально их использовать?
(У куба 6 граней квадратной формы, можем сделать куб)
- Что можете сказать об этой фигуре? (Это объемная фигура)
- Прошу по одному представителю от группы быть моими ассистентами, а остальным – найти объем нашего куба. Уточним, какие величины нужны для нахождения объема? (Длина, ширина и высота)
- Какова особенность данных параметров у куба? (Они одинаковые)
(6 человек собирают куб из готовых работ групп, остальные работают на местах)
VII. Итог урока.
- И так мы видим продукт совместного труда. Но не все грани мы с ребятами соединили, как вы думаете, почему? (Соединив все части, получим просто куб, который может украшать интерьер, а так мы получили коробку, которую можно использовать для игр или упаковки подарка.)
- Наш урок подходит к логическому завершению. Мы видим продукт своего труда. Правильно ли я выразилась в начале нашего урока, что мы будем учиться жизни? Как вы считаете? (Мы учились работать в коллективе по плану, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга)
- Что нам позволило получить такой результат? (Слаженная работа, работа по планы, имеющиеся знания по математике)
- Какие математические знания помогли нам достичь положительного результата?
VIII. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке:
отлично - зеленый цвет;
хорошо - желтый;
сомневаюсь – красный.
IX. Домашнее задание (творческое).
- Составить с имеющимися данными две составные задачи, решить их с краткой записью.