В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.
Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе и информатики, считаю следующие:
- создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей решаю следующие задачи
(Приложение 1):
Термин “здоровьесберегающие образовательные технологии” можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её “сертификат безопасности для здоровья”, и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Первоначально выделю основные требования к любому уроку, учитывая здоровьесберегающий фактор:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы.
3. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из “потребителей знаний” в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
10. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность и т.п.); между учениками (сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, заинтересованность-безразличие, активность - пассивность).
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
Что касается уроков информатики, то помимо общих требований к уроку, нельзя забывать о гигиенических требованиях к использованию компьютеров на уроке, несоблюдение которых вызывает ухудшение зрения и психофизическое утомление учащихся. Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы учащихся с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления.
При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Содержание уроков составляют устные и письменные задачи, упражнения, однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Помимо этого, при изучении графических редакторов учащиеся 5-7 классов выполняют рисунки на тему “Здоровый образ жизни”, учащиеся старших классов создают проекты “Жизнь без сигарет”, “Здоровое питание” и т.п., которые используются на уроках ОБЖ и для проведения классных часов.
Работа по формированию здорового образа продолжается во внеурочное время: дети пишут статьи в школьную газету (о секциях, в которых они занимаются, о спортивных соревнованиях, проводят анкетирование и т.д.), участвуют в районных и городских конкурсах творческих работ, связанных со здоровым образом жизни.
В эффективности проводимой работы по формированию ЗОЖ большое значение играет и работа с родителями. С этой целью на личной Интернет-странице размещаю полезную и интересную информацию для родителей и детей. Например, “Здоровый человек у компьютера”, “Подростки в социальных сетях” и пр.
Итогом своей работы как учителя-предметника, и как классного руководителя считаю: хорошую психологическую атмосферу на уроках; заинтересованность детей в посещении спортивных секций и в выполнении творческих заданий, направленных на формирование здорового образа жизни.
Литература
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- http://www.rusedu.info/Article974.html
- http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
- https://urok.1sept.ru/articles/211062
- http://www.ychitel.com/menu%20to/pravo/pravo_3_3.html