Цель урока: Сформировать представление об основаниях, как классе неорганических соединений.
Задачи урока.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с классом неорганических соединений – основания.
- Определить общую схему строения, и свойств оснований.
- Рассмотреть действие индикаторов на основания (качественные реакции).
- Выявить сходство и различие между различными группами оснований.
Воспитательные:
- Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убеждённости в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи.
- Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.
Развивающие:
- Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать и анализировать изучаемые факты и понятия. (Для развития речи – индивидуальные выступления; для развития познавательного интереса – дополнительный материал; для развития логического мышления- создание кластеров и логиконов.)
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.
Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.
Оборудование: компьютер (просмотр фрагмента СД Электронная библиотека “Просвещение” ХИМИЯ Мультимедийное учебное пособие нового образца: IV Основные классы неорганических соединений (В. Основания) Урок 43 “Состав, получение и свойства оснований” стр. 7, прослушивание классической музыки: В. А. Моцарт “Маленькая ночная серенада”, презентация для самоконтроля.), карточки для индивидуальной работы. Лабораторное оборудование: склянка с раствором щелочи, 5 пробирок, растворы индикаторов: фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого. Склянка с растворами: гидроксида кальция, соли меди (II) , соли железа (III) для приготовления нерастворимых, окрашенных гидроксидов. Набор шаростержневых моделей атомов для составления моделей молекул.
План урока.
- Организационный момент - 1 мин.
- Проверка домашнего задания - 4 мин.
- Изучение нового материала – 25 мин.
- Закрепление изученного - 6 мин.
- Подведение итогов урока и домашнее задание – 9 мин.
Ход урока
Организационный момент - 1 минута.
- Приветствие.
- Актуализация знаний (Глава третья “Соединения химических элементов”).
- Повторение понятий; бинарных соединения, оксиды, летучие водородные соединения.
Проверка домашнего задания – 4 минуты.
Выполнить письменно №1 на стр. 66.
Выписать из приведенных ниже формул в два отдельных столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дайте им названия; Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, CuO, SO2, SCl2, Cl2O5, FeS, Fe2O3, Cu2O, CuF2, P2O5.
Изучение нового материала - 25 минут.
- Постановка цели; (Что ученики знают про основания. Что хотели бы узнать?)
- Эпиграф. Основой жизни на Земле является вода. Слово основание – однокоренное слово со словом основа. И наверно не случайно вода является основой для образования класса неорганических соединений – основания.
- Рассказ учителя об образовании гидроксид-иона.
- Индивидуальная работа с учебником: списать в тетрадь определение со стр. 67 и составить на его основе общую формулу оснований. “Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов”.
Ме+п(ОН)п
- Групповая работа с набором шаростержневых моделей атомов для моделирования молекул оснований с разным составом. Используется запись на стр 67 (формулы после третьего абзаца NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3 ) Работа выполняется под классическую музыку.(В.А.Моцарт “Маленькая ночная серенада”).
- Фронтальная работа с классом, контроль правильности создания моделей, их название и написания формул оснований на примере изготовленных шаростержневых моделей. Введение понятия одно, двух, трех- кислотности оснований.
- Рассказ учителя о растворимости оснований. Сопровождается иллюстрацией в виде схемы, которая заносится на классную (или интерактивную) доску в ходе рассказа.
- Индивидуальная работа в тетради; распределить формулы изготовленных шаростержневых моделей молекул оснований в данную схему.(Использовать таблицу растворимости). Правильность работы учитель проверяет фронтально.
- Групповая работа. Самостоятельная работа с текстом учебника. Каждой из трех групп прочитать о соединениях: гидроксид натрия (стр. 67), гидроксид калия (стр. 68) и гидроксид кальция ( стр. 68). После прочтения заполнить соответствующий столбик таблицы. (Таблица заносится на доску учителем заранее). После выполнения работы происходит обмен информацией между группами. Таким образом вся информация заносится в тетрадь каждого ученика.
Основные характеристики | Гидроксид калия | Гидроксид натрия | Гидроксид кальция |
Химическая формула | KOH |
NaOH |
Ca(OH)2 |
Физические свойства | Твердый, белый, гигроскопичен. | Твердый, белый. | Рыхлый белый порошок. |
Химические свойства | Разъедает кожу, ткани, бумагу. Опасен! | Едкий, мылкий. Опасен! | Раствор мутнеет при пропускании углекислого газа |
Отношение к воде | Растворяется с выделением теплоты (щелочь) | Растворяется с выделением теплоты (щелочь) | Немного растворим. (Щелочь) |
Второе название | Едкое кали | Едкий натр | Гашеная известь. Прозрачный раствор - известковая вода |
Практическое применение | Мыловарение, кожевенная, фармацевтическая промышленность | Производство жидкого мыла, тугоплавкого стекла. | Строительство, кладка и штукатурка, побелка деревьев. |
- Акцентирование внимания на химические свойства щелочей. Демонстрация СД Электронная библиотека “Просвещение” ХИМИЯ Мультимедийное учебное пособие нового образца: IV Основные классы неорганических соединений (В. Основания) Урок 43 “Состав, получение и свойства оснований” стр. 7. Фрагмент о разрушении щелочами ткани, бумаги, волокон.
- Знакомство с окрашенными основаниями.
- Демонстрационный опыт со свежеприготовленными гидроксидом меди II – (голубой цвет) и гидроксидом железа III – (бурый цвет), готовым раствором гидроксида кальция (белый цвет).
- Рассказ учителя о качественной реакции на основания. Знакомство с понятием – индикатор. Записать определение “индикатор” в тетрадь. Анализ таблицы №4 “Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды” (стр. 69)
- Демонстрационный опыт; “Изменение окраски фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого в растворе щелочи”.
Закрепление изученного - 6 мин.
Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)
- Самоконтроль. Ответ выдается учителем в виде презентации на экран.
Подведение итогов урока и домашнее задание – 9 минут.
- Домашнее задание: прочитать параграф 19 “Основания”, выполнить письменно №2 и №4 на стр. 69.
№2 | Составьте химические формулы оснований для Сr(II) и Cr(III), назовите их. Изменяют ли окраску индикаторов эти вещества? Почему? |
№4 | Каким из оксидов: CO2, CuO, Cl2O7, P2O5, FeO, MgO соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований, и дайте им названия. |
- Фронтальный опрос: (возвращение к цели урока)
- Что учащиеся знали об основаниях?
- Что они узнали о классе неорганических соединений “Основания”?
- Работа по преобразованию информации. Класс делится на группы и каждой группе дается задание по созданию минипроекта “Основание”; рисунок, плакат, схема, логикон, стихотворение (на выбор).
- Презентация минипроекта на доске от каждой группы:
Примерные минипроекты учащихся. (Приложение 2)
Стихотворение.
Основания – бывают разные,
Фенолфталеин будет красный.
Щелочи - они растворяются
Бумага ими проедается!
Схема. (Приложение 3)