Тема урока "Основания". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока: Сформировать представление об основаниях, как классе неорганических соединений.

Задачи урока.

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с классом неорганических соединений – основания.
  2. Определить общую схему строения, и свойств оснований.
  3. Рассмотреть действие индикаторов на основания (качественные реакции).
  4. Выявить сходство и различие между различными группами оснований.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убеждённости в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи.
  2. Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать и анализировать изучаемые факты и понятия.  (Для развития речи – индивидуальные выступления; для развития познавательного интереса – дополнительный материал; для развития логического мышления- создание кластеров и логиконов.)

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.

Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.

Оборудование: компьютер (просмотр фрагмента СД Электронная библиотека “Просвещение” ХИМИЯ Мультимедийное учебное пособие нового образца: IV Основные классы неорганических соединений (В. Основания) Урок 43 “Состав, получение и свойства оснований” стр. 7, прослушивание классической музыки: В. А. Моцарт “Маленькая ночная серенада”, презентация для самоконтроля.), карточки для индивидуальной работы. Лабораторное оборудование: склянка с раствором щелочи, 5 пробирок, растворы индикаторов: фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого. Склянка с растворами: гидроксида кальция, соли меди (II) , соли железа (III) для приготовления нерастворимых, окрашенных гидроксидов. Набор шаростержневых моделей атомов для составления моделей молекул.

План урока.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания - 4 мин.
  3. Изучение нового материала – 25 мин.
  4. Закрепление изученного - 6 мин.
  5. Подведение итогов урока и домашнее задание – 9 мин.

Ход урока

Организационный момент - 1 минута.

  • Приветствие.
  • Актуализация знаний (Глава третья “Соединения химических элементов”).
  • Повторение понятий; бинарных соединения, оксиды, летучие водородные соединения.

Проверка домашнего задания – 4 минуты.

Выполнить письменно №1 на стр. 66.

Выписать из приведенных ниже формул в два отдельных столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дайте им названия; Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, CuO, SO2, SCl2, Cl2O5, FeS, Fe2O3, Cu2O, CuF2, P2O5.

Изучение нового материала - 25 минут.

  • Постановка цели; (Что ученики знают про основания. Что хотели бы узнать?)
  • Эпиграф. Основой жизни на Земле является вода. Слово основание – однокоренное слово со словом основа. И наверно не случайно вода является основой для образования класса неорганических соединений – основания.
  • Рассказ учителя об образовании гидроксид-иона.

  • Индивидуальная работа с учебником: списать в тетрадь определение со стр. 67 и составить на его основе общую формулу оснований. “Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов”.

Ме+п(ОН)п

  • Групповая работа с набором шаростержневых моделей атомов для моделирования молекул оснований с разным составом. Используется запись на стр 67 (формулы после третьего абзаца NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3 ) Работа выполняется под классическую музыку.(В.А.Моцарт “Маленькая ночная серенада”).

  • Фронтальная работа с классом, контроль правильности создания моделей, их название и написания формул оснований на примере изготовленных шаростержневых моделей. Введение понятия одно, двух, трех- кислотности оснований.
  • Рассказ учителя о растворимости оснований. Сопровождается иллюстрацией в виде схемы, которая заносится на классную (или интерактивную) доску в ходе рассказа.

  • Индивидуальная работа в тетради; распределить формулы изготовленных шаростержневых моделей молекул оснований в данную схему.(Использовать таблицу растворимости). Правильность работы учитель проверяет фронтально.
  •  

  • Групповая работа. Самостоятельная работа с текстом учебника. Каждой из трех групп прочитать о соединениях: гидроксид натрия (стр. 67), гидроксид калия (стр. 68) и гидроксид кальция ( стр. 68). После прочтения заполнить соответствующий столбик таблицы. (Таблица заносится на доску учителем заранее). После выполнения работы происходит обмен информацией между группами. Таким образом вся информация заносится в тетрадь каждого ученика.
Основные характеристики Гидроксид калия Гидроксид натрия Гидроксид кальция
Химическая формула

KOH

NaOH

Ca(OH)2

Физические свойства Твердый, белый, гигроскопичен. Твердый, белый. Рыхлый белый порошок.
Химические свойства Разъедает кожу, ткани, бумагу. Опасен! Едкий, мылкий. Опасен! Раствор мутнеет при пропускании углекислого газа
Отношение к воде Растворяется с выделением теплоты (щелочь) Растворяется с выделением теплоты (щелочь) Немного растворим. (Щелочь)
Второе название Едкое кали Едкий натр Гашеная известь.

Прозрачный раствор - известковая вода

Практическое применение Мыловарение, кожевенная, фармацевтическая промышленность Производство жидкого мыла, тугоплавкого стекла. Строительство, кладка и штукатурка, побелка деревьев.
  • Акцентирование внимания на химические свойства щелочей. Демонстрация СД Электронная библиотека “Просвещение” ХИМИЯ Мультимедийное учебное пособие нового образца: IV Основные классы неорганических соединений (В. Основания) Урок 43 “Состав, получение и свойства оснований” стр. 7. Фрагмент о разрушении щелочами ткани, бумаги, волокон.
  • Знакомство с окрашенными основаниями.
  • Демонстрационный опыт со свежеприготовленными гидроксидом меди II – (голубой цвет) и гидроксидом железа III – (бурый цвет), готовым раствором гидроксида кальция (белый цвет).
  • Рассказ учителя о качественной реакции на основания. Знакомство с понятием – индикатор. Записать определение “индикатор” в тетрадь. Анализ таблицы №4 “Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды” (стр. 69)
  • Демонстрационный опыт; “Изменение окраски фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого в растворе щелочи”.

Закрепление изученного - 6 мин.

Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)

  • Самоконтроль. Ответ выдается учителем в виде презентации на экран.

Подведение итогов урока и домашнее задание – 9 минут.

  • Домашнее задание: прочитать параграф 19 “Основания”, выполнить письменно №2 и №4 на стр. 69.
№2 Составьте химические формулы оснований для Сr(II) и Cr(III), назовите их. Изменяют ли окраску индикаторов эти вещества? Почему?
№4 Каким из оксидов: CO2, CuO, Cl2O7, P2O5, FeO, MgO соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований, и дайте им названия.
  • Фронтальный опрос: (возвращение к цели урока)
    • Что учащиеся знали об основаниях?
    • Что они узнали о классе неорганических соединений “Основания”?
  • Работа по преобразованию информации. Класс делится на группы и каждой группе дается задание по созданию минипроекта “Основание”; рисунок, плакат, схема, логикон, стихотворение (на выбор).
  • Презентация минипроекта на доске от каждой группы:

Примерные минипроекты учащихся. (Приложение 2)

Стихотворение.

Основания – бывают разные,
Фенолфталеин будет красный.
Щелочи - они растворяются
Бумага ими проедается!

Схема. (Приложение 3)