Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (188 МБ)


Цель урока: Раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них, нервную и гуморальную регуляцию этих процессов, влияние никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблица “Схема строения органов пищеварения”, крахмальный клейстер, 55%-ный  раствор йода, 2 %-ный раствор соляной кислоты, 4 пробирки, штатив для пробирок, водяная баня, спиртовка, пробиркодержатель, пипетки, дополнительный материал для работы в группах, листочки с вопросами..

На переносной доске термины: Амилаза, Муцин, Лизоцим.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обеспечение мотивации урока. Актуализация опорных знаний.

Сегодня к нам в класс временно вольются новые ученики. Это учителя биологии. Но сегодня они – ученики. Их знания, опыт помогут сегодня разобраться нам в темных закоулках незнания этой темы.

(Занимают места за столом.)

Существует такая притча: “Когда-то к Ходже Насреддину пришел больной с жалобой на боли в животе.

Насреддин спросил его: “Что ты ел?”

Когда больной ответил, что ел на обед горелые корки, то Насреддин прописал ему “глазные капли”. Почему Насреддин это сделал? И о какой же системе человеческого организма пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Итак, наши задачи на сегодня (слайд). На столах имеются рабочие листки. Ваше решение : заполнять их на уроке или сделать это дома.

Но для начала и знакомства проведем небольшой тренинг.

Задание первое. Выполнение теста по компьютеру.

Пищевые белки распадаются на:

  1. На глицерин и жирные кислоты.
  2. На глюкозу.
  3. На простые сахара.
  4. На аминокислоты.

К пищеварительным железам не относятся:

  1. Надпочечники.
  2. Печень.
  3. Поджелудочная железа.
  4. Три пары слюнных желез.

Что такое брыжейка?

  1. Раса человека.
  2. Лейка для полива цветов.
  3. Выросты задней стенки брюшины.
  4. Покров тела.

Последовательные сокращения и расслабления кишечной стенки называется:

  1. Пищеварением.
  2. Окислением.
  3. Перистальтикой.
  4. Расщеплением.

Пластический обмен – это…

  1. Окисление белков.
  2. Ускорение процессов.
  3. Деление клетки.
  4. Усвоение питательных веществ.

В зубной аппарат человека не входят:

  1. резцы;
  2. клыки;
  3. десна;
  4. коренные зубы.

Задание второе.

Найди соответствие:

  1. Углеводы: глюкоза
  2. Легкие: дыхание =
  3. Десна: пародонтоз = зубы.
  4. Белки:
  5. Пищеварительный тракт:

В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За одну минуту участник зачитывает данные утверждения, другой говорит “да”, если оно верно, “нет” – если оно ошибочно.

  • Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.
  • Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.
  • Глотка является частью пищеварительного тракта.
  • В состав эмали зубов входят соли кальция.
  • Снаружи органы пищеварения покрыты эпителиальной тканью.
  • Пищевые жиры расщепляются в пищеварительном канале на крем для рук и жирные кислоты.
  • В основе пищевой пирамиды находятся автотрофы.
  • У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
  • Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.
  • В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.
  • Кофе, чай – балластные вещества.

Третий лишний.

  1. Глотка, печень, желудок, кишечник.
  2. Функции пищеварительной системы : секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.
  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы, минеральные соли.
  4. К продуктам животного происхождения относятся масло, яйца, творог, сахар, мясо.
  5. Пищеварительные железы -это: слюнные, печень, потовые, желудочные, поджелудочные железы.
  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.
  7. Кулинарная обработка пищи необходима, чтобы зубы от безделья не раскрошились, для лучшего усвоения, для улучшения вкусовых качеств пищи.
  8. Необходимо есть продукты, содержащие клетчатку, чтобы обеспечить существование бактерий, .

Конкурс “Узнай орган по таблице”. Один из участников получает список органов, которые ему нужно показать по таблице, второй – называет эти органы. Время – одна минута.

1глотка, 2 – печень, 3 – ротовая полость, 4 – желудок, 5 – желчный пузырь, 6 – толстый кишечник, 7 – поджелудочная железа, 8 – тонкий кишечник, 9 – пищевод, 10 – прямая кишка, 11– двенадцатиперстная кишка, 12 – аппендикс.

Конкурс “Закончи схему”. Участвуют оба ученика пары. За одну минуту нужно доработать схему, нарисованную на доске.

Рот – глотка – пищевод – желудок тонкая кишка толстая кишка – анальное отверстие.

Конкурс “Третий лишний”.

Один из участников зачитывает группу слов, другой – находит лишнее. Время конкурса – одна минута.

  1. Глотка, печень, желудок, кишечник.
  2. Функции пищеварительной системы : секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.
  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы, минеральные соли.
  4. К продуктам животного происхождения относятся масло, яйца, творог, сахар, мясо.
  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта :слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы.
  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.
  7. У каждого зуба имеется выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящийся в глубине челюсти корень.
  8. Функции питательных веществ– строительная, двигательная, энергетическая.

3. Изучение новой темы.

“Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!”
И.П.Павлов.

Обращаю внимание учащихся на слова И.П.Павлова, которые приведены в качестве эпиграфа к уроку. Вместе определяем тему, задачи.

1. – Мы решим очень важные задачи (какие?), заполним рабочий листок и выполним несложный тест. На этом наш урок будет закончен.

Ну, что, пожалуй, начнем.

2. – Возьмите в руки зеркала и обратите внимание на “верхний этаж” нашего пищеварительного тракта. Это ротовая полость, которую обычно называют ртом и следуемая за ним глотка.

Наша ротовая полость имеет незабываемое строение. И неспроста. Какую функцию она выполняет ? (Возможные ответы: измельчать пищу, ощущать вкус и т.д.).

1-я функция.

– Умницы, действительно, одна из функций ротовой полости – это измельчение пищи. Существуют специальные органы для выполнения этой функции. Случилось так, что вы уже в силах ответить на вопрос о строении этих агрегатов измельчения.(идет беседа о строении зубов, их дифференциации).

Сколько у человека зубов?

У новорожденного младенца вообще нет зубов. Обычно они появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам – 20. Это молочные зубы. Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются из материнского молока. После выпадения молочных к 6-7 годам их сменяют соответствующие постоянные. Кроме того, к 18–25 годам, в “мудрый период” жизни человека появляются зубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляются только к 60–70 годам. Нам эти зубы не обязательны, а нашим предкам, потреблявшим грубую пищу они были необходимы.

2-я функция – Обволакивание слюной. Ведь во рту пища хорошо смачивается. Это облегчает ее не только механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению.

Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множество слюнных и слизистых желез разной величины. На внутренней стороне губ они с просяное зерно, но много среди них и микроскопически малых. Крупные железы похожи на гроздья винограда. Их три пары: подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щеки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнется выделение слюны в ротовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удается, т.к. она находится глубоко под языком, но ее работу можно пронаблюдать.

Возьмите зеркало и поставьте так, чтобы можно было хорошо рассмотреть рот. Затем захватите язык верхними зубами и резко отогните его вверх и назад, приоткрыв при этом рот. Вы увидите, как из-под языка брызнет фонтанчик слюны. Выход протока подъязычной слюнной железы находится под уздечкой языка. Часто в этом месте удается рассмотреть небольшое отверстие. Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость.

За сутки у человека выделяется 0,5–2 л. слюны. (99,5 % воды, много солей щелочных металлов.) Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов. Имеется фермент лизоцим, которое растворяет микробы, вызывая их гибель. В слюну входят также органические и минеральные вещества. В ротовой полости в слюну добавляются бактерии и микроскопические грибки, которые постоянно обновляют клетки слизистого эпителия ротовой полости. Слюна у человека выделяется непрерывно, а не только во время еды, но во время сна медленнее, чем днем. Сухой рот не позволял бы нам говорить. Язык там двигался бы с трудом.

Итак, за сутки у человека выделяется около двух литров слюны. У некоторых животных, ее вырабатывается больше. Овцы в сутки выделяют до четырех литров слюны, а коровы до 18 ведер! Слюна, выделившаяся в ротовую полость, проглатывается вместе с пищей.(Фермент, смачивающий пищу и склеивающий ее в пищевой комок, называется муцин). Попав в кишечник, она быстро всасывается в кровь, и эта жидкость снова используется для образования слюны. Слюна кроме смачивания пищевого комочка очищает зубы и стенки полости рта от остатков пищи и конечно участвует в переваривании углеводов.

Опыт: Сделайте несколько глотательных движений : одно за другим. Слюна, находящаяся во рту закончилось. И что? Почему все в классе сейчас совершают судорожные движения? Нет слюны. Нет глотательного рефлекса. Что же является необходимым условием процесса глотания?

Глотание состоит из трех фаз. Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. Что и как контролирует отделение слюны. Я приведу два примера. Когда вы едите конфеты, у вас выделяется слюна? Это пищеварительный безусловный рефлекс. А вот другой. Представьте, что вы берете в руки лимон, моете его, режете на маленькие кусочки и едите. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или мыслях о еде.

Блестящие исследования слюнных желез провели Иван Петрович Павлов и его ученики. Ими была разработана простая и остроумная операция с наложением фистулы на околоушную слюнную железу.

Многие и многие сотни опытов были поставлены по Павловской методике. Вот несколько примеров. Собаку ввели в комнату, где находится закрытая миска с мясом. Через несколько секунд у нее в пробирке из фистулы стала собираться слюна. Открыли миску – слюны выделяется больше. Но вот пустили в комнату кошку. Собака рычит, приходит в ярость. Слюноотделение прекращается. Подобное явление наблюдается у человека. Когда мы ощущаем запах пищи, наш рот наполняется слюной. Неприятные мысли, раздражение тормозят слюноотделение , во рту становится сухо.

Многие ученые считали опыты И. П. Павлова безжалостными и бесчеловечными. Однако, результаты этой работы имели огромное значение для изучения организма человека. Именно благодаря опытам на собаках Павлов и его ученики раскрыли очередную тайну нашего организма. Признавая заслуги собак перед человечеством, в Санкт-Петербурге ей поставлен памятник.

И. П. Павлов шутливо называл слюнную железу “плевой железкой”, но от ее деятельности в процессе пищеварения зависит очень много.

Итак, в ротовой полости пища проходит частичную механическую и химическую обработку. Сформировавшийся пищевой комок проглатывается и проходит в глотку, а затем в пищевод. В течение суток мы делаем до полутора – двух тысяч глотательных движений.

– Кстати, друзья, вы, конечно, заметили, но из скромности промолчали об отсутствии двух учеников. А ведь им в начале урока было дано совершенно ответственное задание : провести эксперимент, сформулировать выводы, если эксперимент будет удачен.

Цель их работы: показать способность слюны переваривать углеводы.

Материалы и оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски по 10 см. , вата, спички, блюдце, аптечный йод. Крахмал расщепляется под влиянием содержащихся в слюне ферментов амилазы. Действие амилазы проявляется в слабощелочной среде и при температуре 37–38 г.

Предварительные пояснения. Цель этого опыта – показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются и остаются светлыми.

Ход работы:

  1. Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капелек йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.
  2. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.
  3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся. (1–2 мин).
  4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.
  5. Если опыт прошел успешно, то на синем фоне получится белая буква.
  6. Этот фермент, проявивший свои свойства, носит название АМИЛАЗА.

Упражнение – энергизатор. Кстати, не все вспомнили еще об одном органе ротовой полости – языке. (Его функции.)

Ферменты слюны.

Выводы. Формулируют сами ученики. Деление на группы (решение проблемных задач.)

Задача № 1. В состав пиццы входит: тесто, майонез, томаты, колбаса. Какой из этих компонентов начнет расщепляться в ротовой полости?

Задача № 2. Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

(Для того, чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных.)

Задача № 3. Почему таблетка глюкозы быстро растворяется во рту?

Задача № 4. Почему собаки и другие животные зализывают раны?

Задача № 5. В пробирку с раствором слюны, крахмала и вытяжкой табака добавили нескольких капель йода. Раствор посинел. Это означает, что крахмал не разложился. Почему? (Слайд.)

Задача № 6. Зачем в древнем Китае подозреваемым в совершении преступления людям давали съесть горсть сухого риса?

Объяснить, как связаны в организме центр глотания с центром сердечной деятельности.

Задача № 7. Зная строение и функции ротовой полости, придумайте как можно больше областей, где потребовались бы аналогичные принципы действия.

(Измельчение, обеззараживание, обволакивание склеивающей массой – в производстве целлюлозы, измельчении ненужных бумаг, производстве корма для скота.)

Задача № 8. Почему у растений нет пищеварительной системы? (Слайд.)

Выполнение и проверка теста.

Задача № 9. Сафир, австрийский писатель говорил: “Труд – отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья”. Объясните, как вы понимаете эти слова.

Выполнение теста.

Подведение итогов.

Но органы ротовой полости, как и другие органы, обеспечивающие взаимодействие нашего тела с окружающей действительностью, нужно беречь и лелеять. Я, конечно, скажу банальности и сто раз слышанные вами фразы. Но все же…

Берегите свое здоровье. И чтобы вам врачи не прописывали глазные капли, смотрите, что вы кладете в рот. Улыбайтесь так, как это делает персонаж на слайде, не боясь показать свои ухоженные красивые и здоровые зубы. Сегодня во время общения с вами я получила большое удовольствие и на память о теме нашего урока, я хочу подарить вам печенье-язычок – маленькие модели неутомимых тружеников, которые неустанно следят за качеством потребляемой нами пищи и предупреждают нас в минуты опасности. (Вручаю печенье, выполненные в форме язычков.)

Приложение 1. Рабочий лист ученика.