Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • тренировать способность к умению учиться;
  • тренировать способность к построению и реализации проекта выхода из затруднения;
  • сформировать способность к сложению дробей с одинаковыми знаменателями;
  • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, речь.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Девиз: “Начинаем мы опять решать, доказывать, смекать”.

– Как вы понимаете слова этого девиза?

– В чем мы добились успеха на предыдущих уроках математики? (В сравнении дробей, в нахождении числа по его части, нахождении части числа.)

– Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? (Да.)

– Вам нравится работать с дробями? (Да.)

– Вы хотите расширить свои знания? (Да.)

– Какое главное правило учебной деятельности вы должны соблюдать? (Стараться узнать новое самостоятельно.)

– А зачем тогда нужен учитель? (Помогать и организовывать.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

а) – Что необходимо сделать, чтобы узнать новое? (Повторить то, что нам поможет в открытии новых знаний.)

– На какие группы можно разбить числа? (Натуральные числа и дроби.)

20

21

22

24

– Можем ли ряд целых чисел назвать числовым лучом? (Нет, отсутствует число 23.)

– Устно найдите сумму натуральных чисел. (110.)

– Что значит сложить? (Найти целое.)

– Прочитайте дробные числа

– Что такое знаменатель? (Число, расположенное под чертой, которое показывает на сколько равных частей делят целое.)

– Что такое числитель? (Число, расположенное над чертой, которое показывает сколько частей надо взять.)

– Прочитайте дроби со знаменателем 8.

– Сравните дроби и . (> , из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.)

– Какая дробь будет следующая

б) – Вычислите сумму и . У вас есть полминуты.

– Кто не приступил к заданию? Почему? (Нет правила.)

– Кому удалось получить результат? (Дети называют результаты, учитель записывает их на доске.)

3. Выявление причины затруднения и постановка цели

– Почему результаты разные? (Нет способа решения, не знаем правила.)

– Над чем сегодня необходимо поработать? (Открывается цель: научиться складывать дроби.)

– Что интересного заметили в дробях? (У дробей одинаковые знаменатели.)

– Давайте уточним тему урока. (Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями.)

4. Составление плана реализации проекта

– Вычисляя сумму дробей мы получили разные результаты, у нас образовалось затруднение, и нам необходимо составить проект выхода из затруднения.

– Какими средствами мы уже пользовались при открытии новых знаний с дробями? (Числовой луч, графические модели.)

– Что мы обычно делаем потом? (Анализируем выполненную работу.)

– Что является конечной целью нашего плана? (Вывести правило.)

5. Реализация проекта

– Я предлагаю вам поработать в группах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группах. (Для достижения цели необходимо выслушать мнение всех, вывести правило, выбрать человека, который закончит проект.)

– Давайте проверим, подойдет ли нам это правило. (Вывешивается формула на доске.)

– Давайте составим еще алгоритм, который поможет нам грамотно рассуждать при выполнении таких заданий. Займите места в группах, возьмите заготовки, приступайте к работе. (После завершения работы в группах алгоритм открывается на доске, 1 ученик комментирует его.)

Алгоритм действий:

1. Проверить равенство знаменателей
2. Сложить числители
3. Записать числитель суммы
4. Знаменатель суммы записать без изменения.

– Пришло время вернуться к возникшему в начале урока затруднению и найти верным результат. Попробуем пошагово (с помощью алгоритма) найти значение этой суммы.

Физкультминутка

6. Первичное закрепление во внешней речи

– Можно сказать, что мы реализовали наш проект? (Да, мы вывели правило, составили алгоритм действий.)

– Чем займемся сейчас? (Надо потренироваться.)

– Согласна с вами. Откройте учебник на с.7, №2 выполняем с проговариванием по алгоритму.

а) – 1 ученик на доске
б) – 1 ученик на доске

– Чтобы более качественно усвоить алгоритм, поработайте в парах.

(Проверка правильности решения по эталону) с.7, №3

– У кого были ошибки? В чем причина?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Поупражнялись? (Да.)

– Чем необходимо заняться сейчас? (Проверить, сможем ли мы самостоятельно решать такие выражения.)

– Возьмите карточки. Приступайте к работе.

7/24 + 9/24
6/36 + 8/36
8/38 + 26/38

(Самопроверка по эталону.)

8. Включение в систему знаний и повторение

– Как вы думаете, пригодятся ли нам новые знания? (Да.)

– Где они нам могут пригодиться? (В решении уравнений, задач.)

– Попробуем решить уравнение. Х – 7/10 =2/10
Возьмите карточки №2.

Решаем в тетради (1 ученик у доски)

– Кто решил верно? Кто допустил ошибку? В чем ошибка?

– Не переживайте, у нас еще будет время потренироваться.

– Задача №6(б) с.8 (самопроверка по эталону)

– Кто справился верно? Кто допустил ошибку? Определите причину ошибки.

9. Рефлексия

– Чему научились на уроке? Цель? (Складывать дроби с одинаковыми знаменателями.)

– Докажите, что достигли цели. (Написали самостоятельную работу и справились с ней.)

– Кто из вас находился в учебной деятельности? Докажи. (Работал в группах, в парах, выполнял самостоятельную работу.)

– Оцените собственную работу на уроке. Если поняли все, то ладошки вперед, если есть трудности, то одна ладошка вперед, а вторая к себе, если ничего не поняли, то обе ладошки к себе.

– Если мы такие молодцы, значит ли это, что мы больше не должны работать над этой темой? (Нет.)

– Домашнее задание с.8 №7.