Урок-закрепление по теме "Корень – главная часть слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить знания детей о главной части слова -корне;
  • выявить уровень знаний учащихся по данной теме;
  • организовать деятельность по обогащению словарного запаса учащихся;
  • способствовать формированию навыков самостоятельной работы;
  • продолжить совершенствование у учащихся умения и навыков связного изложения мыслей в устной речи, формирование навыков выразительного чтения, повышение культуры речевого общения;
  • продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому языку, его неограниченным возможностям.

Оборудование: учебник русского языка Т. Рамзаева; родословное дерево; шапочки для Гуся, Гусыни, Гусеницы; ромашка для чистописания; словарные слова; деревья с корнями «вода», «водить»; корзина с овощами; текст про ежа на листах; таблица для диаграммы; выводы правил; ручки, простой карандаш, цветной карандаш; мордочки с настроениями.

Ход урока

I. Организация начала урока

– У нас сегодня необычный урок. На нём присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети поворачиваются к гостям и приветствуют их.)

1. Психологическая настройка.

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

– У вас на столе лежат мордочки с разным выражением. Выберите ту, которая отражает ваше состояние. Покажите её мне. (Дети показывают.) < Рисунок 1>

– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. А сейчас давайте определим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Посмотрите, к нам пожаловали гости. <Рисунок 2>

2. Сообщение цели и темы урока.

Сценка про Гуся и Гусеницу.

Гусеница. Вы кто такие?
Гусь.
Я – гусь, а это гусыня.
Гусыня. А ты кто?
Гусеница. А я ваша тётя – гусеница.

– Ребята, есть ли в этом рассказе «родственники»? Назовите эти слова.

Гусыня. Конечно, мы не родственники. И за то, что вы ответили правильно, мы вам оставим маленький сюрприз, заглянуть в этот мешочек вы сможете только в конце урока.

– Спасибо! (Герои уходят.) Итак, вы уже догадались – сегодня мы будем говорить о корне. Вспомним, всё что нам уже известно, а может, узнаем и что-то новое.

3. Проверка домашнего задания

– Но для начала давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Вам надо было заполнить родословное древо. <Рисунок 3>. Вот что у вас получилось (на доске висят деревья). Вы все обозначили своих бабушек, дедушек, папу, маму, братьев, сестёр, т.е. родных вам людей – родственников. А слово «родственник» произошло от слова «род», т.е. имеющий общего предка или, как ещё говорят, общий корень.

– Молодцы, все справились с заданием. Теперь вы убедились, что у людей, как и у деревьев, тоже есть свои корни.

II. Закрепление пройденного материала.

1. Минутка чистописания.

– Мы можем начинать. Число и классная работа вы уже написали. Давайте посмотрим на минутку чистописания. <Рисунок 4>. Перед вами ромашка, на лепестках которой написано индивидуальная минутка. Вам надо выбрать лепесток и выписать задание в тетрадь.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.

– Перед письмом проверка посадки:

1 – ноги в упор,
2 – спина ровная,
3 – расстояние между столом,
4 – наклон головы,
5 – ручку взяли,
6 – пишем.

2. Работа над словарём.

– Посмотрите ,какие написания слов мы будем сегодня повторять в словаре. <Рисунок 5>.

3. Работа над темой. Выполнение заданий.

А) – Итак ,1 задание «С какого дерева упал листок?».

Перед вами 2 дерева. <Рисунок 6>. В 1 дереве живёт слово ВОДА, а во 2-ВОДИТЬ. Вам нужно выйти и прикрепить листок со словом к нужному дереву, определяя, какое слово является однокоренным.

ВОДА
заводить
водоросль
вводный
водоём
заводь
проводники
заводная
ВОДИТ
водитель
половодье
водокачка
наводчик
водозабор
провод
водолаз

– А теперь напишите эти слова себе в тетрадь и выделите в них корень. А как обозначается корень в словах? (На доске варианты.)

– Первый вариант пишет слова, родственные слову «вода», а второй вариант слову «водить».

Б) 2 задание «Определи лишнее слово в каждом ряду».

– Вы видите корзину (на доске корзина с урожаем) <Рисунок 7>. На овощах и фруктах этой корзины ваши задания, вам надо записать в тетрадь только лишнее слово.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Работа в парах.)

4.Физкультминутка.

Открой скорее книжку! (Движение руками)
В книжке мошка, мышка, мишка, (Показывают размер двумя пальцами)
В книжке мячик – круглый бок: (Руками – шар)
Вверх – вниз, прыг – скок. (Прыжки)
В книжке зонт. Открой – и пой: (Открывают зонт)
Лупит дождь – а ты сухой! (Над головой ладонями)
Киска в книжке близко-близко. (Показывают усы)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой – (Поглаживают свои руки)
Ведь у киски мех такой
Тёплый! (Обнимают себя руками).

В) 3 задание «Задание в стихах».

– Следующее задание подготовили нам Аня и Ангелина. При его прослушивании, вам надо запомнить, как можно больше однокоренных слов.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, –
Зависело б от мыла,
Веснушки б я отмыла!

Г) -А теперь давайте немного поиграем. 4 задание «Солнышко».

Сейчас я засеку 1 минуту. Вам за это время надо придумать как можно больше слов с этим корнем. Приготовились, внимание, начали! <Рисунок 8>.

Ходить, заходить, переходить, уходить, входить, сходить, уходящий, переход, вход…

(Слова пишут в тетради.)

Д) – Следующее задание «Спешите видеть».

У вас на столах есть листочки с заданием. Посмотрите текст, в него надо вставить пропущенные слова. <Рисунок 9>.

Жили-были серый…
И его… .
Серый … был очень тих
И… тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий… .

Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха.

Е)– Ну и последнее задание «Волшебный рисунок».

– Говоря о корне, нельзя не вспомнить об орфограмме «Безударная гласная в корне слова». На доске написаны слова с безударной гласной. Вам надо проверить, правильно ли написаны слова на доске. Если да, то вы закрашиваете клетку, а если нет, то оставляете пустой. <Рисунок 10>.

1. смотреть
2. лошадка
3. холодный
4. камочки
5. дисяток
6. смала
7. касилка
8. садовник
9. зимля
10. трищит
11. пают
12. хробрец
13. малыши
14. сталбы
15. денёк
16. свинья
17. связать
18. сторик
19. медовый
20. вишнёвый
21. клевать
22. спрасил
23. даска
24. держал
25. званок
26. азёра
27. смельчак
28. страка
29. поясок
30. тепло
31. число
32. двары
33. глозной
34. лисной
35. даждливый

– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Если вы сделали всё правильно, то у вас должен получится вот такой рисунок. <Рисунок 11>.

– Эта ваша оценка за работу на уроке!

III. Подведение итогов урока

Услышим мы скоро звонок,
Пора заканчивать урок.

– О чём мы сегодня говорили на уроке?

– Какое задание больше всего вам понравилось?

– Посмотрите на доску. Давайте хором продолжим предложения. <Рисунок 12>.

Слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть, называются……
Корень – это… .

– А давайте проверим, с каким настроением вы уходите с урока.(Дети берут мордочки и показывают.)

– Ну и подарок наших гостей. Давайте посмотрим, что они нам принесли. (Детям вручаются сувениры из мешочка.)

– Урок окончен. Всем спасибо!

Приложение (Фото)