Логопедическое занятие в средней группе "Звуки [с], [с']"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • коррекционно-образовательные: закрепление у детей правильного произношения звуков С, Сь в словах, слогах и предложениях; расширение глагольного словаря , словаря прилагательных; совершенствование синтаксического строя речи (умения строить простые предложения);
  • коррекционно-развивающие: развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ассоциативного мышления, сенсорных ощущений;
  • коррекционно-воспитательные: воспитание самоконтроля за речью, формирование положительной установки на занятие, доброжелательных отношений, навыков взаимодействия.

Оборудование: семафоры, игрушки для игры «Чудесный мешочек», атрибуты для игры «Подбери пару», фланелеграф, картинки для составления рассказа «Синий сарафан», карандаши.

Предварительная работа: уточнение произношения звуков С, Сь изолированно, в словах, предложениях; разучивание артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики «Насос», прослушивание детьми рассказа «Синий сарафан».

Ход занятия

I. Организационный момент (формирование положительной установки на занятие).

Дети сидят на стульчиках полукругом.

– Что мы будем делать на занятии? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т.д.)

Психогимнастика.

– Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Время года осень).
– Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть).
– Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость).

II. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).

Логопед предлагает детям внимательно послушать слова и ответить, какой звук встречается во всех словах

(осссень, груссстно, сссолнышко, весссело). (Звук С).

– Чья это песенка? (Это песенка водички).

Логопед предлагает детям вспомнить и выполнить упражнения для язычка , чтобы правильно спеть песенку водички (« Язычок ищет щелочку в заборчике», «Катушка», «Киска выгибает спинку»).

– А теперь давайте споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С, а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком).

III. Пальчиковая гимнастика

Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Насос», используя карандаши.

IV. Игра «Поймай звук» (развитие фонематического слуха)

У детей синие семафоры. Логопед называет ряд звуков, дети поднимают семафоры, если услышат звук С:

С, М, П, С, К, С и т.д.

Аналогично со слогами: СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.

Аналогично со словами: суп, дом, миска, кот, нос.

V. Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильной чувствительности, расширение глагольного словаря)

В комнате слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит позвать кошку: «Кис, кис, кис!» (Дети зовут кошку). Логопед подходит к столу, поднимает накидку, там сидит игрушечная кошка, рядом с ней красивый мешочек.

– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Это киска).

Логопед произносит слова от имени кошки.

– Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное. У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?

Логопед проводит игру. Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.

Свистулькой свистят.
Свечкой можно светить.
Бусы носят.

(Часы, солонка, кисточка, стул, краски).

Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь.

(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)

VI. Физкультминутка

(Развитие общей моторики, координация речи с движением).

Логопед приглашает детей на коврик и выполняет с ними уже знакомое им упражнение, предлагая договаривать текст стихотворения.

Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к поясу прижали
И скорее поскакали.

VII. Игра «Подбери пару» (расширение словаря прилагательных).

Дети сидят на стульчиках. Вновь слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит её позвать: «Кис, кис, кис!» Подходит к столу, где под накидкой находит кошку. Говорит от её имени.

– Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру. Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры: стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Дети называют предметы на столе.

-Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.

Сладкий…(сахар) Чистая…(посуда)
Кислая…(слива) Вкусный…(апельсин)
Стеклянный…(стакан) Красивые…(бусы)

VIII. Составление рассказа «Синий сарафан» (совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения).

– Ребята, давайте поблагодарим киску за интересные игры и расскажем ей рассказ «Синий сарафан». (Логопед раздает детям картинки для составления рассказа, выставляет фланелеграф).

– У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы? (Дочка – маленький слоненок).

Выходит ребенок с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.

– Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама? (Мама сшила синий сарафан).

– Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан. Кто пришел? (Пришла лиса).

Выходит ребенок – «лиса» и говорит: «Какой красивый синий сарафан!»

– Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал? (Прибежала собачка).

Выходит ребенок – «собачка» и говорит: «Какой красивый синий сарафан!»

-Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? (Заглянула киска).

Выходит ребенок – «Киска»: «Какой красивый синий сарафан!»

Логопед предлагает детям сказать всем вместе фразу так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно очень красивый (отрабатывается восклицательная интонация).

IX. Итог занятия

– Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко? (Песенку водички).

Киске тоже очень вы понравились, она решила угостить вас своими любимыми конфетками – ирис «Кис-кис».