Программные задачи:
- коррекционно-образовательные: закрепление у детей правильного произношения звуков С, Сь в словах, слогах и предложениях; расширение глагольного словаря , словаря прилагательных; совершенствование синтаксического строя речи (умения строить простые предложения);
- коррекционно-развивающие: развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ассоциативного мышления, сенсорных ощущений;
- коррекционно-воспитательные: воспитание самоконтроля за речью, формирование положительной установки на занятие, доброжелательных отношений, навыков взаимодействия.
Оборудование: семафоры, игрушки для игры «Чудесный мешочек», атрибуты для игры «Подбери пару», фланелеграф, картинки для составления рассказа «Синий сарафан», карандаши.
Предварительная работа: уточнение произношения звуков С, Сь изолированно, в словах, предложениях; разучивание артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики «Насос», прослушивание детьми рассказа «Синий сарафан».
Ход занятия
I. Организационный момент (формирование положительной установки на занятие).
Дети сидят на стульчиках полукругом.
– Что мы будем делать на занятии? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т.д.)
Психогимнастика.
– Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Время года осень).
– Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают
грусть).
– Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети
изображают радость).
II. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).
Логопед предлагает детям внимательно послушать слова и ответить, какой звук встречается во всех словах
(осссень, груссстно, сссолнышко, весссело). (Звук С).
– Чья это песенка? (Это песенка водички).
Логопед предлагает детям вспомнить и выполнить упражнения для язычка , чтобы правильно спеть песенку водички (« Язычок ищет щелочку в заборчике», «Катушка», «Киска выгибает спинку»).
– А теперь давайте споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С, а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком).
III. Пальчиковая гимнастика
Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Насос», используя карандаши.
IV. Игра «Поймай звук» (развитие фонематического слуха)
У детей синие семафоры. Логопед называет ряд звуков, дети поднимают семафоры, если услышат звук С:
С, М, П, С, К, С и т.д.
Аналогично со слогами: СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.
Аналогично со словами: суп, дом, миска, кот, нос.
V. Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильной чувствительности, расширение глагольного словаря)
В комнате слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит позвать кошку: «Кис, кис, кис!» (Дети зовут кошку). Логопед подходит к столу, поднимает накидку, там сидит игрушечная кошка, рядом с ней красивый мешочек.
– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Это киска).
Логопед произносит слова от имени кошки.
– Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное. У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?
Логопед проводит игру. Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.
Свистулькой свистят.
Свечкой можно светить.
Бусы носят.
(Часы, солонка, кисточка, стул, краски).
Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь.
(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)
VI. Физкультминутка
(Развитие общей моторики, координация речи с движением).
Логопед приглашает детей на коврик и выполняет с ними уже знакомое им упражнение, предлагая договаривать текст стихотворения.
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к поясу прижали
И скорее поскакали.
VII. Игра «Подбери пару» (расширение словаря прилагательных).
Дети сидят на стульчиках. Вновь слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит её позвать: «Кис, кис, кис!» Подходит к столу, где под накидкой находит кошку. Говорит от её имени.
– Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру. Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры: стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Дети называют предметы на столе.
-Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.
Сладкий…(сахар) Чистая…(посуда) Кислая…(слива) Вкусный…(апельсин) Стеклянный…(стакан) Красивые…(бусы)
VIII. Составление рассказа «Синий сарафан» (совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения).
– Ребята, давайте поблагодарим киску за интересные игры и расскажем ей рассказ «Синий сарафан». (Логопед раздает детям картинки для составления рассказа, выставляет фланелеграф).
– У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы? (Дочка – маленький слоненок).
Выходит ребенок с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.
– Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама? (Мама сшила синий сарафан).
– Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан. Кто пришел? (Пришла лиса).
Выходит ребенок – «лиса» и говорит: «Какой красивый синий сарафан!»
– Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал? (Прибежала собачка).
Выходит ребенок – «собачка» и говорит: «Какой красивый синий сарафан!»
-Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? (Заглянула киска).
Выходит ребенок – «Киска»: «Какой красивый синий сарафан!»
Логопед предлагает детям сказать всем вместе фразу так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно очень красивый (отрабатывается восклицательная интонация).
IX. Итог занятия
– Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко? (Песенку водички).
Киске тоже очень вы понравились, она решила угостить вас своими любимыми конфетками – ирис «Кис-кис».