Урок химии в 9-м классе по теме "Металлы"

Разделы: Химия


Цели:

  • закрепить материал по теме «Металлы», навыки решения задач
  • выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли
  • развивать умение работать коллективно

Оборудование: Периодическая таблица Д.И. Менделеева, карточки для индивидуальной работы, реактивы: Fe, Zn, Al, Mg, кислоты.

Приложение 1

Ход урока

I. Организационный момент

Приготовить карточки учета.

II. Разминка

«3 вопроса учителю» (Вопросы по теме «Металлы» группы задают друг другу). За вопрос – 1 балл, за ответ без комментария учителя – 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. При необходимости учитель комментирует ответы.

. Работа над развитием внимания и логического мышления.

1. Найди спрятавшийся металл:

а с в г и р м а к н и й т д я и т.д. ряды букв, где спрятано название металла.
к р в п р ц и н к а р д и т.д.

2. «Я утверждаю»

– Я считаю, что знаю больше вас, и утверждаю:

1) Что общие физические свойства металлов объясняются строением металлической решетки.
2) Щелочные металлы в природе встречаются в свободном виде.
3) Алюминий более сильный восстановитель, чем магний.
4) Атомы металлов всегда восстановители.
5) Важным физическим свойством металлов является хрупкость.
6) Коррозия – разрушение металлов в кислотах.
7) Соли состоят из ионов металлов и кислотных остатков.

Если утверждение верное – 1 балл, если нет – 0. Взаимопроверка 1001001

IV. Работа в группах

I группа (минимальный уровень) работает с учителем. Задания записаны на карточках.

1) Написать у равнения возможных реакций:

Cu + HCl =
Mg + HC l =
Zn + Pb(NO3)2 =
Cu + AgNO3 =
Pb + CuSO4 =

2) Какая масса соли может быть получена при взаимодействии 200г 20% раствора CuSO4 c Mg?

II. группа – химики – теоретики ( общий уровень).

1) Приведите уравнения реакций, при которых:

    а) атомы Cu превращаются в ионы Cu
    б) ионы Cu превращаются в атомы Cu.

2) Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

    Zn + H2SO4→ZnSO4 + H2S + H2O

2) 10,8г Al, содержащего 10% примесей, взаимодействует с HCl. Определить V(H2 ), если его выход составляет 90% от теоретически возможного.

III. группа – практики ( продвинутый уровень). Задания практического характера.

1) Исследуйте активность металлов: Al, Mg, Fe, Zn. Расположите их в ряд. Аргументируйте свой ряд. Почему Аl менее активен в реакции с кислотами по сравнению с цинком?
2) Получите H2, используя Pb и H2SO4 . Почему не удалась реакция? Приведите примеры, подобные данной реакции.
3) При обработке сплава Zn с Cu массой 20 г соляной кислотой выделилось 2,8 л H2 (н.у.). Определить ω(Cu) в сплаве.

Группы работают на месте, затем идут к доске, работают на доске.

Запишите домашнее задание: как химическим путём убрать слой известкового молока с поверхности оцинкованного железа?

V. Защита проектов

2 проекта: «Металлы в организме» и «Патологическое действие металлов и их соединений на организм человека». (Проекты составлены учащимися заранее.)

VI. Знакомство с новым типом задач

Какая масса соли образуется при взаимодействии 20 г NaOH и 20 г HCL?

Чем задача отличается от предыдущих? (Обсуждение и решение задачи на избыток.)

VII. Итог урока

Карточки сдают. Оценки за урок себе на карточках.