Цели:
- закрепить материал по теме «Металлы», навыки решения задач
- выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли
- развивать умение работать коллективно
Оборудование: Периодическая таблица Д.И. Менделеева, карточки для индивидуальной работы, реактивы: Fe, Zn, Al, Mg, кислоты.
Ход урока
I. Организационный момент
Приготовить карточки учета.
II. Разминка
«3 вопроса учителю» (Вопросы по теме «Металлы» группы задают друг другу). За вопрос – 1 балл, за ответ без комментария учителя – 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. При необходимости учитель комментирует ответы.
. Работа над развитием внимания и логического мышления.
1. Найди спрятавшийся металл:
а с в г и р м а к н и й т д я и т.д. ряды букв, где спрятано название металла.
к р в п р ц и н к а р д и т.д.
2. «Я утверждаю»
– Я считаю, что знаю больше вас, и утверждаю:
1) Что общие физические свойства металлов объясняются строением металлической
решетки.
2) Щелочные металлы в природе встречаются в свободном виде.
3) Алюминий более сильный восстановитель, чем магний.
4) Атомы металлов всегда восстановители.
5) Важным физическим свойством металлов является хрупкость.
6) Коррозия – разрушение металлов в кислотах.
7) Соли состоят из ионов металлов и кислотных остатков.
Если утверждение верное – 1 балл, если нет – 0. Взаимопроверка 1001001
IV. Работа в группах
I группа (минимальный уровень) работает с учителем. Задания записаны на карточках.
1) Написать у равнения возможных реакций:
Cu + HCl =
Mg + HC l =
Zn + Pb(NO3)2 =
Cu + AgNO3 =
Pb + CuSO4 =
2) Какая масса соли может быть получена при взаимодействии 200г 20% раствора CuSO4 c Mg?
II. группа – химики – теоретики ( общий уровень).
1) Приведите уравнения реакций, при которых:
а) атомы Cu превращаются в ионы
Cu
б) ионы Cu превращаются в атомы
Cu.
2) Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
Zn + H2SO4→ZnSO4 + H2S + H2O
2) 10,8г Al, содержащего 10% примесей, взаимодействует с HCl. Определить V(H2 ), если его выход составляет 90% от теоретически возможного.
III. группа – практики ( продвинутый уровень). Задания практического характера.
1) Исследуйте активность металлов: Al,
Mg, Fe, Zn.
Расположите их в ряд. Аргументируйте свой ряд. Почему Аl
менее активен в реакции с кислотами по сравнению с цинком?
2) Получите H2,
используя Pb и H2SO4
. Почему не удалась реакция? Приведите примеры, подобные данной реакции.
3) При обработке сплава Zn с
Cu массой 20 г соляной кислотой выделилось 2,8 л
H2 (н.у.). Определить ω(Cu)
в сплаве.
Группы работают на месте, затем идут к доске, работают на доске.
Запишите домашнее задание: как химическим путём убрать слой известкового молока с поверхности оцинкованного железа?
V. Защита проектов
2 проекта: «Металлы в организме» и «Патологическое действие металлов и их соединений на организм человека». (Проекты составлены учащимися заранее.)
VI. Знакомство с новым типом задач
Какая масса соли образуется при взаимодействии 20 г NaOH и 20 г HCL?
Чем задача отличается от предыдущих? (Обсуждение и решение задачи на избыток.)
VII. Итог урока
Карточки сдают. Оценки за урок себе на карточках.