Конспект урока по теме "Новейшее время: история продолжается сегодня"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: ознакомить учащихся с открытиями учёных, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами.

Задачи.

Образовательные:

  • активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме “Страницы всемирной истории”;
  • получение и осмысление учащимися новой информации;
  • формирование навыков самообучении и взаимообучения через действия.

Развивающие:

  • вызвать интерес к изучаемому предмету – истории;
  • развивать логическое мышление, умение выделять главную мысль и делать выводы;
  • развивать умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения;
  • развивать память, речь;
  • обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

  • воспитание чувства патриотизма, умения работать в парах, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению других;
  • воспитание интереса к изучаемому предмету – истории.

Ключевые понятия: история, историческая эпоха.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Слово учителя  
Первая стадия.

Вызов.

(Используются приёмы “Перепутанные логические цепочки”, “Верные – неверные утвержден”, “Составление кластера”)

– На предыдущих уроках мы совершили путешествие “на машине времени”: побывали в пещере первобытного человека, увидели величественные пирамиды Древнего Египта, участвовали в рыцарском турнире, познакомились со знаменитыми людьми Нового времени, отважными путешественниками, техническими изобретениями XIX века. И сегодня мы продолжим наш путь по дороге истории и заглянем в следующую эпоху, но чтобы продолжить путь мы должны вспомнить, что такое история? – История – наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.
– На какие эпохи учёные разделяют историю человечества? – Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, Нова история и Новейшая история.
– Что такое историческая эпоха? – Историческая эпоха – длительный по времени период человеческой истории, который отличается от других уровнем развития материальной и духовной культуры.
2. “Перепутанные логические цепочки”

– Восстановите порядок прохождения человечеством исторических эпох.

Приложение 1

 
3. Игра “Верно-неверно” 2, 1, 4, 3, 5
– Самой долгой исторической эпохой была первобытная? – Верно.
– Большинство учёных считают, что древнейшие люди появились 1 млн. лет назад? – Неверно, более 2 млн. лет назад.
– Государство Древняя Русь было образовано в период Древнего мира? – Неверно.
– Продолжительность эпохи Средневековья 100 лет? – Неверно. 1000 лет.
– С 1900 по 2000 год – эпоха Нового времени? – Верно.
4. Составление кластера  
– Ключевым словом нашего кластера является – слово ЭПОХА. Далее используем карточки с названием исторических эпох. Каждая историческая эпоха отличается от предыдущей и следующей. Опираясь на полученные на уроках истории знания, рассмотрев иллюстрации на доске, назовите главные “приобретения” человечества каждой исторической эпохи.

Приложение 2

Первобытная история: речь, огонь, орудия труда, первобытное искусство.

История Древнего мира: образование государств, письменность, строительство, школы.

История Средних веков: распространение религий, книгопечатание.

Новая история: географические открытия, технические изобретения.

Вторая стадия. Осмысление. (используются приёмы “Инсерт” или “Пометки на полях”, “Составление маркировочной таблицы”) – А закончить составление кластера нам поможет учебник. Приготовьте простые карандаши, откройте учебники на с. 28. Напоминаю, мы используем знаки “V” – это я знаю, “+” – новая информация, “ – ” – думаю иначе, “?” – мне непонятно.

– Обсудите в парах полученную информацию, используя таблицу ЗХУ.

Дети работают на первом этапе самостоятельно, на втором этапе – в парах.
– Что вы хотели узнать? На какие вопросы вы не нашли ответ в учебнике? (Ведётся коллективный поиск ответов на поставленные вопросы, опираясь на знания детей. В случае затруднения, учитель использует материалы.)

Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8

– Как и когда Роберт Пири достиг

Северного полюса, Руал Амундсен – Южного?

– Какие болезни были побеждены в ХХ веке?

– Что такое сверхзвуковой самолёт?

-Применялось ли атомное оружие?

– Сколько стран входят в ООН?

– А теперь закончим составление кластера. Ваши предложения?

Приложение 9

– Освоение космоса, ООН, атом.
1. Игра “Верно – неверно”  
Третья стадия.

Рефлексия. (используются приёмы “Верные-неверные утверждения”, “Написание синквейна”, “Рефлексивные вопросы”)

– Человек впервые побывал в космосе в 1961 году? – Верно.
– Конструктором первого космического корабля в нашей стране стал Ю.А. Гагарин? Неверно. Королёв С.П..
– В ХХ веке в нашей стране стали пользоваться метро? – Верно.
– В ХХ веке во главе большинства государств находился один человек – монарх? – Неверно. К концу века в большинстве

Стран мира власть стала выборной.

– ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных воин? – Верно.
2. Синквейн “Новейшая история”  
1 строка – сущ., тема синквейна; 1.Новейшая история
2 строка – 2 прил., раскрывающих тему; 2.Короткая, стремительная
3 строка – 3 гл., описывающих действие; 3.Открывает, воюет, лечит
4 строка – фраза, своё отношение к теме; 4.Время великих открытий
5 строка – сущ., синоним пункта 1. 5.Современность
3. Итог урока

– Что показалось вам сегодня трудным?

– Что в изучаемом сегодня для вас самое главное?

– Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

– Были ли моменты недовольства собой?