Цель: Закрепление правильного произношения звуков [Ш; Ж] в речи.
Задачи:
- воспитание самоконтроля во время произношения звуков [Ш; Ж];
- развитие речевого дыхания;
- развитие интонационной выразительности речи;
- автоматизация поставленных звуков;
- воспитание внимания к звуковой стороне речи;
- различение на слух и в произношении автоматизируемых звуков;
- выделение автоматизируемых звуков среди других;
- расширение и уточнение словаря по теме: “Животные жарких стран. Жираф”;
- согласование прилагательных с числительными;
- согласование существительных с числительными;
- изменение предложений по лицам;
- заучивание небольших стихотворных текстов;
- развитие навыка чтения;
- развитие мимической и артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительно-пространственной координации, внимания, мышления, памяти, воображения;
- воспитание интереса к окружающей среде.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- зеркало;
- тренажёр для выполнения дыхательной гимнастики “Пальма” (вырезанное из бумаги дерево: ствол из картона, крона из более тонкой бумаги);
- схемы-картинки для выполнения артикуляционной гимнастики;
- предметные и сюжетные картинки;
- карточки с текстом скороговорки и рассказа;
- один комплект игры “Танграм” с карточкой-образцом.
Ход занятия
1. Организационный момент. Введение в лексическую тему
(Начало занятия сопровождается фрагментом детской песенки: “Песня Красной Шапочки”, стихи Ю.Кима, музыка А.Рыбникова).
– Мы с моей подругой Галей
В зоопарке побывали.
Сколько там зверей и птиц,
Грустных и веселых лиц.
Всем друзьям мы рассказали
Как мы много там узнали.
(Т. Лаврова)
– Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф.)
2. Дыхательная гимнастика.
Упражнение “Ветер-ветерок-ветрище”
Дуть с изменением силы выдоха при использовании
тренажёра “Пальма”.
3. Артикуляционная гимнастика.
– Повтор отработанных ранее статических и динамических артикуляционных упражнений. (При необходимости).
Упражнение “Лошадка”.
Проскакала зебра.
Рот приоткрыт, присосать язык к нёбу, щёлкать
языком в быстром и медленном темпе.
Упражнение “Качели”
Слон машет хоботом вверх-вниз.
Рот приоткрыт, зубы обнажены, кончик языка
ударяется то за верхние резцы, то за нижние.
Упражнение “Бублик”
Большой слон.
Зубы сомкнуты, губы округлены и слегка вытянуты
вперёд, верхние и нижние резцы видны.
Упражнение “Трубочка”
Маленький слон.
Зубы сомкнуты, губы округлены и слегка вытянуты
вперёд, верхние и нижние резцы не видны.
Чередование
Упражнение “Трубочка” и “Бублик”
Упражнение “Шарик”
Толстый бегемот.
Надуть щеки, сдуть щеки.
Упражнение “Чашечка”
Животные пьют воду.
Рот широко открыт, боковые края широкого языка,
лежащего на нижней губе, загнуты вверх. Заносить
“Чашечку” в рот, боковыми краями языка касаться
верхних коренных зубов.
– Изолированное произнесение звуков [Ш; Ж] перед зеркалом.
4. Автоматизация звуков.
Выполнение лексико-грамматических заданий.
Упражнение “Сосчитай-ка”
Согласование количественных числительных с
существительными и прилагательными.
Одно длинношеее животное, два длинношеих
животных, пять длинношеих животных.
Один смешной жираф, два смешных жирафа, пять
смешных жирафов.
Упражнение “Поменяй-ка”
Изменение предложения по лицам.
Я считаю пятнышки на шее жирафа.
Ты считаешь пятнышки на шее жирафа.
Он считает пятнышки на шее жирафа.
Мы считаем пятнышки на шее жирафа.
Вы считаете пятнышки на шее жирафа.
Они считают пятнышки на шее жирафа.
Упражнение “Запоминай-ка”
Заучивание скороговорки:
– прослушивание образца;
– самостоятельное чтение скороговорки ребёнком
(для читающих детей);
– совместное проговаривание;
– самостоятельное проговаривание.
Шкаф купил себе Жираф!
Шарф повесил в шкаф Жираф.
Шарф берёт Жираф из шкафа.
Длинный-длинный шарф Жирафа!
(Э. Красноруцкий)
Упражнение “Почитай-ка”
Чтение текста. (Задание для читающих детей.)
Куда жирафы девают шею, когда спят?
Все жирафы разные. Только шеи у них одинаковые. Очень длинные, длинные, длинные, длинные, длинные шеи. Длинные шеи мешают жирафам спать. Потому что мимо шей громко пролетают самолёты. Чтобы уснуть, жирафы поступали по-разному. Но всем им плохо спалось. Только одному жирафу спалось хорошо. Он ложился в кровать, а голову опускал на подушку. (По А. Лиснюку)
5. Развитие мелкой моторики.
Игра “Волшебный квадрат”
Конструирование из плоских геометрических фигур
(“Танграм”) жирафа.
6. Подведение итогов занятия.
Используемые источники:
- http://www.ourbaby.ru/article/Artikulyacionnaya-gimnastika/
- http://www.labirint.ru/screenshot/goods/206113/1/
- 7akadem.ru/ logopedist/view/167
- etc.usf.edu/.../64600/ 64632/64632_Giraffe_OA.htm
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч.1–2-е изд. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1995.– 319 с.: ил.