Цель: обобщить и актуализировать у участников семинара знания о личностно-ориентированном обучении.
План:
1. Основные положения личностно-ориентированного обучения.
1.1. Определение личностно-ориентированного
обучения
1.2. Основоположники личностно-ориентированного
обучения
1.3. Ключевые понятия и звенья
личностно-ориентированного обучения
1.4. Принципы и основные правила построения
процесса обучения и воспитания учащихся
1.5. Ведущие идеи личностно-ориентированного
обучения по И.С. Якиманской
1.6. Сравнение традиционной и
личностно-ориентированной модели обучения
1.7. Основные подходы личностно-ориентированного
образования
1.8. Педагогические технологии на основе
личностно-ориентированного подхода
2. Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей.
3. Дифференцированный подход в обучении с учётом психофизиологических особенностей обучающихся. Психологический практикум.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация Power Point по теоретическому содержанию семинара (Приложение 1), таблицы «Ключевые понятия личностно-ориентированного обучения» (Приложение 2), набор карточек «Заповеди педагогического общения» (Приложение 3), сценарий проведения психологического практикума (Приложение 4), раздаточный материал: «Типы темперамента. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом типа темперамента» (Приложение 5), бланки с тестом А. Белова «Формула темперамента» (Приложение 6), памятка «Темперамент педагога» (Приложение 7), «Типы людей по сенсорной модальности» (Приложение 8), «Половая дифференциация» (Приложение 9).
1. Основные положения личностно-ориентированного обучения
1.1. Определение личностно-ориентированного обучения
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является личностно – ориентированное образование.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное “окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития.
1.2. Основоположники личностно-ориентированного обучения
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
1.3. Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного обучения таковы: личностно-ориентированный подход, индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся, Я-концепция, обучающий стиль учителя.
Практическое задание: Необходимо дать ряд операциональных определений ключевым понятиям личностно-ориентированного образования. Вам будет предложен ряд определений, необходимо к каждому определению подобрать понятие (работа в группах, обсуждение).
1.4. Принципы и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся
По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н. можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода: самоактуализация, индивидуальность, субъективность, выбор, творчество и успех.
1.5. Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения по И.С. Якиманской:
- цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
- обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально-значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
- субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
- при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация;
- усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности.
- Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:
- личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
- обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.
1.6. Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения
Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Признаки традиционных технологий обучения:
- трансляция готового учебного содержания.
- изложение нового материала – монолог учителя.
- диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.
- основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая.
- единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
- ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
- надзор вместо управления.
Особенности личностно-ориентированных технологий
ЦЕЛЬ – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
СРЕДСТВА достижения педагогом этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
1.7. Основные подходы личностно-ориентированного образования
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления класса (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
1.8. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подход
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е.В., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:
- технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К. );
- педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- адаптивная система обучения;
- гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
- технология полного усвоения знаний;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- проблемное обучение;
- технологии разноуровневого обучения;
- технология исследовательского обучения;
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- коллективный способ обучения;
- технологии модульного обучения.
РАЗМИНКА «Заповеди педагогического общения»
Разминка проводится с целью психологической
разгрузки, переключения внимания,
эмоционального настроя на дальнейшую работу.
Педагогам предлагается достать из шляпы и громко
прочитать утверждение, соответствующее
личностно-ориентированному подходу в
образовании. Приложение 3
2. Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей
Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Эти блоки, безусловно, присутствовали в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин «внешкольная работа». Однако, если в тот период акцент делался на культурно-досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования.
Определяя понятие дополнительного образования детей и особенности педагогической деятельности с ними в этой системе, необходимо помнить об отличительных чертах и специфических особенностях педагогического взаимодействия, возможных путях и способах решения педагогических задач. Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но нужно не забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.
Поэтому предметом педагогических технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса.
Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности УДО позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей.
Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем, такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.
В дополнительном образовании детей наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе как:
– педагогика сотрудничества;
– технология полного усвоения знаний;
– адаптивная система обучения;
– технология исследовательского обучения;
– технология игрового обучения;
– технология модульного обучения;
– технология разноуровневого обучения;
– дифференциация и индивидуализация обучения.
Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания.
Для технологии полного усвоения знаний характерно то, что уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого ученика различны (спортивные секции, группы театрального, хореографического коллективов).
Адаптивная система обучения – обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава).
Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях.
Технология игрового обучения – готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом: “выборы в России”, “Кораблекрушение”…
Технология модульного обучения – самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.
Технология разноуровневого обучения – для
ученика отводится определенное время, которое
соответствует его личным возможностям для
усвоения учебной программы.
Более подробно следует остановиться на дифференциации
и индивидуализации обучения, т.к. именно эти
подходы составляют методическую основу многих
личностно-ориентированных технологий обучения и
воспитания.
Как считают Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова, дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:
1. Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
2. Внешняя дифференциация, то есть создание
на основе определенных качеств (интересов,
склонностей и т.д.) относительно стабильных групп
детей.
Что касается внешней дифференциации, то она в
учреждениях дополнительного образования
происходит естественным путем при выборе
ребенком того направления деятельности, которым
он бы хотел заниматься.
Внутренняя дифференциация позволяет педагогу
дополнительного образования корректировать
программы и отводить для детей определенной
группы столько времени, сколько им необходимо
для полного и прочного усвоения этой части
программы. Причем педагог имеет возможность как
замедлять, так и ускорять процесс освоения
программы в зависимости от той категории детей, с
которой он работает.
Индивидуализация означает максимальное
раскрытие возможностей каждого ребенка и
создание условий для его персонифицированного
развития. Объективным фактором, способствующим
индивидуализации обучения и воспитания в
дополнительном образовании, является
относительно небольшое количество детей, с
которыми педагог работает одновременно.
Таким образом, можно говорить о том, что в системе
дополнительного образования детей существуют
объективные предпосылки для использования
личностно-ориентированных технологий, более
того, сама суть педагогического процесса в этом
направлении изначально ориентирована на
личность, так как основывается на принципах
гуманизма, добровольности, дифференциации и
индивидуализации обучения. На практике
реализация личностно-ориентированных
технологий в дополнительном образовании
заключается в создании особой
воспитательно-образовательной среды,
ориентированной не только на получение ребенком
определенных знаний и умений, но и
осуществляющей педагогическую поддержку,
позволяющую приобретать социальный опыт,
коммуникативные навыки, удовлетворять
индивидуальные познавательные потребности, а
главное – саморазвиваться и
самореализовываться.
П Е Р Е Р Ы В в работе семинара (1 час).
3. Дифференцированный подход в обучении с учётом психофизиологических особенностей детей. Психологический практикум.
Сценарий проведения психологического практикума представлен в Приложение 4, в Приложении 5, Приложении 6, Приложении 7, Приложении 8, Приложении 9 содержатся раздаточные материалы, необходимые для проведения психологического практикума.
РЕФЛЕКСИЯ семинара, упражнение "Кейс"
Подумайте и назовите, какие знания, выводы, приёмы вы возьмете в свой кейс, если можно поместить только три.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог семинара, следует отметить, что
сегодня были рассмотрены лишь общие принципы
личностно-ориентированного подхода. Пользуясь
ими, можно самостоятельно конструировать
собственную технологию обучения.
Современный этап развития образования – общего
и дополнительного, характеризуется возрастающей
творческой активностью учителя. Мы являемся
свидетелями своеобразного «взрыва»
педагогических идей, находок, решений сложнейших
задач воспитания личности. Тот факт, что в центре
внимания учителя оказался ученик, его внутренний
мир, требует от каждого преподавателя высокого
уровня педагогического мастерства, ведь
«недостаток ребенка – это его достоинство, не
раскрытое учителем».
ЛИТЕРАТУРА:
- Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
- Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003 – № 4.
- Дейч Б.А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.
- Иванченко И.Д. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов-на-Дону, 2007.
- Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
- Эффективный учитель/авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.