В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы.
В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения. Процесс активизации познавательной деятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии.
В отечественной психологии к исследованию проблемы обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин. В дидактике исследованы отдельные вопросы, связанные с проблемой активизации учения школьников Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. авторами.
Исследования по активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой показывают, что в учебной деятельности школьников необходимы условия повышения их активности, которые будут способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом. По её мнению, необходима дидактическая концепция, построенная с учётом требований к школьному обучению на основе одного из фундаментальных принципов обучения – принципа активности и связанных с ним путей его осуществления через содержания современных учебников, их методического аппарата, методов и организационных форм обучения, а также через дидактическую систему средств активизации учебной деятельности школьников и условий её реализации [2]
Следует отметить, что: понятие “активность” раскрывается через понятие “деятельность”, а “деятельность”, через понятие “активность”. Активная деятельность определяется как деятельность усиленная “энергичная”. Понятие “активность”, включает отношение человека к окружающему, состояние его [2], [3], [5].
Согласно педагогическому словарю “активность личности” (от лат. аctivus – деятельный) – деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении”. Активность познавательная определяется как “деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями”. [1] Или как “свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели” [3].
Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Я.А Каменский писал: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности". Формируя устойчивый интерес к урокам окружающего мира, использую в своей работе составление опорных конспектов по методике Шаталова В.Ф. При составлении опорного конспекта работа проходит так: учитель на доске, дети в тетради. Обращаю внимание учеников, что условные знаки не должны превращаться в рисунки и выполняются простым карандашом. На каждом уроке наглядность: карта, грамзапись, видеофильм, презентация, прослушиваются подготовленные сообщения. Когда работа закончена, даю образец рассказа, который продолжают сильные ученики. Во время работы нет пассивных! Проверка домашнего задания проходит и в парах. Выслушав ответ, ученики оценивают друг друга, и эта оценка учитывается учителем при выполнении следующего задания. Если ученик не согласен с мнением товарища, он имеет право защитить свою оценку, ответив на дополнительный вопрос. Такой приём позволяет проверить подготовку большего количество учащихся, включить в активную деятельность и тех, кто по какой – то причине не доучил. Дети не испытывают страха при проверке домашнего задания, так как слабые могут отвечать с опорой на конспект. Все работают активно и чувствуют себя на уроке спокойно. В классе есть ученики – консультанты, мои помощники. Во время самостоятельной работы над составлением конспекта “Продолжи сам!”, помогают, подсказывают, проверяют выполненное задание. Такая работа проходит и в группах.
Вот фрагмент урока по теме: Глаза – орган зрения.
1. Отгадывание загадки.
Есть у каждого лица два красивых озерца,
Между ними есть гора, назови их, детвора. (Глаза,
нос)
2. Беседа.
• Какое значение для человека имеют глаза?
• Как надо относиться к зрению, чтобы сохранить его?
• Какие правила надо знать? И не просто знать, а соблюдать их? - Эти правила, мы постараемся оформить в виде опорного конспекта при помощи знаков. Вам это поможет при ответе во время проверки домашнего задания.
З. Работа по учебнику и по ходу составление конспекта (коллективно).
1) Найдите первое правило.
Читай и пиши только при хорошем освещении. Свет должен падать слева.
Как изобразим это? Почему?
2) Какое расстояние от глаз до книги должно быть? Как ставить при этом книгу?
З) Можно ли читать лежа?
4) Можно ли читать в транспорте? Почему? Найдите в книге и подтвердите ответ.
5) Дети любят смотреть телевизор и очень часто смотрят все телепередачи без разбору. Можно и это? На каком расстоянии от телевизора вы должны сидеть?
4. Самостоятельная работа в парах.
• Какие еще правила вы должны знать и соблюдать? Обозначьте.
5. Самопроверка (сравнивают с образцом учителя). Приложение 1–6.
6. Разучивание физминутки для глаз.
7. Вывод.
• Как сохранить зрение?
• Что для этого надо делать?
Использование в работе опорных схем и конспектов позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся, повышать информационную ёмкость урока, использовать разные формы работы, облегчает усвоение нового материала на уроке.
Важным средством активизации познавательного интереса является занимательность. Загадки дают хороший повод для интересной беседы, учат задумываться над закономерностями, происходящими в природе, развивают художественное чутьё. Загадки использую как:
1) Занимательное начало перед сообщением темы.
Вот фрагмент урока окружающего мира во 2 кл.
Тема “Жизнь растений”
1. Чтение девиза урока:
Каждой былинке другом быть! (Объясняют смысл.)
2. Отгадывание загадок:
1) В огороде на дорожке
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке. (Подсолнух)
2) Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка)
• Как одним словом можно назвать эти предметы? (Растения)
• К какой природе они относятся?
• Чем они отличаются от предметов неживой природы? Докажите.
- А вот как они питаются, какую тайну хранят, вы узнаете из рассказа учёного – ботаника.
2) При постановке проблемной ситуации.
Тема “Как размножаются растения”
1) Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
2) На большой цветной ковёр
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
• К какой группе животных отнесете их? Докажите.
• Относится ли к этой группе шмель? Докажите.
• Существует ли какая-нибудь связь между птицами и насекомыми?
• Насекомых: пчел, шмелей, бабочек называют насекомые-опылители.
Вам надо доказать, верно ли это?
• Какую роль они играют в жизни растений?
Так как детям нравится отгадывать загадки, мы в классе вывешиваем плакат “Прочти — отгадай, другим загадай!”. Дети подбирают загадки из журналов, книг и сами сочиняют их. Вот несколько загадок:
1) Нас он радостно встречает,
Хвостиком своим виляет,
Лизнуть может прямо в нос,
Кто же это? (Милый пёс)
2) Мягкая шерстка, острые ушки,
Пьёт молоко, спит на подушке. (Кот)
3) Зелёная, глазастая, кричит: “Ква-ква”,
Любит мошек, комара. (Лягушка)
Особая роль на уроке окружающего мира принадлежит работе с викторинами, при ответе на вопросы которых надо применять полученные знания, как в знакомой “Заморочки из бочки”, так и в новой ситуации, отличавшейся от привычной. Приложение 2
Более трудные вопросы, требующие поисковой деятельности, даю детям заранее, давая возможность самим найти ответ в журналах, книгах, в интернете.
• Почему паук называется крестовик?
• Зачем он плетёт паутину?
• Какую пользу приносит?
Одним из приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, являются кроссворды. Кроссворды увязываю с темой конкретного урока. О работе с кроссвордом на последующем уроке сообщаю детям заранее, нацеливая их на повторение и восстановление забытого материала. Игровая форма повторения материала нравится детям и не оставляет равнодушными и слабых учеников. Первые кроссворды разгадываем вместе с детьми, позже такую работу организую в парах или группах. На уроке ученики обмениваются кроссвордами с товарищами по парте, а позже их отгадывают все ребята в классе. Проводим “Конкурс кроссвордистов”, награждаем тех детей, кроссворды которых были признаны самыми интересными [3]. Приложение 3
Сегодня невозможно представить уроки окружающего мира без использования краеведческого материала, так как именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего края, города как окружающего микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, умения адаптироваться в окружающей жизни, воспитания чувства любви к малой родине. Сухомлинский В.А. писал: “Пусть в сердце каждого малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”. Стараюсь подобрать к уроку такой материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, максимально приближён к ученику и значим для него: наша школа, улица, на которой живу, любимый писатель, дорогой для семьи уголок в нашем городе, окружающая природа.
Считаю, что основным методом изучения природы, приобретение природоведческих знаний — является наблюдение [4]. Созерцание красоты окружающей природы будит в душе ребенка самые высокие стремления. Наблюдение обогащает яркими образами окружающей действительности, красивое светлое, необычное западает в сердце и остается на всю жизнь. Так учу детей наблюдать за погодой и о своих наблюдениях рассказывать в классе. Урок начинаем с сообщения “синоптиков”: Сегодня 13 сентября, среда. С утра было прохладно, температура +12, чувствуется дыхание осени. Утром был туман, но к 10 часам утра рассеялся. Меняют свой цвет растения, на берёзе появились желтые листья, на рябине — красные. Птицы собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края. Люди убирают урожай на полях и дачах.
Важно учить наблюдать за конкретными объектами. За окном нашего класса растут рябины, стройные, высокие. Они очаровывают своей красотой. Дети наблюдают за ее осенним увяданием, зимним сном и весенним пробуждением. О своих наблюдениях они рассказывают в мини - сочинениях.
Рябина осенью
За окном растет стройная рябина. Каждый год любуемся мы всем классом этим красивым деревом. Подует легкий ветерок, заканчиваются веточки, а нам кажется, что она посылает нам свой привет. С приходом осени листочки рябины становятся красными. Но скоро наступят холода. Наша любимица станет голой, и только красные ягоды будут украшать ее. В народе сложили много песен и стихов о рябине. Мне это дерево очень нравится. Арина 3 кл.
Рябина весной
Пришла весна, мы ее долго ждали. Светит ласково солнышко. Природа оживает. Рябина наша стала другой. Набухли почки и на ветках. Скоро появятся зеленые листочки. Дует ветерок, качаются ветки дерева. Мне кажется, что она здоровается с весной. Я очень жду, когда рябина наденет свой зеленый наряд. Саша 3 кл.
Обучение проходит более успешно, если ученики получают творческое задание, которое пробуждает мысль ученика, помогает глубже вникнуть в суть изучаемого вопроса. На экскурсии мы наблюдали с детьми такое природное явление, как листопад. При подготовке к написанию сочинения провела поэтическую пятиминутку. Прочитала четверостишье:
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис.
И ждёт, когда зимой суровой,
Его сорвёт и сбросит вниз.
- Почему опадают листья?
- Нравится ли вам наблюдать за этим явлением в природе?
- Какое настроение вызвала у вас эта чудесная картина? Почему?
- О чём бы рассказали вам летящие листочки, если бы смогли общаться между собой?
- Об этом вы напишите в своих сочинениях “О чём мне рассказал последний листочек”.
- Можно попробовать написать стихотворение. Приложение 4
Младшие школьники отличаются своей любознательностью, эмоциональностью, стремлением к поиску тайн. Говорю детям: “Посмотрите вокруг, но не просто смотрите, а всматривайтесь, не просто слушайте, а вслушивайтесь, и вы откроете для себя много нового, неизведанного, и ещё больше полюбите край, в котором живёте!" Эти качества использую при выполнении таких заданий как:
“Гуляй да присматривайся”
1. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (1 кл.)
2. Какой формы бывают снежинки? (2 кл.)
3. Какое дерево первым начинает желтеть? Какие птицы улетают на юг первыми? (3 кл., 4 кл.)
“Проверяем народную примету”.
1. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима (1 кл.)
2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, желтеют снизу - поздняя (2кл.)
З. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету (З кл.)
4. Из берез течет много сока — к дождливому лету (4 кл.)
Большой познавательный интерес вызывает у детей рубрика “Вести с опушки”. Эти вести приносит в класс “Старичок- лесовичок”. Эту информацию помещаем в уголке природы, дети знакомятся с ней, дополняют сведениями из журналов, книг. Так мои ученики учатся работать с дополнительной литературой. Приложение 5
- Муравьи — санитары леса! Насчитывают 20000 видов муравьев. Муравьи одного муравейника за год уничтожают 20000000 насекомых: клопа-черепашку, яйца майских жуков.
- Быстрее всех трубчатых грибов растёт подберёзовик – по 4,5 см в сутки.
Детям нравится узнавать новое и делиться этой находкой со своими товарищами. Развитию наблюдательности, памяти, мышления, самостоятельности – помогают дидактические игры. Они развивают умение действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры, уточняют и систематизируют знания детей. Помня слова А.С. Макаренко о том, что “хорошая игра похожа на хорошую работу”, использую игру на уроке [8], [9]. Приложение 6
1 класс “Знаем, знаем”
Дети становятся в круг, стоящий в центре описывает насекомое, зверя или птицу. Участники игры протягивают руки вперед и говорят: “Знаем, знаем”. Участник, стоящий в центре дотрагивается до руки одного из играющих, тот должен назвать насекомое, зверя или птицу. Если отвечающий ошибается, ведущий подходит к другому. Давший правильный ответ, становится на место ведущего.
2 класс. Игра “Художник”
Ученик говорит слова:
“Нарисую я портрет, только чей, пока секрет. Отгадайте, вас прошу я, чей портрет я нарисую”.
(Ученик описывает насекомое, птицу, зверя, дети отгадывают, дополняют описание).
3–4 класс. Игра “Поговори со мною, лес!”
Учитель: “Давайте представим, что деревья будто заговорили. Один из вас задает вопрос, другой рассказывает все, что знает об этом дереве. (Вопросы даю детям заранее)
Березка. Находит дерево, подходит к нему.
Ученица: Расскажи ты нам, златоглавая, как осень встречаешь, какую пользу людям приносишь? (рассказывает, дети дополняют ответ)
Рябина. Вот и рябинка ожила и затрепетала.
- О чем расскажешь, красавица - рябина красная? (Аналогично для других деревьев)
В своей практике использую ролевую игру, которая даёт возможность понять, как чувствуют и ведут себя живые организмы. Они, словно, заставляют ребёнка прожить ту жизнь, которую проживают сами.
- Выглянул подснежник из – под снега, оглянулся и подумал ...
- Встретила лиса зайца и думает: “Почему .. . ”
- Наступила осень. Пожелтели листья на деревьях. Дует осенний ветерок. Качаются листочки и между собой разговаривают ...
- Встретились ёж с белкой и разговорились ...
Много внимания уделяю на уроках окружающего мира экологическому образованию школьников. Результатом такой работы должно быть желание активно защищать, облагораживать природу.
3. Постановка и выход из проблемной ситуации совместно с учащимися (фрагмент урока).
Тема “Охрана растений”
1. Отгадать загадку.
Вечно сумрачно под елью, пахнет сыростью и прелью.
Под мохнатой лапой, светят матовые лампы (ландыши).
- Когда появляются ландыши? Какое значение имеют цветы в жизни людей?
- Как вы поступите, если на лесной поляне увидите множество растущих ландышей?
- Что вы можете сделать, чтобы сохранить эти цветы? (Занести их в нашу классную Красную книгу и охранять)
2. Нарисуйте плакат “Защитим! Вас в обиду не дадим!”.
3. Чтение стихотворения:
Берегите цветы! Они нужны,
Они как нежность, как любовь, как дети.
Сильнее зла, сильней всего на свете.
Сильнее смерти, и сильней войны.
4. Задания, требующие принятия самостоятельного решения.
Карточка №1 Птенец выпал из гнезда. Как ты поступишь? - Оставишь на том же месте, даже не прикоснувшись. - Положишь птенца в гнездо. - Возьмёшь домой и будешь держать в клетке. |
Дети ведут и красочно оформляют классную Красную книгу. В неё заносят растения и животных, которых могут сами охранять.
Целенаправленная деятельность учащихся в учебном процессе придаёт познавательному процессу продуктивный характер. Осмысленность деятельности активизирует познавательный процесс и наполняет высоким смыслом: научным, практическим, общественным, личным. Постановка проблем, совместный поиск, игра – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным. Экскурсии, экологические праздники, викторины, факультативные занятия – всё это помогает поддерживать и формировать интерес к учению. И цель учителя: воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать в жизни.
Список литературы
1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, М., ИКЦ “МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”.
2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика, 1982.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. – М., Большая Российская энциклопедия, 2003.
4. Джозеф Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. – ИСАР – Дальний Восток, 1999.
5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.
6. Журналы “Начальная школа”: № 1, 8, 12/1987, № 2/1998, З 5/1999, № 5/2000, № 4/2001.
7. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям. — Тула, 1968.
8. Гарин С., Новиков С.Х. Человек-листочек. Энциклопедические игры, конкурсы, викторины. — Хабаровск, 1998.
9. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.