Конспект занятия для детей подготовительной группы "Это русская березка…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • расширять знания детей о березе;
  • формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов;
  • воспитывать чувство любви к Родине, родной природе.

Оборудование:

магнитофон, аудиозаписи, лабораторные чашки, прозрачный контейнер с крышкой, набор соломинок, ватные диски, увеличительные стекла, семена березы, изделия из бересты, береста, детские работы.

Предварительная работа:

  • беседы, вопросы и ответы;
  • экскурсия в уголок леса;
  • наблюдение и рассматривание деревьев на участке ДОУ;
  • рисование, конкурс рисунков “Символы России”;
  • выставка произведений художников;
  • чтение стихов о березе;

Новые слова: чечевички, чага, деготь.

Ход урока

Педагог: Ребята, посмотрите вокруг и назовите все деревья, которые растут на нашем участке. (Дети отвечают)

Скажите, чем деревья отличаются друг от друга. (Дети отвечают)

У меня для вас есть загадка об одном дереве. Послушайте её и отгадайте:

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке
Свесив сережки.

(Дети отвечают)

Да, это береза. И сегодня мы отправляемся в березовую страну.

Ребята, скажите, символом какого государства является береза?

(Дети отвечают)

А почему именно березу выбрали символом России, а не другое дерево?

Дети: Береза растет по всей территории России.

Педагог: Какими лекарственными свойствами обладает береза?

Дети: Люди пьют полезный березовый сок, парятся березовыми вениками, моют голову отваром березовых листьев.

Во время войны раненым истощенным детям давали по 150-200 г березового сока.

Педагог: Вы знаете, что раньше из листьев березы делали зеленую краску, из почек – коричневую. Собирали деготь, из которого изготавливали дегтярное мыло. Из молодых веточек березы делают банные веники.

Скажите мне, а как называется кора березы? (Дети отвечают)

Да, белую кору березы называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. В этом мы сможем убедиться, если проведем один простой опыт.

(Опыт с березовой корой)

Педагог: Ребята, скажите, чем береза дышит?

Дети: Чечевичками.

Педагог: Да, в бересте есть своеобразные отдушины, это крупные черные

Черточки - “чечевичками”.

Скажите, а что такое березовые сережки? Зачем они нужны?

Дети: Сережки у березы – это собранные вместе плоды.

Плоды березы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка.

Педагог: Я приглашаю вас в лабораторию. Давайте возьмем увеличительные стекла – лупы и рассмотрим семена березы.

(Дети рассматривают)

А теперь проведем опыт с семенами.

(Опыт с семенами березы)

Педагог: Как вы думаете, почему семена березы очень малы?

Дети: Чтобы легче ветру и животным разносить их.

Педагог: Сейчас мы пишем на бумаге, а на чем раньше писали на Руси?

Дети: Люди писали на бересте.

Педагог: На кусочках бересты писали острыми костяными палочками, которые назывались писалами. Археологи нашли сотни различных берестяных грамот на территории России. Вот одна из них чудесным образом оказалась у нас в саду. Давайте рассмотрим её и прочитаем, что на бересте написано.

(Дети с педагогом рассматривают бересту и читают текст)

- Скажите, почему сейчас бересту не используют для письма? (Дети отвечают)

- Какие народные приметы, связанные с березой, вы знаете. (Дети отвечают)

- Береста березы является хорошим материалом для поделок.

Из неё издавна изготовляли туески, даже целые картины.

Я предлагаю вам отправиться в мини-музей посмотреть выставку. (Дети рассматривают экспонаты).

- Березку всегда воспевали в своих произведениях русские поэты, писатели и композиторы.

(Дети читают стихи о березе)

- Я приглашаю вас встать в хоровод и спеть песню “Ай да, березка”.

(Дети исполняют песню в хороводе)