Программное содержание:
Оборудование:
магнитофон, аудиозаписи, лабораторные чашки, прозрачный контейнер с крышкой, набор соломинок, ватные диски, увеличительные стекла, семена березы, изделия из бересты, береста, детские работы.
Предварительная работа:
- беседы, вопросы и ответы;
- экскурсия в уголок леса;
- наблюдение и рассматривание деревьев на участке ДОУ;
- рисование, конкурс рисунков “Символы России”;
- выставка произведений художников;
- чтение стихов о березе;
Новые слова: чечевички, чага, деготь.
Ход урока
Педагог: Ребята, посмотрите вокруг и назовите все деревья, которые растут на нашем участке. (Дети отвечают)
Скажите, чем деревья отличаются друг от друга. (Дети отвечают)
У меня для вас есть загадка об одном дереве. Послушайте её и отгадайте:
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке
Свесив сережки.
(Дети отвечают)
Да, это береза. И сегодня мы отправляемся в березовую страну.
Ребята, скажите, символом какого государства является береза?
(Дети отвечают)
А почему именно березу выбрали символом России, а не другое дерево?
Дети: Береза растет по всей территории России.
Педагог: Какими лекарственными свойствами обладает береза?
Дети: Люди пьют полезный березовый сок, парятся березовыми вениками, моют голову отваром березовых листьев.
Во время войны раненым истощенным детям давали по 150-200 г березового сока.
Педагог: Вы знаете, что раньше из листьев березы делали зеленую краску, из почек – коричневую. Собирали деготь, из которого изготавливали дегтярное мыло. Из молодых веточек березы делают банные веники.
Скажите мне, а как называется кора березы? (Дети отвечают)
Да, белую кору березы называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. В этом мы сможем убедиться, если проведем один простой опыт.
(Опыт с березовой корой)
Педагог: Ребята, скажите, чем береза дышит?
Дети: Чечевичками.
Педагог: Да, в бересте есть своеобразные отдушины, это крупные черные
Черточки - “чечевичками”.
Скажите, а что такое березовые сережки? Зачем они нужны?
Дети: Сережки у березы – это собранные вместе плоды.
Плоды березы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка.
Педагог: Я приглашаю вас в лабораторию. Давайте возьмем увеличительные стекла – лупы и рассмотрим семена березы.
(Дети рассматривают)
А теперь проведем опыт с семенами.
(Опыт с семенами березы)
Педагог: Как вы думаете, почему семена березы очень малы?
Дети: Чтобы легче ветру и животным разносить их.
Педагог: Сейчас мы пишем на бумаге, а на чем раньше писали на Руси?
Дети: Люди писали на бересте.
Педагог: На кусочках бересты писали острыми костяными палочками, которые назывались писалами. Археологи нашли сотни различных берестяных грамот на территории России. Вот одна из них чудесным образом оказалась у нас в саду. Давайте рассмотрим её и прочитаем, что на бересте написано.
(Дети с педагогом рассматривают бересту и читают текст)
- Скажите, почему сейчас бересту не используют для письма? (Дети отвечают)
- Какие народные приметы, связанные с березой, вы знаете. (Дети отвечают)
- Береста березы является хорошим материалом для поделок.
Из неё издавна изготовляли туески, даже целые картины.
Я предлагаю вам отправиться в мини-музей посмотреть выставку. (Дети рассматривают экспонаты).
- Березку всегда воспевали в своих произведениях русские поэты, писатели и композиторы.
(Дети читают стихи о березе)
- Я приглашаю вас встать в хоровод и спеть песню “Ай да, березка”.
(Дети исполняют песню в хороводе)