Урок литературного чтения в 3-м классе. В.Драгунский. "Дымка и Антон"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить детей кодировать содержание литературных произведений.
  2. Формировать умения задавать вопросы, сужающие поле поиска неизвестных объектов.
  3. Развивать способности к анализу ситуаций через анализ текста.

Оборудование:

  • схема игры «Да-нет», схема загадалок;
  • таблицы-заготовки (объект – описание объекта – действия, поступки);
  • карточки с этапами уроков, фломастеры.

Ход урока

I. Организация урока. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Виктора Драгунского «Дымка и Антон».

- Все этапы урока, по мере их выполнения, будут фиксироваться на доске. Это поможет нам в подведении итогов. Модель определенного этапа вы будете выбирать самостоятельно из набора, предложенного вам.

(На доске предложена копилка разнообразных этапов урока в схемах.)

II. Знакомство с текстом.

Стр. 87, учебник литературного чтения Бунеевой.

1. Чтение рассказа.

- Откройте страницу учебника. Давайте прочитаем рассказ В. Драгунского и постараемся запомнить героев рассказа и события, происшедшие с ними.

2. Вывод по данному этапу урока.

- Что мы сейчас делали? Для чего? Выберите модель данного этапа урока, обоснуйте свой выбор. (Учитель предполагает, что обучающиеся выберут модель, на которой изображена раскрытая книга, глаз и стрелка, идущая от глаза к книге.)

III. Игра «Да-нет».

Детям, если они не владеют технологией игры «Да-нет», предлагается таблица классификации объектов окружающего мира:

Объект
Рукотворный мир Природный мир
Принадлежность к классификационной группе Живая природа Неживая природа
Функция объекта, его дело. Животный мир (черви, насекомые, ракообразные, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, моллюски, паукообразные, птицы, звери, человек). Вещество.
Материал. Твердое.
Форма. Жидкое.
Цвет. Газообразное.
Размер (по отношению к чему-либо). Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д.
Наличие частей.    
Местонахождения. Грибы (ядовитые и съедобные).  
Время создания. Растительный мир (культурные и дикорастущие).  
Количество и др. Микробы.  
  Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д.  

1. - Вот сейчас мы и посмотрим, кто из нас был внимательным при чтении рассказа.

- Я закодировала с помощью загадалки одного из героев данного произведения. Какая игра поможет нам отгадать загадалку? (Да-нет.)

На доске загадалка:

Кто-то куда-то отправился
И поэтому что-то исчезло.

- Какие объекты необходимо разгадать в загадалке? (Слова, названные детьми – подчеркнуть.)

2. - Давайте уточним загадалку? Какая часть загадалки неточная? (Первая.)

- Вы согласны с причиной пропажи кости? Какое словосочетание вставим вместо неверного? (Что-то оставил)

- Прочитайте исправленную загадалку.

Кто то что-то оставил
И поэтому что-то исчезло

3. - Докажите правильность нашей загадалки отрывком из текста.

4. - Что мы сейчас делали? Для чего?

- Выберите из копилки модель данного этапа, обоснуйте свой выбор. (На доске вывешивается модель третьего этапа урока.)

IV. Работа по заполнению таблицы описания героев.

1. - Я знаю, вы тоже умеете составлять загадалки. Но для того, чтобы они получились интересными, необходимо собрать как можно больше информации о героях. В этом нам поможет таблица.

Объект Свойства объекта Действия и поступки Проблема
Дымка      
Дениска      

В таблице указаны только герои. Описание героев и их действия вы найдете в тексте. Работать лучше в группах. Каждая группа собирает информацию из текста об указанных в таблице объектах. Постарайтесь соотнести свойства объектов и их действия.

1, 2 группа: Дымка, Дениска;
3, 4 группа: Антон, Мурзик, мама.

2. Проверка выполненных работ.

(На доску вывешиваются готовые таблицы. Обучающиеся в межгрупповой работе сравнивают работы друг друга, по мере необходимости, дополняют таблицы.)

- Обозначьте проблемы героев, если они есть.

3. Вывод по пройденному этапу.

- Что мы сейчас делали? Для чего? Выберите из копилки модель данного этапа, обоснуйте свой выбор.

V. Самостоятельное составление загадалок обучающимися.

- Теперь мы уже можем составить загадалки самостоятельно, только хотелось бы уточнить модель загадалки.

1. Уточнение алгоритма работы с загадалками.

- Давайте вспомним, как придумываются загадалки.

После ответов детей на доске вывешивается схема, которая является следующим этапом урока:

2. Распределение обязанностей.

- Работать будем в группах. Каждая группа будет сочинять загадалку про своего героя. Работать нужно тихо, чтобы другие не услышали имени вашего героя.

(Далее ученикам раздаются конверты, в которых вложены имена героев: Антон, Дымка, Дениска, Мама. Если дети предпочтут работать самостоятельно, препятствовать не следует.)

3. Проверка и анализ загадалок.

Здесь же необходимо уточнить смысл загадалок.

4. Вывод по данному этапу.

- Что мы сейчас делали? Для чего?

VI. Итоги урока. Рефлексия.

- Для чего мы использовали данные приемы работы на уроке?

- Что нового узнали о героях? Что поняли? Что было неожиданным?

- Давайте дадим советы героям этого рассказа.