Цели:
- Учить детей кодировать содержание литературных произведений.
- Формировать умения задавать вопросы, сужающие поле поиска неизвестных объектов.
- Развивать способности к анализу ситуаций через анализ текста.
Оборудование:
- схема игры «Да-нет», схема загадалок;
- таблицы-заготовки (объект – описание объекта – действия, поступки);
- карточки с этапами уроков, фломастеры.
Ход урока
I. Организация урока. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Виктора Драгунского «Дымка и Антон».
- Все этапы урока, по мере их выполнения, будут фиксироваться на доске. Это поможет нам в подведении итогов. Модель определенного этапа вы будете выбирать самостоятельно из набора, предложенного вам.
(На доске предложена копилка разнообразных этапов урока в схемах.)
II. Знакомство с текстом.
Стр. 87, учебник литературного чтения Бунеевой.
1. Чтение рассказа.
- Откройте страницу учебника. Давайте прочитаем рассказ В. Драгунского и постараемся запомнить героев рассказа и события, происшедшие с ними.
2. Вывод по данному этапу урока.
- Что мы сейчас делали? Для чего? Выберите модель данного этапа урока, обоснуйте свой выбор. (Учитель предполагает, что обучающиеся выберут модель, на которой изображена раскрытая книга, глаз и стрелка, идущая от глаза к книге.)
III. Игра «Да-нет».
Детям, если они не владеют технологией игры «Да-нет», предлагается таблица классификации объектов окружающего мира:
Объект | ||
Рукотворный мир | Природный мир | |
Принадлежность к классификационной группе | Живая природа | Неживая природа |
Функция объекта, его дело. | Животный мир (черви, насекомые, ракообразные, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, моллюски, паукообразные, птицы, звери, человек). | Вещество. |
Материал. | Твердое. | |
Форма. | Жидкое. | |
Цвет. | Газообразное. | |
Размер (по отношению к чему-либо). | Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. | |
Наличие частей. | ||
Местонахождения. | Грибы (ядовитые и съедобные). | |
Время создания. | Растительный мир (культурные и дикорастущие). | |
Количество и др. | Микробы. | |
Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. |
1. - Вот сейчас мы и посмотрим, кто из нас был внимательным при чтении рассказа.
- Я закодировала с помощью загадалки одного из героев данного произведения. Какая игра поможет нам отгадать загадалку? (Да-нет.)
На доске загадалка:
Кто-то куда-то отправился
И поэтому что-то исчезло.
- Какие объекты необходимо разгадать в загадалке? (Слова, названные детьми – подчеркнуть.)
2. - Давайте уточним загадалку? Какая часть загадалки неточная? (Первая.)
- Вы согласны с причиной пропажи кости? Какое словосочетание вставим вместо неверного? (Что-то оставил)
- Прочитайте исправленную загадалку.
Кто то что-то оставил
И поэтому что-то исчезло
3. - Докажите правильность нашей загадалки отрывком из текста.
4. - Что мы сейчас делали? Для чего?
- Выберите из копилки модель данного этапа, обоснуйте свой выбор. (На доске вывешивается модель третьего этапа урока.)
IV. Работа по заполнению таблицы описания героев.
1. - Я знаю, вы тоже умеете составлять загадалки. Но для того, чтобы они получились интересными, необходимо собрать как можно больше информации о героях. В этом нам поможет таблица.
Объект | Свойства объекта | Действия и поступки | Проблема |
Дымка | |||
Дениска |
В таблице указаны только герои. Описание героев и их действия вы найдете в тексте. Работать лучше в группах. Каждая группа собирает информацию из текста об указанных в таблице объектах. Постарайтесь соотнести свойства объектов и их действия.
1, 2 группа: Дымка, Дениска;
3, 4 группа: Антон, Мурзик, мама.
2. Проверка выполненных работ.
(На доску вывешиваются готовые таблицы. Обучающиеся в межгрупповой работе сравнивают работы друг друга, по мере необходимости, дополняют таблицы.)
- Обозначьте проблемы героев, если они есть.
3. Вывод по пройденному этапу.
- Что мы сейчас делали? Для чего? Выберите из копилки модель данного этапа, обоснуйте свой выбор.
V. Самостоятельное составление загадалок обучающимися.
- Теперь мы уже можем составить загадалки самостоятельно, только хотелось бы уточнить модель загадалки.
1. Уточнение алгоритма работы с загадалками.
- Давайте вспомним, как придумываются загадалки.
После ответов детей на доске вывешивается схема, которая является следующим этапом урока:
2. Распределение обязанностей.
- Работать будем в группах. Каждая группа будет сочинять загадалку про своего героя. Работать нужно тихо, чтобы другие не услышали имени вашего героя.
(Далее ученикам раздаются конверты, в которых вложены имена героев: Антон, Дымка, Дениска, Мама. Если дети предпочтут работать самостоятельно, препятствовать не следует.)
3. Проверка и анализ загадалок.
Здесь же необходимо уточнить смысл загадалок.
4. Вывод по данному этапу.
- Что мы сейчас делали? Для чего?
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- Для чего мы использовали данные приемы работы на уроке?
- Что нового узнали о героях? Что поняли? Что было неожиданным?
- Давайте дадим советы героям этого рассказа.