Применение интерактивных педагогических технологий на уроке окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательные:

  • сформировать представление о телах и веществах;
  • познакомить с разнообразием веществ в окружающем мире: твердые, газообразные, жидкие.

2. Развивающие:

  • развивать личностную рефлексию;
  • развивать умение правильно строить свои ответы, слушать товарища.

3. Воспитательные:

  • воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь, самоуважение;
  • получать положительные эмоции в процессе обучения.

Оборудование:

  • таблицы-помощники, рисунки-отгадки;
  • карточки с заданиями для работы в парах, правила работы в парах;
  • лист достижений результатов работы в парах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый.

Форма организации педагогической деятельности: деятельностный подход (формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных):

  • обобщение и классификация, извлечение главной информации из общего, нахождение ключевого слова из текста (логические);
  • осуществление доказательства, построение схемы (познавательные);
  • фиксация в листах достижений результатов работы в парах (личностные и регулятивные);
  • работа в сотрудничестве, умение командовать и подчиняться, высказывание своих мыслей (коммуникативные).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний учащихся.

Цель: сформировать представление о телах и веществах.

Учитель: Отгадайте загадки:

Моргает глазами
Скрипит тормозами. (Машина.)

Рисунок 1

Ты весь мир обогреваешь 
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все ... (Солнце.)

Рисунок 2

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса.)

Рисунок 3

Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел.)

Рисунок 4

Клейкие почки
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Береза.)

Рисунок 5

Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (Горы.)

Рисунок 6

Учитель: Как можно назвать одним словом все слова – отгадки?

Дети: ...

Учитель: Любой предмет, любое живое существо, которое имеет форму можно назвать телом. Рассмотрим, из чего состоят тела.

Дети: ...

Учитель: Тела состоят из веществ. Определите тему сегодняшнего урока.

Дети: Тела и вещества.

3. Изучение новой темы.

3.1. Работа в парах.

Цель: организовать учебно-поисковую деятельность в парах, в целях нахождения недостающей информации.

Учитель: Вопрос сегодняшнего урока:

- В каких состояниях могут быть вещества, и какое строение они имеют?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы поработаем в парах. У каждой пары на столе лежат задания и листы достижений, в которых вы будете оценивать свою работу.

Лист достижений __________________. Отметь «+» (да), «–» (нет).

Задания

Критерии оценки:

Правильно

Самостоятельно

Без затруднений

1. Определение состояния веществ.      
2. Определение состава веществ.      
3. Работа с таблицей «Вещество и его строение».      
Итог      

Учитель: Вспомним «Правила дружной работы»:

  • когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен;
  • говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнёр;
  • вторгаться в работу другой пары запрещено;

Задание 1 (рис.7).

Рассмотрите предметы на рисунках, разделите их на три группы по состоянию вещества.

- Какие группы вы выделили? Напишите названия. Дополните своим примером.

Рисунок 7

Учитель: Расскажите, в каких состояниях могут быть вещества.

Дети: В твёрдом, жидком, газообразном состояниях.

Учитель: Отметьте в листе достижений свою работу в парах.

Задание 2.

Учитель: Прочитайте текст. Подчеркните карандашом новую главную мысль.

Твёрдые вещества – это такие, как железо, лёд. Жидкие – например, вода, ртуть. Газообразные – вещества, из которых состоит воздух: кислород, азот, углекислый газ. Учёные установили, что вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц. Между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких – побольше, в газах – ещё больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся. Сахар, алюминий – примеры твёрдых веществ. Вода – жидкое вещество. Воздух состоит из нескольких газообразных веществ (газов).

Учитель: Прочитаем главную мысль текста.

Дети: Все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц, которые постоянно находятся в движении. Между частицами есть промежутки.

Учитель: Отметьте в листе достижений свою работу в парах.

Задание 3.

Рассмотрите, и укажите стрелкой таблицу с подходящим строением вещества (рис.8).

Рисунок 8

Учитель: Рассмотрим правильный ответ.

Учитель: Отметьте в листе достижений свою работу в парах.

Подведём итог по листу достижений.

3.2 Первичное закрепление нового материала.

Учитель: Ответим на вопрос урока:

- В каких состояниях могут быть вещества, и какое строение они имеют?

Д: ...

Учитель: Сегодня мы узнали много нового. Ответили на все поставленные вопросы.

4. Закрепление. Работа с учебником.

5. Итог, рефлексия.

Цель: способствовать формированию личностной рефлексии.

Учитель: Чтобы проверить свои знания и узнать, всё ли вы запомнили на уроке, ответьте на вопросы теста («+» – согласны, «–» – не согласны):

  1. Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
  2. Вещества – это то, из чего состоят тела.
  3. Машина, человек, стакан – это вещества.
  4. Вещества состоят из мельчайших, невидимых глазом частиц.
  5. Железо, вода, газ, пластмасса – это вещества.

( + , +, –, +, +)

Взаимопроверка. Итог.

Оформление доски (рис.9).

Рисунок 9

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания.