Цели:
1. Образовательные:
- сформировать представление о телах и веществах;
- познакомить с разнообразием веществ в окружающем мире: твердые, газообразные, жидкие.
2. Развивающие:
- развивать личностную рефлексию;
- развивать умение правильно строить свои ответы, слушать товарища.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь, самоуважение;
- получать положительные эмоции в процессе обучения.
Оборудование:
- таблицы-помощники, рисунки-отгадки;
- карточки с заданиями для работы в парах, правила работы в парах;
- лист достижений результатов работы в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый.
Форма организации педагогической деятельности: деятельностный подход (формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных):
- обобщение и классификация, извлечение главной информации из общего, нахождение ключевого слова из текста (логические);
- осуществление доказательства, построение схемы (познавательные);
- фиксация в листах достижений результатов работы в парах (личностные и регулятивные);
- работа в сотрудничестве, умение командовать и подчиняться, высказывание своих мыслей (коммуникативные).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний учащихся.
Цель: сформировать представление о телах и веществах.
Учитель: Отгадайте загадки:
Моргает глазами
Скрипит тормозами. (Машина.)
Рисунок 1
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все ... (Солнце.)
Рисунок 2
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
Рисунок 3
Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел.)
Рисунок 4
Клейкие почки
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Береза.)
Рисунок 5
Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (Горы.)
Рисунок 6
Учитель: Как можно назвать одним словом все слова – отгадки?
Дети: ...
Учитель: Любой предмет, любое живое существо, которое имеет форму можно назвать телом. Рассмотрим, из чего состоят тела.
Дети: ...
Учитель: Тела состоят из веществ. Определите тему сегодняшнего урока.
Дети: Тела и вещества.
3. Изучение новой темы.
3.1. Работа в парах.
Цель: организовать учебно-поисковую деятельность в парах, в целях нахождения недостающей информации.
Учитель: Вопрос сегодняшнего урока:
- В каких состояниях могут быть вещества, и какое строение они имеют?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы поработаем в парах. У каждой пары на столе лежат задания и листы достижений, в которых вы будете оценивать свою работу.
Лист достижений __________________. Отметь «+» (да), «–» (нет).
Задания |
Критерии оценки: |
||
Правильно |
Самостоятельно |
Без затруднений |
|
1. Определение состояния веществ. | |||
2. Определение состава веществ. | |||
3. Работа с таблицей «Вещество и его строение». | |||
Итог |
Учитель: Вспомним «Правила дружной работы»:
- когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен;
- говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнёр;
- вторгаться в работу другой пары запрещено;
Задание 1 (рис.7).
Рассмотрите предметы на рисунках, разделите их на три группы по состоянию вещества.
- Какие группы вы выделили? Напишите названия. Дополните своим примером.
Рисунок 7
Учитель: Расскажите, в каких состояниях могут быть вещества.
Дети: В твёрдом, жидком, газообразном состояниях.
Учитель: Отметьте в листе достижений свою работу в парах.
Задание 2.
Учитель: Прочитайте текст. Подчеркните карандашом новую главную мысль.
Твёрдые вещества – это такие, как железо, лёд. Жидкие – например, вода, ртуть. Газообразные – вещества, из которых состоит воздух: кислород, азот, углекислый газ. Учёные установили, что вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц. Между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких – побольше, в газах – ещё больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся. Сахар, алюминий – примеры твёрдых веществ. Вода – жидкое вещество. Воздух состоит из нескольких газообразных веществ (газов).
Учитель: Прочитаем главную мысль текста.
Дети: Все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц, которые постоянно находятся в движении. Между частицами есть промежутки.
Учитель: Отметьте в листе достижений свою работу в парах.
Задание 3.
Рассмотрите, и укажите стрелкой таблицу с подходящим строением вещества (рис.8).
Рисунок 8
Учитель: Рассмотрим правильный ответ.
Учитель: Отметьте в листе достижений свою работу в парах.
Подведём итог по листу достижений.
3.2 Первичное закрепление нового материала.
Учитель: Ответим на вопрос урока:
- В каких состояниях могут быть вещества, и какое строение они имеют?
Д: ...
Учитель: Сегодня мы узнали много нового. Ответили на все поставленные вопросы.
4. Закрепление. Работа с учебником.
5. Итог, рефлексия.
Цель: способствовать формированию личностной рефлексии.
Учитель: Чтобы проверить свои знания и узнать, всё ли вы запомнили на уроке, ответьте на вопросы теста («+» – согласны, «–» – не согласны):
- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
- Вещества – это то, из чего состоят тела.
- Машина, человек, стакан – это вещества.
- Вещества состоят из мельчайших, невидимых глазом частиц.
- Железо, вода, газ, пластмасса – это вещества.
( + , +, –, +, +)
Взаимопроверка. Итог.
Оформление доски (рис.9).
Рисунок 9
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания.