Цель: обучение художественному творчеству учащихся.
Задачи урока.
Образовательная: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Республики Саха /Якутия/.
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений и навыков при выполнении конских убранств.
Воспитывающие: воспитание чувства прекрасного, уважения к народному искусству, народным мастерам.
Оборудование урока: cлайды конских убранств, акварельные краски, баночки с водой, фломастеры.
Методы обучения: словесные (беседа);
Наглядные: конские убранства – кычым; практические: роспись конских убранств.
План урока:
- Организационная часть – 1 мин.
- Беседа – 7 мин.
- Просмотр слайдов – 4 мин.
- Показ форм конских убранств – 2 мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 25 мин.
- Выставка работ – 4 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
- Завершение урока – 1 мин.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята!
Во второй четверти мы изучаем тему: Народные промыслы. Мы с вами познакомились с народными промыслами России. Как регион России наша Республика тоже имеет глубокие корни народного искусства – это выделка кожи, вышивание бисером и нитками, работа с берестой, с конским волосом, резьба по дереву и кости, работа с железом и драгоценным металлом.
Сегодня тема нашего урока: Конские убранства – чепрак, кычым, лэпсэ. 21 июня – это национальный праздник Ысыах. Само название праздника происходит от глагола "ысыахта", что значит "окроплять", – и действительно на ысыахе кумысом кропили огонь. Совершив жертвоприношение, шаман рассказывал о своём хождении по небесам, просил у богов счастья, богатства, всеобщего благополучия, хорошего урожая травы, чтобы скотина всю долгую зиму стояла сытая. Начинается торжество в центре аласа на зелёной поляне, окруженной деревьями. Лриводят лошадей, украшенных конскими убранствами, ведь лошадь для саха являлся символом гостеприимства, счастья, благополучия. Высокие столбы коновязи, украшенные орнаментальной резьбой и пучками конских волос, увенчаются символами праздника: скульптурной головой коня, фигурой орла и чороном. Всеобщие песнопения сопровождаются щедрыми возлияниями кумыса, затем выступают борцы, олонхосуты – исполнители эпоса "Олон-хо", а под конец все участники берутся под руки и, образовав многочисленные круги, танцуют осуохай.
На ысыахе можно увидеть лучшие изделия народных мастеров. Всевозможная кумысная посуда, одежда, ювелирные украшения, конское убранство – все эти вещи рождены и праздником, и бытом.
В шитье, вышивании, традиционном костюме, как и в других видах якутского прикладного искусства, отразились представления народа о красоте, особенности его кочевого быта в условиях суровой сибирской природы. Яркими узорами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки, конские убранства – чепраки, кычымы, лэпсэ.
С детских лет и до глубокой старости женщины не расставались с иглой и коробкой для рукоделия.Устное народное творчество и декоративно – прикладное искусство возникали и жили в одной среде. Часто ремесленники были и сочинителями, и прекрасными рассказчиками.
На ысыахе как мы сказали, якуты не только сами одевались нарядно, но и покрывали коней красиво расшитыми попонами – чепраками и кычымами. Узоры на ткани вышивались по предварительному рисунку нитками, бисером, бусами и украшались металлическими бляшками, пластинами, аппликацией из разноцветной суконной мозаики. Наиболее распространёнными швами были тамбур и косая сетка, которая при сдваивании петель напоминает тамбур. Тамбурным швом прокладывали контуры узора, а косой сеткой заполняли гладь орнамента. Материалом для конских убранств служило цветное сукно, реже – ровдуга и бархат, и очень редко их делали из конского волоса.
Любимые цвета якутских мастериц – красный и чёрный, далее зелёный, жёлтый, коричневый, синий. Орнамент вышивали нитками в контраст к основному фону: на кумачовом и чёрном ложился узор из серо-голубых, серо-зелёных, жёлто-коричневых ниток, а на сером, светло-жёлтом и зелёном фонах – из красных и чёрных. Якутские рукодельницы свободно варьировали эти традиционные цветовые сочетания. В чепраках и кычымах чётко выделяли среднюю часть, которую окаймлял либо вышитыц бордюр, либо суконная мозаика. Далее, по краям, делались полосы гладкой каймы в один, два и более цветов. Концы попон украшались кистями из ровдуги, цветными суконными кисточками, подвесками из колокольчиков, металлических трубочек, бус, медными и серебряными пластинами и бляшками. Мастерицы вносили в работу много личной творческой фантазии, но даже создавая новые узоры, они не отходили от традиции, не нарушали сложившегося художественного стиля. Благодаря этому их работы вошли в сокровищницу народного искусства.
Композиция узоров на чепраках и кычымах отличается чёткой симметричностью. Всё делается тщательно и даже изысканно. Основным орнаментом являлись лира и мотив сердца. В вышивках же лэпсэ мастерицы соединяли растительный и геометрический орнамент. Прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, трапеция – эти простейшие геометрические фигуры часто встречаются в суконной аппликации и в меховой мозаике.Лэпсэ украшали круглыми металлическими бляшками с такой же щедростью, как чепраки и кычымы, иногда окантовывали полосами из оленьего меха.
Народное искусство – неотъемлемая часть культуры, интерес к нему в самой республике повсеместен. Во многих городах и даже в маленьких селениях созданы и работают музеи народного искусства. В настоящее время народное искусство Якутии процветает ещё с большей силой и по-прежнему остаётся гордостью Республики Саха /Якутия/.
Формы конских убранств – это трапеция. По центру, как мы с вами рассмотрели – это узоры лировидные и сердцевидные. Думаем также над цветовым отношением.
Учащиеся приступают к выполнению конских убранств – чепраков, кычымов и лэпсэ, думают и выбирают узоры и цветовые оттенки конских попон.
В ходе урока учитель следит за работой учащихся, оказывает помощь нуждающимся ребятам. Учащиеся, закончившие свои работы, прикрепляют их на доску. После выставки, учитель проводит закрепление пройденной темы:
– С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
– Как называются конские убранства?
– Какую форму имеют конские попоны?
– Какие цвета применяют на конских убранствах?
– Назовите узоры, которые используют на чепраках, кычымах и лэпсэ?
Затем учитель проводит рефлексию.
– Что понравилось сегодня на уроке? Почему?
– Какое у вас настроение? Изложите свои пожелания.
В конце урока учитель оценивает работы учащихся и благодарит за сотрудничество.
– Наш урок завершён. Спасибо.