Тема урока "Непроизносимые согласные"

Разделы: Начальная школа


Причина явления непроизносимых согласных в одной из тенденций произношения: сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются. Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний «стн», «здн», «стл», «рдц», «вств», «лнц». Эти сочетания встречаются обычно в корне слова, но нередко в их образовании участвует и суффикс: «доблест-н-ый, здрав-ств-уйте, чув-ств-о».

Правило «Правописание непроизносимых согласных » только указывает на приём проверки. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо: после проверяемого согласного стоит гласный (поздний — опоздать), после второго согласного этой группы стоит гласный (солнце — солнечный), согласный слышится отчётливо (честный — честь). Не проверяются данным способом слова: блеснуть (хотя: блестеть), плеснуть (хотя: плеск), лестница (хотя: лесенка), склянка (хотя: стекло).

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет, например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Необходимо также различать слова, сходные по звучанию, но различные по значению и написанию, например: искусный (умелый; умело сделанный) и искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного; притворный, неискренний); косный (невосприимчивый к новому, отсталый) и костный (прилагательное от слова кость); шествовать (торжественно идти) и шефствовать (оказывать помощь).

Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово лестница (хотя: лесенка).

С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова чувство, сверстник.

При изучении и применении этого орфографического правила необходимо руководствоваться следующими вопросами:

  1. Область применения правила.
  2. Какие сведения служат опорой?
  3. Какие сходные случаи возможны, как их разделить?
  4. Какие ошибки наиболее вероятны?

Изучение темы «Непроизносимые согласные» дает возможность обобщения всех случаев проверки корня и его стыков с приставкой и с суффиксом на основе морфемного анализа и подбора однокоренных, родственных слов. Дети осознают единую основу всех правил проверки корней слов с безударными гласными, звонкими/глухими согласными и с непроизносимыми согласными.

Порядок изучения темы:

  1. Наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные.
  2. Выделение сочетаний, и которых они бывают.
  3. Составление правила проверки (самостоятельно).
  4. Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных.
  5. Введение случаев «ложных сочетаний».
  6. Тренировка - проверка вариантов написания, связанных с изученным правилом.
  7. Поиск орфограмм в тексте по книгам «Литературное чтение».
  8. Составление предложений и текста с использованием слов с изучаемой орфограммой.

Алгоритм проверки непроизносимых согласных:

  1. Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?
    Есть: [сн], [зн]. Нет: проверять нечего.
  2. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с) или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо.
  3. Сравнить проверяемое и проверочные слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное.

Дидактический материал.

  1. Словарик слов с непроизносимыми согласными: радостный, поздний, ненастный, устный, доблестный, злостный, известный, грустный, лестница, участвовать, постный, яростный, звёздный, местность, местный, свистнул, окрестность, тростник, чувство, честный, частное, счастливый, прелестный, солнце.
  2. Словарик слов с сочетаниями «сн» и «з»: сенокосный, силосный, медоносный, переносной, колбасный, ужасный, запасный, опасный, красный, прекрасный, бесполезный, слёзный, серьёзный, искусный, парусный, уксусный, небесный, отвесный, адресный, тесный, теннисный, пресный, рукописный, напрасный, грозный, колхозный.

Учащиеся часто пропускают непроизносимые согласные или вставляют лишние буквы, потому что у многих не выработан навык образования нужных форм слова, подбора однокоренных слов. При работе над этой темой можно использовать те же методические приемы, что и при изучении сомнительных согласных. Упражнения на правописание слов с непроизносимыми согласными дают большой материал для работы по лексике и словообразованию, помогают учащимся разобраться в семантике целого ряда трудных слов, поупражняться в разборе слов по составу. В результате этой работы, учащиеся убеждаются, как важно правильно выделять корень и подбирать родственные слова. Повторение различных приемов проверки написания непроизносимых согласных приводится в процессе выполнения упражнений.

Упражнения.

Упражнение №1.

Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

Парус...ная ло...ка, де...ская крова...ка, капус...ные пиро...ки, радос...ная улы...ка, прекрас...ная бро...ка, горо...ская площа...ка, грус...ная ска...ка, интерес...ная кни...ка, прелес...ные серё...ки, гиган...ская ве...ка, вкус...ные оре...ки, опас...ные пры...ки, извес...ный лё...чик, чудес...ная незабу...ка, несчас...ная ко...ка.

Упражнение №2.

Допишите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

Звёз...ный, влас...ный, опас...ный, счас...ливый, вкус...ный, поз...ний, интерес...ный, извес...ный.

Слова для справок: пирог, поворот, вечер, возглас, писатель, денёк, небосклон, рассказ, случай, голос

Упражнение №3.

От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

Дети – _________________________
ярость – ________________________
грусть – ________________________
ненастье – ______________________
несчастье – _____________________
капуста – _______________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – _________________________

Упражнение №4.

Вставьте пропущенные буквы.

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

Упражнение №5.

Вставьте пропущенные буквы.

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з...лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

Упражнение №6.

Вставьте пропущенные буквы:

Час...ный пансионат, запас...ный выход, громко свис...нуть, чудес...ный вкус, извес...ный путешественник, счас...ливый день, радос...ный праз...ник, ветка хрус...нула, чу...ствительная кожа, бескорыс...ный поступок, бесхитрос...ный приём, завис...ливый человек, тяжеловес...ная походка, лес...ничный пролёт, громоз...кий шкаф, здра...ствуйте.

Литература:

  1. Жедек П.С. «Пути перестройки обучения орфографии», «Начальная школа», 1988 год, №10.
  2. Львов М.Р.«Правописание в начальных классах», Москва, 1990.
  3. Седых В. Н. «Упражнения в написании слов с непроизносимыми согласными».
  4. http://www.russisch-fuer-kinder.de