Природные зоны Красноярского края. 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Цель: обобщить знания по разделу "Природные зоны Красноярского края".

ХОД УРОКА

1. Графический диктант. Если вы согласны с моим утверждением в карточке ставите  « + », если не согласны – ставите « – ». (Приложение 1)

  1. Столица России – г.Москва
  2. Столица Красноярского края – г.Новосибирск
  3. Главный город Красноярского края – г.Красноярск
  4. Центр Енисейского района – г. Енисейск
  5. Основные  формы земной поверхности нашего края – это равнины, холмы и горы
  6. Большая часть нашего края находится в лесной зоне
  7. Наш край находится в тропическом тепловом поясе
  8. Территория  края  расположена в западном полушарии

Работаем в парах. Обменялись тетрадями, проверяем себя , соседа по парте и ребят у доски.

(Правильный ответ: 1 +, 2 –, 3  +, 4 +, 5 +, 6 +, 7 – , 8 –)

Оцените соседа: без ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4» , 3-4 ошибки –оценка – «3», у кого больше четырех ошибок – следует доработать темы прошлых уроков.

2. Повторение ранее изученного материала

Географическое положение Красноярского края

Красноярский край – огромная территория, расположенная в Восточно-Сибирском регионе России. Занимает восточную часть Западно-Сибирской равнины, западную часть Средне-Сибирского плоскогорья, а также горы Южной Сибири. Площадь Красноярского края   2401,6 тыс. км2
Красноярский край занимает центр азиатской части России. Протяжённость Красноярского края с запада на восток составляет 1250 км в северной части и 650 км – вдоль Транссибирской ж/д. магистрали. С севера на юг – без малого 3000 км.
Географическое положение нашего края во многих отношениях можно назвать уникальным. На его территории расположен географический центр России – озеро Виви, расположенное в Эвенкии. Местоположения центра России утверждено Федеральной службой геодезии и картографии России. В 1992 г. на месте Центра России установлен монумент – семиметровая стела с двуглавым орлом на вершине.
Самая северная точка Красноярского края – мыс Челюскина – является крайней полярной оконечностью Евразии и самой северной точкой России и материковых частей планеты.

3. Самостоятельная  работа

– А сейчас самостоятельно по группам,  подготовьте ответы, чтобы заполнить сводную таблицу после прочтения текста:

1 группа: Арктическая пустыня. Тундра
2 группа: Тайга (лес)
3 группа: Лесостепь и степь
4 группа: Экосистема гор южной Сибири

(Приложение 2)

– Проверяем выполнение заданий каждой группы. Заполняем  таблицу:

Природная зона Климат (температура) Растительность Животные Почвы Рельеф
1 Арктическая пустыня          
2 Тундра          
3 Тайга (лес)          
4 Лесостепь и степь          
5 Горы          

(В ходе  ответов ребята и учитель  могут дополнять, исправлять)

4. Физминутка

– Если услышите название водоема – вы изображаете пловца,  если название суши – вы идете.

Волга, Кавказ, Русская равнина, Енисей, Иртыш, Урал, Алтай, Байкал, Саяны, Черное море, Камчатка, Обь.

5. Перечислите названия  водоемов нашего края

Реки: Енисей, Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуска, Чермянка, Мана,  Сым, )

6.  Контроль за усвоением знаний.

– Сейчас вам предстоит выполнить задание. Это тест. Каждый из вас берет свой листочек и внимательно читает, выбирает ответ. Отмечаете ответ ручкой в листочке.

Тест (Приложение 3)

1. Природные зоны края расположены так:

а) тундра,степь, ледяные пустыни, зона лесов;
б) ледяные пустыни,степь, зона лесов, тундра;
в) ледяные пустыни, тундра, зона лесов, степь.

2. Исправь географические ошибки:

а) лесная зона расположена (к северу, к югу) от зоны тундры.
б) Природные условия в арктической зоне более (суровые, мягкие), чем в тундре.
в) Растительный мир степи (беден, богат).
г) Лес (не является, является) домом для растений, животных, грибов.

3. Верно ли?

а) Как называется место, где река берет свое начало? (исток, приток)
б) Как называется место впадения реки в другую большую реку, море или озеро? (устье, берег)
в) Углубление, по которому течет река? (канал,  русло)

Проверка.

7. Просмотр презентации «Животные и птицы Красноярского края» (Приложение 5)

Домашнее задание: читать записи в конспекте.

8. Итог урока

– А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки. Поставьте себе оценки. На следующем уроке я раздам вам эти листы с моими оценками.

Приложение 4

Работа на уроке

Оценка ученика Оценка учителя
1. В группе помог правильно определить природную зону    
2. отвечал на вопросы учителя    
3.Работал на уроке с текстом, выполнял письменные задания    
4. Внимательно слушал учителя, одноклассников    
5. Активно работал на уроке    

– На этом наш урок заканчивается.  Спасибо, до свидания.