Цель:
- Познакомить учащихся с разрядным составом трехзначных чисел.
- Совершенствовать вычислительные умения в сложении и вычитании чисел в пределах 100.
- Развивать умение решать задачи.
Оборудование:
- учебник математики для 2 класса (Истомина Н.Б., УМК «Гармония»);
- тетрадь на печатной основе №2;
- тетрадь «Учимся решать задачи»;
- предметные картинки, перфокарты;
- опора «Трехзначные числа»;
- модели: десяток, сотня; калькулятор, модель дюйма, портрет Х.К. Андерсена;
- грамзапись «Голоса животных»;
- разноцветные ленточки, гербарий.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня у нас на уроке гости. Будем гостеприимны.
Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен!
Кто с учебой дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен!
С математикой кто дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен!
Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?
- Есть!
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.
а) Математика, урок-путешествия, а куда отправимся, подскажет плакат «заколдованное слово»: ДРВЫКСКАЗКАПОЗ.
- Расколдуйте. (Сказка.)
- А зачем нужны сказки? (Сказки учат нас добру, правде, справедливости, как победить зло, т.д.)
«…Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- А так как урок-сказка математический, нам пригодятся знания сложения и вычитания двузначных чисел, умения решать задачи, «открытия».
- Отгадайте, какая сказка ждет к себе в гости.
б) Загадка:
- В чашечке тюльпана она родилась. Она была маленькой-маленькой, всего один дюйм.
- О ком это? Как называется сказка?
- Кто автор этой сказки? (Х.К. Андерсен.)
(Показ портрета.)
- В это году исполняется 175 лет замечательной сказочной истории «Дюймовочка», которую написал датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
- Посвятим наш урок этому дню рождения.
в) Информация о дюйме.
- «Дюймовочка», какое интересное название. Рассмотрим его с математической точки зрения.
- Оля является членом Научного общества учеников и занимается исследованиями на тему «Величины измерений», и готова нам сегодня рассказать о своих исследованиях.
Оля: Дюймовочка – имя сказочной девочке дано в соответствии с ее
ростом – дюйм.
Дюйм – иностранная единица измерения длины. В переводе на русский язык «дюйм»-
большой палец. Слово дюйм в русский язык было введено Петром I. Дюйм равен
приблизительно 2,5 см. Я подготовила модель дюйма. (Показ полоски данной
величины.) Есть одно предание, что дюйм равен длине трех ячменных зерен. (Показ
гербария.)
Именно о таком ячменном зернышке пишет Андерсен, из которого потом вырос цветок
похожий на тюльпан, в котором сидела Дюймовочка.
- Спасибо Оля за интересные исследования.
2. Повторение.
- Отправляемся в сказку: повернемся друг к другу улыбнемся и пожелаем успеха.
(Повернулись, хлопнули друг другу в ладоши со словами: «Желаю удачи!».)
На доске: рисунок цветка с закрытым бутоном. Учитель открывает, а там нет Дюймовочки.
- Где же Дюймовочка? Где ее искать?
а) Работа в тетрадях.
- Наметим маршрут по поиску Дюймовочки.
- Какие фигуры изображены? (Точки.)
- Соедините точки с цифрами в порядке возрастания чисел.
- Какой фигурой пользовались, чтобы соединить точки? (Отрезок.)
- Какая фигура получилась? (Ломаная, незамкнутая линия, состоящая из 4 звеньев.)
- На какие две группы можно разбить данные числа? (Однозначные – это те, которые ... . Двузначные – это те, которые состоят из двух знаков, имеют в разряде десятки и единицы.)
- Запишем данные группы. (С комментированием 1 ученик работает у доски.)
- Из чисел второй группы составим разности и найдем их значения. (С комментированием у доски.)
56 – 38 = 18
78 – 38 = 40
78 – 56 = 22
-Отлично подготовились к путешествию, маршрут определили. Мы все вместе у нас все получится.
б) Грамзапись: «Голоса животных». Хор лягушек.
- Вспомним сказку.
Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла большая жаба. Схватила колыбельку из ореховой скорлупы вместе с девочкой и унесла ее к реке, где у самого берега было топкое болото. Здесь-то жаба и жила со своим сыном.
- Ищем Дюймовочку на болоте. Прыгаем по «кочкам», не оступитесь, в трясину попадете, будьте внимательны.
Задание (дифференцированное выполнение).
1) Работа с перфокартами. Выбор правильного ответа.
2) Работа с группой учащихся.
- И мне помогут ребята в поиске Дюймовочки.
Карточка с выражениями. (Решение с комментированием.)
75 – 29
92 – 53
56 – 27
84 – 28
- Решили выражения, а Дюймовочки не нашли!
в) Решение задачи.
Тетрадь «Учимся решать задачи». Стр.51, № 72.
- Ленточки! Эти ленточки Дюймовочка набросила на мотылька, и он потянул зеленый лист с Дюймовочкой по реке, спасая ее от жаб.
- Где же она может быть?
Мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и принес на дерево.
Физкультурная минутка. (Грамзапись «Если с другом вышел в путь».)
3. Постановка проблемы.
Дерево на нем листочки – цифры.
- За каким листочком жук спрятал Дюймовочку?
Задание: какое число «лишнее»?
- 83, 54, 49, 100, 32, 23, 32, 94.
- Встречались мы с трехзначными числами? (Номера заданий.)
- Читаем только двузначные.
- Назовите разряды двузначного числа.
- Какой новый разряд появился в трехзначном числе? (Сотня.)
- Сформулируйте тему нашего открытия.
- Чему должны научиться, определит урок.
4. Совместное «открытие» знаний.
а) Работа с калькулятором.
- Считать умеет и машина, а думать только человек!
- Наберите число 100 на калькуляторе, наблюдайте, что происходит на экране? (Цифра 1 перемещается с первого места на третье.)
Учитель: Нажимаю 1 (единицу)
Добавляю 0 (10, 1 десяток)
Еще 0 (100, сотня)
Вывод: цифра 1 перешла на третье место, в сотни попала.
- А Дюймовочки у жука нет.
- Она пришла к норке полевой мыши. Мышь приютила ее, накормила кусочком ячменного зернышка.
- Сколько запасов у полевой мыши!
(Модели: десяток, сотня.)
- Рассмотрите, что напоминает склад мыши?
1 модель – 1 десяток, который состоит из 10 единиц;
2 модель – 10 десятков, а если разбить на единицы – 100 единиц – сотня.
б) Работа по учебнику.
- Откройте учебник с наименьшим трехзначным числом. (100)
- Прочитайте рамку.
- Какой информацией поделились трехзначные числа?
Вывод: общий признак трехзначных чисел три разряда: единицы, десятки, сотни. (Поместить карточку на опору: состав трехзначных чисел.)
- Был у полевой мыши сосед крот. Темно у него в подземелье, посветим калькулятором, поищем там Дюймовочку.
Задание (из №291 учебника).
- Проведем исследования с разрядами трехзначного числа.
1) Наберите 1 сотню. Какие клавиши нажимали? Должно быть 100. Прибавьте 1 сотню, еще 1 сотню, еще 1 сотню.
- Что происходит на экране? (Рассуждения детей.)
Вывод: изменяется только цифра, обозначающая сотни.
- К нашим исследованиям присоединился Миша. Прочитайте, что думает он. (Стр. 100.)
2) Сброс. Наберите 1 сотню. Прибавьте 1 десяток. (10)
- Что происходит на экране? (Рассуждения учащихся.)
Вывод: изменяется только цифра, обозначающая десятки.
- К нашим исследованиям присоединилась Маша. Прочитайте, что думает она.
3) Сброс. Наберите 1 сотню. Выполните исследование в паре. Вспомните правила работы в паре: уважай мнение другого, внимательно слушай товарища, не перебивай! Проверьте, какая цифра будет изменяться в числе 100, если увеличить на 1, 2, 5, 6.
Вывод: изменялась только цифра, обозначающая единицы.
4) Учебник, стр. 100, № 292.
- Читаем текст.
- А в подземелье у крота была ласточка, она несла нам новости.
Чтение табличек:
- 175 лет сказке «Дюймовочка».
- 300 лет городу Новохоперску.
- 605 учеников в нашей гимназии.
Вывод: учились читать трехзначные числа. (Опора.)
5. Первичное закрепление.
Тетрадь на печатной основе №2, стр.27, №44(1)
- Разгадайте правило, по которому составлены неравенства. Самостоятельная работа.
- Проверка. (1 ученик работал у доски.) Запись, чтение.
Вывод: сравнивали двузначные числа с трехзначными. (Опора.)
III. Итог.
- Маленькая девочка не отчаивалась в трудную минуту. Она была добрая, трудолюбивая. Легко обидеть маленького, но она все выдержала.
Ласточка опустилась и посадила девочку на красивый цветок. (Рисунок цветка, раскрывается бутон, а там сидит Дюймовочка.)
Дюймовочке подарили красивые крылышки, чтобы она могла перелетать с цветка на цветок.
- Какую цель ставили перед собой в начале урока? (Найти Дюймовочку.)
- Математическую цель? (Познакомились с разрядами трехзначных чисел, учились читать, записывать, сравнивать трехзначные числа, совершенствовали вычислительные навыки, чертили ломаную, решали задачу.)
- Будем продолжать работу с трехзначными числами. (Опора.)
- Урок был полезным?
IV. Дома.
Тетрадь, стр.27, №44. Закончить.
- Найти в книгах, газетах, журналах трехзначные числа, записать их в тетрадь, читать.
- Спасибо всем за урок-путешествие.