Разрядный состав трехзначных чисел. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  1. Познакомить учащихся с разрядным составом трехзначных чисел.
  2. Совершенствовать вычислительные умения в сложении и вычитании чисел в пределах 100.
  3. Развивать умение решать задачи.

Оборудование:

  • учебник математики для 2 класса (Истомина Н.Б., УМК «Гармония»);
  • тетрадь на печатной основе №2;
  • тетрадь «Учимся решать задачи»;
  • предметные картинки, перфокарты;
  • опора «Трехзначные числа»;
  • модели: десяток, сотня; калькулятор, модель дюйма, портрет Х.К. Андерсена;
  • грамзапись «Голоса животных»;
  • разноцветные ленточки, гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня у нас на уроке гости. Будем гостеприимны.

Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?

- Нужен!

Кто с учебой дружен, нам сегодня нужен?

- Нужен!

С математикой кто дружен, нам сегодня нужен?

- Нужен!

Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?

- Есть!

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

а) Математика, урок-путешествия, а куда отправимся, подскажет плакат «заколдованное слово»: ДРВЫКСКАЗКАПОЗ.

- Расколдуйте. (Сказка.)

- А зачем нужны сказки? (Сказки учат нас добру, правде, справедливости, как победить зло, т.д.)

«…Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- А так как урок-сказка математический, нам пригодятся знания сложения и вычитания двузначных чисел, умения решать задачи, «открытия».

- Отгадайте, какая сказка ждет к себе в гости.

б) Загадка:

  • В чашечке тюльпана она родилась. Она была маленькой-маленькой, всего один дюйм.

- О ком это? Как называется сказка?

- Кто автор этой сказки? (Х.К. Андерсен.)

(Показ портрета.)

- В это году исполняется 175 лет замечательной сказочной истории «Дюймовочка», которую написал датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

- Посвятим наш урок этому дню рождения.

в) Информация о дюйме.

- «Дюймовочка», какое интересное название. Рассмотрим его с математической точки зрения.

- Оля является членом Научного общества учеников и занимается исследованиями на тему «Величины измерений», и готова нам сегодня рассказать о своих исследованиях.

Оля: Дюймовочка – имя сказочной девочке дано в соответствии с ее ростом – дюйм.
Дюйм – иностранная единица измерения длины. В переводе на русский язык «дюйм»- большой палец. Слово дюйм в русский язык было введено Петром I. Дюйм равен приблизительно 2,5 см. Я подготовила модель дюйма. (Показ полоски данной величины.) Есть одно предание, что дюйм равен длине трех ячменных зерен. (Показ гербария.)
Именно о таком ячменном зернышке пишет Андерсен, из которого потом вырос цветок похожий на тюльпан, в котором сидела Дюймовочка.

- Спасибо Оля за интересные исследования.

2. Повторение.

- Отправляемся в сказку: повернемся друг к другу улыбнемся и пожелаем успеха.

(Повернулись, хлопнули друг другу в ладоши со словами: «Желаю удачи!».)

На доске: рисунок цветка с закрытым бутоном. Учитель открывает, а там нет Дюймовочки.

- Где же Дюймовочка? Где ее искать?

а) Работа в тетрадях.

- Наметим маршрут по поиску Дюймовочки.

- Какие фигуры изображены? (Точки.)

- Соедините точки с цифрами в порядке возрастания чисел.

- Какой фигурой пользовались, чтобы соединить точки? (Отрезок.)

- Какая фигура получилась? (Ломаная, незамкнутая линия, состоящая из 4 звеньев.)

- На какие две группы можно разбить данные числа? (Однозначные – это те, которые ... . Двузначные – это те, которые состоят из двух знаков, имеют в разряде десятки и единицы.)

- Запишем данные группы. (С комментированием 1 ученик работает у доски.)

- Из чисел второй группы составим разности и найдем их значения. (С комментированием у доски.)

56 – 38 = 18
78 – 38 = 40
78 – 56 = 22

-Отлично подготовились к путешествию, маршрут определили. Мы все вместе у нас все получится.

б) Грамзапись: «Голоса животных». Хор лягушек.

- Вспомним сказку.

Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла большая жаба. Схватила колыбельку из ореховой скорлупы вместе с девочкой и унесла ее к реке, где у самого берега было топкое болото. Здесь-то жаба и жила со своим сыном.

- Ищем Дюймовочку на болоте. Прыгаем по «кочкам», не оступитесь, в трясину попадете, будьте внимательны.

Задание (дифференцированное выполнение).

1) Работа с перфокартами. Выбор правильного ответа.

2) Работа с группой учащихся.

- И мне помогут ребята в поиске Дюймовочки.

Карточка с выражениями. (Решение с комментированием.)

75 – 29
92 – 53
56 – 27
84 – 28

- Решили выражения, а Дюймовочки не нашли!

в) Решение задачи.

Тетрадь «Учимся решать задачи». Стр.51, № 72.

- Ленточки! Эти ленточки Дюймовочка набросила на мотылька, и он потянул зеленый лист с Дюймовочкой по реке, спасая ее от жаб.

- Где же она может быть?

Мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и принес на дерево.

Физкультурная минутка. (Грамзапись «Если с другом вышел в путь».)

3. Постановка проблемы.

Дерево на нем листочки – цифры.

- За каким листочком жук спрятал Дюймовочку?

Задание: какое число «лишнее»?

  • 83, 54, 49, 100, 32, 23, 32, 94.

- Встречались мы с трехзначными числами? (Номера заданий.)

- Читаем только двузначные.

- Назовите разряды двузначного числа.

- Какой новый разряд появился в трехзначном числе? (Сотня.)

- Сформулируйте тему нашего открытия.

- Чему должны научиться, определит урок.

4. Совместное «открытие» знаний.

а) Работа с калькулятором.

- Считать умеет и машина, а думать только человек!

- Наберите число 100 на калькуляторе, наблюдайте, что происходит на экране? (Цифра 1 перемещается с первого места на третье.)

Учитель: Нажимаю 1 (единицу)
Добавляю 0 (10, 1 десяток)
Еще 0 (100, сотня)

Вывод: цифра 1 перешла на третье место, в сотни попала.

- А Дюймовочки у жука нет.

- Она пришла к норке полевой мыши. Мышь приютила ее, накормила кусочком ячменного зернышка.

- Сколько запасов у полевой мыши!

(Модели: десяток, сотня.)

- Рассмотрите, что напоминает склад мыши?

1 модель – 1 десяток, который состоит из 10 единиц;
2 модель – 10 десятков, а если разбить на единицы – 100 единиц – сотня.

б) Работа по учебнику.

- Откройте учебник с наименьшим трехзначным числом. (100)

- Прочитайте рамку.

- Какой информацией поделились трехзначные числа?

Вывод: общий признак трехзначных чисел три разряда: единицы, десятки, сотни. (Поместить карточку на опору: состав трехзначных чисел.)

- Был у полевой мыши сосед крот. Темно у него в подземелье, посветим калькулятором, поищем там Дюймовочку.

Задание (из №291 учебника).

- Проведем исследования с разрядами трехзначного числа.

1) Наберите 1 сотню. Какие клавиши нажимали? Должно быть 100. Прибавьте 1 сотню, еще 1 сотню, еще 1 сотню.

- Что происходит на экране? (Рассуждения детей.)

Вывод: изменяется только цифра, обозначающая сотни.

- К нашим исследованиям присоединился Миша. Прочитайте, что думает он. (Стр. 100.)

2) Сброс. Наберите 1 сотню. Прибавьте 1 десяток. (10)

- Что происходит на экране? (Рассуждения учащихся.)

Вывод: изменяется только цифра, обозначающая десятки.

- К нашим исследованиям присоединилась Маша. Прочитайте, что думает она.

3) Сброс. Наберите 1 сотню. Выполните исследование в паре. Вспомните правила работы в паре: уважай мнение другого, внимательно слушай товарища, не перебивай! Проверьте, какая цифра будет изменяться в числе 100, если увеличить на 1, 2, 5, 6.

Вывод: изменялась только цифра, обозначающая единицы.

4) Учебник, стр. 100, № 292.

- Читаем текст.

- А в подземелье у крота была ласточка, она несла нам новости.

Чтение табличек:

  • 175 лет сказке «Дюймовочка».
  • 300 лет городу Новохоперску.
  • 605 учеников в нашей гимназии.

Вывод: учились читать трехзначные числа. (Опора.)

5. Первичное закрепление.

Тетрадь на печатной основе №2, стр.27, №44(1)

- Разгадайте правило, по которому составлены неравенства. Самостоятельная работа.

- Проверка. (1 ученик работал у доски.) Запись, чтение.

Вывод: сравнивали двузначные числа с трехзначными. (Опора.)

III. Итог.

- Маленькая девочка не отчаивалась в трудную минуту. Она была добрая, трудолюбивая. Легко обидеть маленького, но она все выдержала.

Ласточка опустилась и посадила девочку на красивый цветок. (Рисунок цветка, раскрывается бутон, а там сидит Дюймовочка.)

Дюймовочке подарили красивые крылышки, чтобы она могла перелетать с цветка на цветок.

- Какую цель ставили перед собой в начале урока? (Найти Дюймовочку.)

- Математическую цель? (Познакомились с разрядами трехзначных чисел, учились читать, записывать, сравнивать трехзначные числа, совершенствовали вычислительные навыки, чертили ломаную, решали задачу.)

- Будем продолжать работу с трехзначными числами. (Опора.)

- Урок был полезным?

IV. Дома.

Тетрадь, стр.27, №44. Закончить.

- Найти в книгах, газетах, журналах трехзначные числа, записать их в тетрадь, читать.

- Спасибо всем за урок-путешествие.