Внеклассное мероприятие "День Земли"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи мероприятия:

  1. Уточнить и расширить знания учащихся о деревьях, о пользе, приносимой людям, деревьям и птицам.
  2. Развивать память, мышление, речь.
  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте окружающего мира.
  4. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки.

Форма проведения: экологический праздник «День Земли» (устный журнал «Зелёная планета»).

Участники: учащиеся 2 «Б» класса.

Оборудование:

  • наглядно-дидактическое пособие «Деревья в картинках»;
  • листы цветной бумаги для изготовления птиц;
  • мультимедийная презентация «Зеленая планета».

Ход мероприятия

Ведущий: Нашу Землю называют Зелёной планетой? Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. И сегодня мы поговорим о деревьях.

Ученик 1:

Хорошо в лесу зелёном!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.

(Т. Шорыгина)

Ученик 2:

Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый…
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык.
Как что-то близкое, родное…

(И. Никитин)

Первая страничка «Угадай-ка».

Ведущий: Мы поговорим о близких и знакомых нам обитателях наших лесов и парков. А точнее попытаемся узнать их в загадках.

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза.)

Прямо в небо рвутся ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)

Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)

Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)

Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива.)

Дерево чудесное,
Листья интересные –
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан.)

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен.)

Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа.)

Не береза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)

Вторая страничка «Каждое дерево интересно».

Три-четыре ученика готовят выступление – сообщение о деревьях. Например, 1-е выступление – «Самое большое в мире дерево – секвойя», 2-е выступление «Деревья толщиной в 5 метров (баобабы)», 3-е сообщение – «Могучее дерево наших лесов. Дуб», 4-е выступление на тему – «Дерево – символ России, береза».

Третья страничка «Поэтическая».

Учащиеся читают стихи о русском лесе, о деревьях.

Береза.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Люблю березку русскую.

(С.Есенин)

Люблю березку русскую.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится.

(А.Прокофьев)

Дуб.

Задевая тучи
Головой седою,
Дуб стоит могучий
С думой вековою.
Буря птицей черной
Вдруг засвищет в кроне,
Дуб стоит спокойный,
Словно царь в короне,
Смотрит в поднебесье –
Всех в округе выше!
Много знает песен,
Много сказок слышит.

(Я.Купала, перевод с белорусского Т.Шорыгиной)

Черемуха.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

(С.Есенин)

Четвертая страничка «В мире животных и растений».

Ведущий: Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины:

  1. Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
  2. Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
  3. Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
  4. Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
  5. Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
  6. Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)
  7. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна.) Почему?
  8. Какие блюда можно приготовить из лесных груш и яблок? (Варенье, компот, сок, повидло.)

- Приносят ли деревья пользу? Кому? (Лесным жителям, людям.) Какую пользу деревья приносят лесным жителям? Людям?

Пятая страничка «Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах».

Ведущий: В народе о деревьях придумано много пословиц и поговорок. Послушайте эти пословицы и подумайте, почему так говорят.

  • Нет рябины – и осень не осень.
  • Где вода – там и верба, а где верба – там и вода.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.

- А над чем заставляют подумать такие народные приметы:

  • Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
  • Не сей пшеницы прежде дубового листа.
  • Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
  • Зацвела рябина – жди тепло.
  • Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима морозная.

Шестая страничка «О правилах поведения в лесу».

Ведущий: В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?

Примерные ответы учащихся.

  1. Не разводи костров в сухую погоду.
  2. Не руби в лесу деревьев.
  3. Не разоряй муравейники.
  4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
  5. Не бери в лесу животных.
  6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
  7. Не рви лесные и полевые цветы.
  8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
  9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

Седьмая страничка «Сделай сам».

Ведущий: У деревьев есть друзья, которые приносят им огромную пользу. Это – птицы. В чем заключается эта польза? (Уничтожают насекомых – вредителей, гусениц, червячков.)

Я предлагаю вам сделать птиц из бумаги в технике «оригами».

(Дети делают из бумаги птиц по показу ведущего.)

- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо. До свидания!

Литература:

  1. Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с. – (Мастерская учителя).
  2. Празднк – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006.
  3. Миронов В.А. Месяцеслов – народный календарь. М.: Издательский дом «Гранд», 1997.
  4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития», 1998.
  5. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов./Составители Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития», 1998.
  6. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «ДТСТВО-ПРЕСС», 2009.