Цели и задачи мероприятия:
- Уточнить и расширить знания учащихся о деревьях, о пользе, приносимой людям, деревьям и птицам.
- Развивать память, мышление, речь.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте окружающего мира.
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки.
Форма проведения: экологический праздник «День Земли» (устный журнал «Зелёная планета»).
Участники: учащиеся 2 «Б» класса.
Оборудование:
- наглядно-дидактическое пособие «Деревья в картинках»;
- листы цветной бумаги для изготовления птиц;
- мультимедийная презентация «Зеленая планета».
Ход мероприятия
Ведущий: Нашу Землю называют Зелёной планетой? Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. И сегодня мы поговорим о деревьях.
Ученик 1:
Хорошо в лесу зелёном!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
(Т. Шорыгина)
Ученик 2:
Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый…
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык.
Как что-то близкое, родное…
(И. Никитин)
Первая страничка «Угадай-ка».
Ведущий: Мы поговорим о близких и знакомых нам обитателях наших лесов и парков. А точнее попытаемся узнать их в загадках.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза.)Прямо в небо рвутся ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива.)Дерево чудесное,
Листья интересные –
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан.)Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен.)Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа.)Не береза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)
Вторая страничка «Каждое дерево интересно».
Три-четыре ученика готовят выступление – сообщение о деревьях. Например, 1-е выступление – «Самое большое в мире дерево – секвойя», 2-е выступление «Деревья толщиной в 5 метров (баобабы)», 3-е сообщение – «Могучее дерево наших лесов. Дуб», 4-е выступление на тему – «Дерево – символ России, береза».
Третья страничка «Поэтическая».
Учащиеся читают стихи о русском лесе, о деревьях.
Береза.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Люблю березку русскую.
(С.Есенин)
Люблю березку русскую.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится.
(А.Прокофьев)
Дуб.
Задевая тучи
Головой седою,
Дуб стоит могучий
С думой вековою.
Буря птицей черной
Вдруг засвищет в кроне,
Дуб стоит спокойный,
Словно царь в короне,
Смотрит в поднебесье –
Всех в округе выше!
Много знает песен,
Много сказок слышит.
(Я.Купала, перевод с белорусского Т.Шорыгиной)
Черемуха.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(С.Есенин)
Четвертая страничка «В мире животных и растений».
Ведущий: Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины:
- Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
- Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
- Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
- Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
- Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
- Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна.) Почему?
- Какие блюда можно приготовить из лесных груш и яблок? (Варенье, компот, сок, повидло.)
- Приносят ли деревья пользу? Кому? (Лесным жителям, людям.) Какую пользу деревья приносят лесным жителям? Людям?
Пятая страничка «Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах».
Ведущий: В народе о деревьях придумано много пословиц и поговорок. Послушайте эти пословицы и подумайте, почему так говорят.
- Нет рябины – и осень не осень.
- Где вода – там и верба, а где верба – там и вода.
- Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.
- А над чем заставляют подумать такие народные приметы:
- Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
- Не сей пшеницы прежде дубового листа.
- Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
- Зацвела рябина – жди тепло.
- Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима морозная.
Шестая страничка «О правилах поведения в лесу».
Ведущий: В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?
Примерные ответы учащихся.
- Не разводи костров в сухую погоду.
- Не руби в лесу деревьев.
- Не разоряй муравейники.
- Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
- Не бери в лесу животных.
- Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
- Не рви лесные и полевые цветы.
- Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
- Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.
Седьмая страничка «Сделай сам».
Ведущий: У деревьев есть друзья, которые приносят им огромную пользу. Это – птицы. В чем заключается эта польза? (Уничтожают насекомых – вредителей, гусениц, червячков.)
Я предлагаю вам сделать птиц из бумаги в технике «оригами».
(Дети делают из бумаги птиц по показу ведущего.)
- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо. До свидания!
Литература:
- Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с. – (Мастерская учителя).
- Празднк – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006.
- Миронов В.А. Месяцеслов – народный календарь. М.: Издательский дом «Гранд», 1997.
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов./Составители Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «ДТСТВО-ПРЕСС», 2009.