Цель семинара: расширить представления о способах и приёмах развития общей и мелкой моторики при нарушениях речи.
Актуальность темы: Центр реабилитации посещают дети в основном с тяжёлыми нарушениями речи – алалией, дизартрией, ринолалией. У детей данной категории при обследовании выявляются расстройства двигательной сферы, как правило, выражающиеся в виде общей скованности движений с низкой дифференциацией и координацией сложных двигательных актов, снижения двигательной памяти и самоконтроля при выполнении движений.
Нужно отметить, что нарушения общей и мелкой моторики отражаются на игровой и учебной деятельности детей, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления, координированной, точной работы различных групп мышц, правильной пространственной и временной организации движений. Особые трудности возникают у детей при самостоятельном выполнении серий сложных движений по словесной инструкции. Дети выполняют предложенные задания вместе с логопедом, педагогом, но при самостоятельном выполнении их движения становятся неуверенными, допускаются ошибки в их последовательности и точности выполнения. При этом у детей часто наблюдаются нарушения мышечного тонуса, разнообразные синкинезии (это непроизвольные сопутствующие движения, и наблюдаются только при произвольных движениях), Кроме того, у данной категории детей правильному выполнению сложных двигательных актов препятствует недоразвитие статической и динамической координации движений. Оно выражается в наличии затруднений при удержании заданной позы, «обтаивании» статических поз, треморе пальцев рук, отклонениях туловища в стороны, балансировании руками. При выполнении физических упражнений выявляется неточность, некоторая несоразмерность движений, нарушение их плавности. Также отмечается замедленность темпа движений, нарушение их последовательности и точности, расстройство пространственной организации движений [2, 7, 11].
Особенности состояния общей моторной сферы детей с тяжёлыми нарушениями проявляются и в мелкой моторике. Ещё Кант утверждал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
У детей отмечается нарушение точности движений пальцев рук, расстройства статической и динамической координации движений, снижение скорости. Из-за снижения кинестетической памяти пальцевые пробы выполняются детьми неполноценно, неточно, с замедлением темпа движений. На практике мы наблюдаем, что дети, неохотно или неумело рисуют, лепят, пользуются ножницами, выполняют аппликации и т.д. Графические особенности начертания детей с данным нарушением развития характеризуются преобладанием неровных линий, слабым нажимом на карандаш, нарушением контура изображения при раскрашивании, быстрой истощаемостъю движений [6, 8].
Всё это обусловлено наличием у детей стертых парезов мышц пальцев рук в результате мозаичности поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей головного мозга (затронуты премоторные и моторные зоны коры головного мозга).
По мнению учёных, у детей с двигательными расстройствами и недостаточностью моторной сферы отмечаются нарушения и в звуковом и просодическом компоненте речи (отмечается нарушение голоса, его тембра, страдает интонационная выразительность).
Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию общей и мелкой моторики в целом у данной категории детей, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, так как двигательные зоны находятся в непосредственной близости с речевыми зонами и взаимосвязаны между собой.
Поэтому важным является использование подвижных, малоподвижных, пальчиковых игр с речевым сопровождением. Выполняя пальчиками различные упражнения, происходит развитие мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Речь ребёнка становится более чёткой, ритмичной, интонационно выразительной, усиливается контроль, за выполняемыми движениями, ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, что очень необходимо для наших детей.
Поэтому во все продуктивные виды деятельности желательно включать физкультминутки, малоподвижные игры и пальчиковые упражнения с речевым сопровождением. Говорящие дети должны проговаривать за педагогом, а у неговорящих нужно вызывать звукоподражание.
Также хочется сказать, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, и так же положительно сказывается на самочувствии ребёнка [1, 3, 9].
Работу по развитию общей и мелкой моторики желательно проводить систематически, уделяя этому по 5-10 минут ежедневно. На начальном этапе многие движения могут выполняться детьми с трудом, поэтому на этом этапе необходимо помощь взрослого. Если это пальчиковые упражнения, то выполняются они (рука в руке), а затем по мере тренировки дети переходят к самостоятельному их выполнению.
Важным в нашей работе с детьми является рациональная организация двигательной активности детей, создание оптимальных условий.
Для этого необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми:
Если это развитие общей моторики – то здесь используются следующие формы работа – это утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, досуги и праздники с различными конкурсами.
В комплексе утренних гимнастик включены ходьба, прыжки если это позволяет здоровье, наклоны вперед-назад, в стороны, махи руками, ногами, приседания. Например, малоподвижная игра «Воробей – журавль – лягушка» направлена на развитие плечевого пояса, равновесия (умение твердо стоять на одной ноге, слухового внимания (умение переключаться с одного движения на другое). Можно использовать упражнение «Слоник»: идти вперед, назад, в стороны, вначале хаотично, затем задание можно усложнить и давать инструкцию «правая рука, правая нога – левая рука, левая нога».
Игры с мячом развивают ловкость и глазомер.
Детям старшего возраста можно предложить играть «Море волнуется» – развивает пластичность, слуховую и зрительную память.
Целесообразно использовать в утренней гимнастике упражнение со звукоподражанием. Например, как воет ветер «В-В-В» и деревья клонятся в стороны, как мы рубим дрова «УХ-УХ», как ходит медведь и рычит «Ы-Ы-Ы», так мы надуваем воздушный шар «Ш-Ш-Ш», так мы накачиваем колесо «С-С-С». Такие упражнения способны улучшать произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка, а также происходит развитие памяти, воображения и фантазии.
Большое значение в развитии общей и мелкой моторики у ребенка имеет семейное воспитание, поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников. Родителям даются рекомендации и домашние задания, которые включают разучивание и выполнение пальчиковых, малоподвижных игр с речевым сопровождением, потешки, считалки [4, 7].
Практическая часть
Разнообразные пальчиковые игры можно найти в работах В.И. Селивёрстова, Н.В Нищевой, С.Шанина, А. Гавриловой.
Тренажеры для развития мелкой моторики: коврики, панно, «ходилочки-шагалочки», прищепки, шарики, мячики с нитками.
Коврики – применяются при повышенном и пониженном тонусе (спастичности и паретичности) кистей рук. Такое состояние наблюдается у детей с ДЦП. Если повышенный тонус, то в сочетании с массажем происходит уменьшение мышечного тонуса, а также раздражение нервных окончаний, импульсы идут в кору головного мозга, стимуляция моторных (двигательных) и речевых зон. При пониженном тонусе в кистях рук наоборот происходит стимуляция. Обязательно проговариваем небольшие стихи или потешки. Например,
Рисунок 1
Гладила мама ежиха ежат,
Что за пригожие детки лежат.
Рисунок 2
«Слива»
Сливу я держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Отпускаю, разжимаю
И ладошками катаю.
(Н. Нищева)
Панно – закручивание и откручивание крышек, благодаря тактильным ощущениям стимулируем развитие точных движений, закрепляем понятия «большая – маленькая», цвет.
Рисунок 3
Пальчиковые кинезиологические упражнения направлены на развитие мышцы руки и межполушарных взаимодействий коры головного мозга ребёнка.
Рисунок 4
Рисунок 5
«Ходилочки-шагалочки» и прищепки – направлены на развитие пространственного представления, воображения, фантазии и тренировку мышц и сухожилий пальцев, развитие более тонкой моторики.
Рисунок 6
«Ходилочки»
Вот коленки все в зелёнке,
У сестрёнки у Алёнки.
Чтоб не падать, не реветь,
Надо под ноги смотреть.
(Н. Нищева)
Можно использовать также методику «Расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию общей и мелкой моторики, воображения, совместные действия с педагогом и сверстниками снимают неуверенность и зажатость у ребёнка. Педагог должен знать наизусть разучиваемый детьми стих.
Так же развитию мелкой моторики рук помогают занятия оригами, лепкой, аппликацией, так же выполнение графических упражнений (штиховка). Всё это поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений так же хорошо помогают игры и действия с предметами.
Также способствует развитию мелкой моторики предметная деятельность:
- Застегивание и расстегивание пуговиц.
- Шнурование ботинок, завязывание и развязывание узелков.
- Игры с мозаикой.
- Игры с конструкторами.
- Перебирание круп, зерен, бусин.
- Нанизывание бусин на нитку, перемотка ниток (успокаивает гиперподвижных детей).
- Хождение пальчиками по решётке.
Рисунок 7
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
- Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание).
- Собирание разрезных картинок.
- Работа со спичками и счетными палочками – развивает зрительное внимание, конструктивный праксис.
Рисунок 8
Мы построим новый дом,
Новый дом – тёплый дом.
Рисунок 9
В банке – чистая вода,
пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
плавать,
Хвостиком вилять,
крошки хлеба подбирать.
Рисунок 10
Солнышко, солнышко –
золотое донышко.
Рисунок 11
Все эти способы мы можем рекомендовать родителям для использования их в домашних условиях, т.к. они не требуют специальной подготовки.
Список используемой и предлагаемой литературы:
- Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Комплексная методика коррекции сложных нарушений речи». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
- Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика». – Москва, 2001.
- Никитина А.В. «Сборник пальчиковых игр по лексическим темам (2-3 года;4-5 лет; 6-7 лет)». – СПб.: КАРО, 2009.
- Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». – СПб.: «Детство-Пресс», 2009.
- Прищепа С., Попкова И., Коняхина Г. «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника». – журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005.
- Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». – Москва, 2003.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». – Москва, 2002.
- Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры для дошкольников». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
- Шанина С., Гаврилова А. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2008.