Оборудование:
- компьютер, экран, проектор, слайды
- индивидуально: цифровые "веера", карточки с названиями составных частей задачи
- бумажные вопросительные знаки
- изображение "улыбающегося" солнышка ( индивидуально для каждого ребенка)
- доски для письма "фантазия"
- перфокарты разных цветов (для дифференцированной работы по группам)
План урока:
- Организационный момент - 1 мин
- Минута настроения (психологический настрой) - 1 мин
- Постановка цели - 2 мин
- Минута красивого письма - 5 мин
- Актуализация знаний (устный счет, повторение, "открытие" нового знания, закрепление, обработка полученных знаний) - 20 мин
- Физминутки 2 шт. - 4 мин.
- Самостоятельная работа - 5 мин.
- Итог урока - 5 мин.
- Оценка знаний - 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверяется готовность детей к уроку, порядок на рабочих местах.
- Здравствуйте, ребята! Готовы работать? А давайте проверим, готовы ли ваши пальчики.
Пальчиковая разминка:
(дети по очереди разминают пальчики, начиная с большого пальца левой, а затем и правой рук)
"Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик - безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!"
Молодцы!
Минута настроения.
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!
"На части не делится солнце лучистое
И вечную Землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!"
Слайд 1
- Итак, готовы вы отправиться в волшебный мир математики? Но давайте сегодня постараемся и сделаем так, чтобы тучки не закрыли наше веселое солнышко. Хорошо?!
2. Постановка цели.
- Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок математики, а поможет нам в этом компьютер.
- Тему урока вы сможете назвать сами, если разгадаете ребус.(на экране слайд 2 с ребусом)
(Задача!)- Молодцы, вы правильно разгадали ребус. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Но начнем мы, конечно, с повторения и устного счета.
3. Повторение. Устный счет.
1. Задачи в стихах. ( На экране появляются слайды, изображающие условие задачи, дети пишут ответы на досках "фантазиях")
"Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?" 4 (слайд 3)"Вот восемь зайчишек по полю идут,
За ними вдогонку двое бегут
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся зайцев домой?" 10 (слайд 4)
"Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:Сколько будет цыплят у наседки моей?" 5 ( слайд 5)
"Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку"
- Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? 6 ( слайд 6)
"Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам"
- Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? 3 (слайд 7)
- А сейчас проверьте ответы (на экране появляются ответы 4, 10, 5, 6,3)
- Ниже напишите эти числа в порядке возрастания.
- Проверьте свои ответы на экране (3, 4, 5, 6, 10) (слайд 8)
2. Работа с отрезком натурального ряда чисел.
Дети пользуются "веерами".
(появляется улыбающееся солнышко с глазками, ротиком, носиком, но без лучей)
(слайд 9)
- Что отсутствует у нашего солнышка, а в математике учит считать?
(солнышко с лучами)
(Луч учит!) На экране появляются примеры, затем - ответы на луче. Дети хором называют ответы и потом проверяют. (слайд 10)
0+1 1 1+1 2 2+1 3 3+1 4 4+1 5 5+1 6 6+1 7 7+1 8 8+1 9 9+1 10
(Луч проверяет!) (слайд 11)
Появляется пример. После того, как дети покажут на "веерах" ответ - появляется ответ на луче.
10-1 9 6+1 7 3-1 2 0+1 1 4-1 3 7-1 6 9+1 10 5-1 4 6-1 5 7+1 8
- Показать на цифровом веере, какое число следует за число 6,8?
- Как мы получили последующее число? (прибавили 1)
- Покажите, какое число является предыдущим для чисел 8, 6?
- Как получили предыдущее число (отняли 1)
А теперь повторим состав некоторых чисел.
Дети показывают на веерах.
- 5 - это 3 : (и 2) - 7 - это 4 : (и 3) - 10 - это 6 :(и 4) - 6 - это 1 : (и 5) - 8 - это 2 : (и 6) - 9 - это 8 :(и 1)
4. Физминутка
"Раз. два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два - вперед нагнуться,
Раз и два - назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать "силу")
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
- Мы опять с вами улыбаемся и солнышко радуется вместе с нами!
5. Подготовка к основному этапу.
- А к нам сегодня на урок пришли гости, сказочные герои, которых вы все знаете. Отгадаете, кто это? И я покажу вам их.
Детям загадываются загадки, после того, как они отгадывают, на слайде появляются картинки с их изображением этих персонажей. (слайд 12)
"Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?" (Буратино)"Я - славный мишка :
Любой меня поймет:
Чтоб бодр и весел был мой дух,
Мне очень нужен мед!" (Винни-Пух)"Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек в тревоге,
От беды уносит ноги:
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?"... (Зайка)
- Так вот нашим сказочным героям было дано домашнее задание - придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось. Учитель читает тексты.
(Изображение Винни-Пуха и текст)( слайд 13)
"Вечером было 3 горшочка с медом, а утром - ни одного. Где бы подкрепиться?
(Изображение Зайки) ( слайд 14)
"Кто в теремочке живет?"
(Фигурка Буратино) ( слайд 15)
"У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня осталось?"
- Как вы думаете, кто из литературных героев решал именно задачу?
На доске прикрепляется первая карточка со словом ЗАДАЧА.
Мнения детей могут разойтись, так как недостаточно знаний. Тогда учитель высказывает предположение:
- Наверное, вы почувствовали, что вам не хватает знаний о задаче? Давайте сформулируем, что нужно знать о задаче, чтобы правильно ответить на вопрос и оценить наших сказочных героев.
6."Открытие" новых знаний
На доске прикрепляется вторая карточка со словом ПОДУМАТЬ!
- Что такое задача? Какие мысли приходят в голову? (текст, числа, вопрос:)- выслушиваются ответы детей.
Помогу вам. Задача - это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
Первая часть - УСЛОВИЕ (оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом)
Прикрепляется карточка со словом УСЛОВИЕ
Вторая часть - ВОПРОС (он содержит неизвестное число задачи). Чаще всего используется слово сколько)
Вопросы учителя:
- Итак, что такое условие задачи? (то, что нам известно)
- А то что нужно найти, как будет называться? (вопросом)
Например:
У Тани 4 воздушных шарика. У Оли - 2. Сколько воздушных шариков у обеих девочек?
- Это - задача, так как является математическим высказыванием и состоит из двух частей - условие и вопрос.
Учитель берет две карточки с буквами У , В. Дает их ученикам и просит повторить условие и вопрос.
Условие: "У Тани 4 воздушных шарика. У Оли - 2." Известно количество шаров у Тани - 4 и у Оли- 2. Рассказывается об одном и том же предмете - о шарах. С условием связан вопрос задачи.
Вопрос: "Сколько воздушных шаров у девочек?" Есть вопросительное слово "сколько".
- А теперь давайте вернемся к нашим сказочным героям и определим, является ли их задание задачей.
Работа по рядам.
- Первый ряд получает задание Винни-Пуха. Каждый ученик получает карточку с его заданием.
- Второй ряд получает задание Зайки
- Третий ряд получает задание Буратино
Дети некоторое время совещаются и говорят ответ. В итоге все сходятся на мысли, что задачей является только задание Буратино.
- Давайте сейчас поможем Буратино решить эту задачу.
- Открыли тетради, пропустили вниз от предыдущего задания 3 клетки, сейчас будем изображать УСЛОВИЕ задачи.
Уже другим детям даются две карточки с буквами У, В.
Они повторяют сначала условие задачи
- Рисуем в тетрадях 5 яблок, через клетку ( кто не умеет, тот рисует кружочки).
- Что еще известно? (он отдал Пьеро 2 яблока)
- Значит 2 яблока зачеркиваем.
- Что мы сейчас зарисовали? (УСЛОВИЕ)
- Какой вопрос в этой задаче?
Ученик с карточкой В повторяет вопрос задачи.
- Ставим под оставшимися яблоками зеленой ручкой знак вопроса.
Двум-трем ученикам учитель выдает вырезанные из картона вопросительные знаки, и эти дети должны повторить еще раз вопрос.
- А теперь запишем РЕШЕНИЕ. Это тоже часть задачи. Если нас спрашивают, то мы должны решить.
Учитель выдает карточку с буквой Р другому ученику. Он должен сказать решение.
- Записываем ( 2 клеточки вниз)
5-2=3
- А теперь нам нужно сказать ОТВЕТ
- Кто это может сделать?
Ответ называется устно: 3 яблока.
- Молодцы. Мы помогли сказочным героям определить задачу.
А теперь я хочу, чтобы вы догадались, где ЗАДАЧА, а где нет и почему.
7. Закрепление (изображение на экране)
1. "Мама принесла 5 конфет. 2 конфеты она отдала детям" ( слайд 16)
2. "На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?" (слайд 17)
Выслушиваются ответы детей. Наконец, приходим к выводу, что ЗАДАЧА под цифрой 2. Устно повторяются еще раз все составные части задачи, называется решение и ответ.( слайд 18, 19)
8. Самостоятельная работа. (примеры на экране) (слайд 20)
(по вариантам, более слабым учащимся выдаются перфокарточки)
(взаимопроверка по вариантам) (слайд 21)
9. Итог урока.
- Расскажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Теперь мы знаем, что такое задача и из каких частей она состоит?(ответы детей)
(сквозь листву огромного дерева ярко светит солнце)
(слайд 22)
А так как все сегодня хорошо работали, то я подарю всем вам солнышко. (учитель дарит нарисованное солнышко детям и благодарит их за работу)
10. Домашнее задание
На следующий урок принесите текст своей задачи, оформленный на отдельном листе. Выделите синим карандашом - условие, красным - вопрос.
Спасибо!