Тип урока: отработка умений и навыков.
Цель урока: формировать умение проверять слова с парными согласными в корне.
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать умение распознавать в словах согласные, которые нужно проверять;
- закрепить знания о проверке слова с глухими и звонкими согласными.
Развивающие:
- способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;
- совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, навык контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать культуру учебного труда;
- воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Ход урока
I. Организационный и мобилизующий этап.
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
(Проверка правильной посадки учащихся.)
II. Сообщение темы и цели урока.
– Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
– Подберите однокоренные слова к слову "классная".
– Выделите корень. (класс)
– Назовите парные согласные звуки в этом корне. (к, с)
– Охарактеризуйте эти звуки по звонкости – глухости.
– Попытайтесь сформулировать тему урока. (Парные согласные в корне слова.)
– Итак, сегодня на уроке закрепим умение проверять парные согласные в корне.
– Как проверять слова с парными согласными в корне? (правило)
III. Чистописание.
– Мы вспомнили не все парные согласные русского языка.
– Расшифруйте слова:
- (конкпа – кнопка)
- (жолка – ложка)
- (тарква – травка)
– Назовите парную согласную, требующую проверки. Подберите проверочное слово.
– Вспомним, как правильно пишутся буквы, которые обозначают названные нами парные согласные звуки в этих словах и запишем их. Но сначала разогреем пальчики.
Физминутка для пальцев:
– Сначала разогреем наши пальчики:
- «замок» – переплетённые пальцы обеих рук сжать в кулак
- «ёжик» – расжать пальцы
Встряхнули кисти рук, сняли напряжение.
Пп Бб Жж Шш Вв Фф
IV. Словарная работа.
– Помни:
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Если слышишь парный звук –
Будь внимателен, мой друг,
Гласный тут же подставляй,
слово смело изменяй
Зуб на зубы, лёд на льды
Будешь грамотным и ты!
– Я буду показывать картинку, назовите слово, запишите.
– Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, чтобы в нём появилась парная согласная, которую нужно проверять.
Запись в тетрадях:
- берёза – берёзка
- дорога – дорожка
- лопата – лопатка
- тетради – тетрадка
При выполнении учитель уточняет словообразовательный аспект данных слов, пользуясь энциклопедией начальной школы.
берёза | Название получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер – "светлый, ясный". Именно от Бер образовалась сначала берза, а потом берёза. |
дорога | Некогда слово дорога значило "овраг", "углубление в почве"; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. |
лопата | Образовано от древнего слова "лоп", что означает "широкий лист". |
тетрадь | Слово "тетрадь" произошло от греческого "тетро", что значит "сложенный вчетверо". |
– Ребята, а какие это слова? (словарные)
– Выделите суффикс, с помощью которого вы образовали новые слова.
Физминутка.
V. Повторение пройденного. Работа по теме урока.
1. Творческая работа (по группам).
– А сейчас повторим пройденный материал, поработав в группах.
У доски 2 группы по 3 человека. Каждому дана карточка со словом.
Задание:
– Из слов составьте новое слово, используя для этого только первые слоги.
- 1 гр. кролик ватрушка каша (кроватка)
- 2 гр. русалка башмак канат (рубашка)
– Пока ребята работают у доски, остальные работают парах по рядам (самостоятельно). Каждой паре дана карточка с заданием.
Задание:
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Вставь верную букву. | Исправь ошибку. | Найди лишнее слово |
ло_ка | булафка | шапка |
оре_ки | нахотка | шубка |
сне_ки | грипки | шарф |
РЕЗЕРВ
Шарада:
Когда я с Д меня сорвут,
Когда я с Т на мне плывут. (плод-плот)
– Проверяем и доказываем каждое задание.
Интеллектуальная физминутка.
– Я буду называть слова: если в слове есть парный согласный, который надо проверять – вы хлопаете, если нет – вы топаете.
Корова, петушки, кружки, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядка.
2. Работа с текстом. Восстановление деформированных предложений.
(с. 82 упр. 214 учебник трусского языка Т.Г. Рамзаевой 3 кл.)
– Узнайте, кто это?
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)
Заранее подготовленный ученик:
Верблюда называют "кораблём пустыни". Бывают одногорбые и двугорбые верблюды. Горб – склад для питательных веществ. Перед тем как отправиться в долгий путь верблюд ест про запас, поэтому на спине у него растёт горб до 45 кг. Перед дорогой выпивают до 57 л воды. Сначала верблюду дают полизать соли, которая вызывает у животного сильную жажду. У верблюда 3 желудка, 2 из них заполнены водой и открываются, когда верблюд захочет пить.
Учитель: Знаете ли вы, что существует гора Верблюд? Поразительная по своей форме гора расположена в Самарской области Жигулёвских горах. Скалистые уступы этой горы очень чёткие и напоминают очертания этого гордого животного (картинка).
– Прочитайте задание.
– Запишите заглавие.
– Составьте первое предложение. Запишите.
В пустыне человеку помогает верблюд.
– 2 и 3 предложения составьте и запишите самостоятельно.
(Слабым учащимся предлагаю карточку-помощницу.)
– В 1 предложении подчеркните главные члены.
– Установите связь слов в предложении.
– Что не является словосочетанием? Почему?
– Назовите словосочетания с вопросами.
– В 3 предложении зажечь орфографические фонарики.
VI. Домашнее задание.
c. 80 упр. 209
VII. Итог урока.
– А что интересного (не касающегося русского языка) вы узнали?
– Как проверить слова с парными согласными в корне?
– Знание правила поможет выполнить домашнее задание.
VIII. Рефлексия урока.
– Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.
– Спасибо за хорошую работу на уроке!