Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

Разделы: Начальная школа


Тип урока: отработка умений и навыков.

Цель урока: формировать умение проверять слова с парными согласными в корне.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать умение распознавать в словах согласные, которые нужно проверять;
  • закрепить знания о проверке слова с глухими и звонкими согласными.

Развивающие:

  • способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;
  • совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, навык контроля и самоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Ход урока

I. Организационный и мобилизующий этап.

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!

(Проверка правильной посадки учащихся.)

II. Сообщение темы и цели урока.

– Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

– Подберите однокоренные слова к слову "классная".

– Выделите корень. (класс)

– Назовите парные согласные звуки в этом корне. (к, с)

– Охарактеризуйте эти звуки по звонкости – глухости.

– Попытайтесь сформулировать тему урока. (Парные согласные в корне слова.)

Итак, сегодня на уроке закрепим умение проверять парные согласные в корне.

– Как проверять слова с парными согласными в корне? (правило)

III. Чистописание.

– Мы вспомнили не все парные согласные русского языка.

– Расшифруйте слова:

  • (конкпа – кнопка)
  • (жолка – ложка)
  • (тарква – травка)

– Назовите парную согласную, требующую проверки. Подберите проверочное слово.

– Вспомним, как правильно пишутся буквы, которые обозначают названные нами парные согласные звуки в этих словах и запишем их. Но сначала разогреем пальчики.

Физминутка для пальцев:

– Сначала разогреем наши пальчики:

  • «замок» – переплетённые пальцы обеих рук сжать в кулак
  • «ёжик» – расжать пальцы

Встряхнули кисти рук, сняли напряжение.

Пп Бб Жж Шш Вв Фф

IV. Словарная работа.

– Помни:

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Если слышишь парный звук –
Будь внимателен, мой друг,
Гласный тут же подставляй,
слово смело изменяй
Зуб на зубы, лёд на льды
Будешь грамотным и ты!

– Я буду показывать картинку, назовите слово, запишите.

– Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, чтобы в нём появилась парная согласная, которую нужно проверять.

Запись в тетрадях:

  • берёза – берёзка
  • дорога – дорожка
  • лопата – лопатка
  • тетради – тетрадка

При выполнении учитель уточняет словообразовательный аспект данных слов, пользуясь энциклопедией начальной школы.

берёза Название получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер – "светлый, ясный". Именно от Бер образовалась сначала берза, а потом берёза.
дорога Некогда слово дорога значило "овраг", "углубление в почве"; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках.
лопата Образовано от древнего слова "лоп", что означает "широкий лист".
тетрадь Слово "тетрадь" произошло от греческого "тетро", что значит "сложенный вчетверо".

– Ребята, а какие это слова? (словарные)

– Выделите суффикс, с помощью которого вы образовали новые слова.

Физминутка.

V. Повторение пройденного. Работа по теме урока.

1. Творческая работа (по группам).

А сейчас повторим пройденный материал, поработав в группах.

У доски 2 группы по 3 человека. Каждому дана карточка со словом.

Задание:

Из слов составьте новое слово, используя для этого только первые слоги.

  • 1 гр. кролик ватрушка каша (кроватка)
  • 2 гр. русалка башмак канат (рубашка)

– Пока ребята работают у доски, остальные работают парах по рядам (самостоятельно). Каждой паре дана карточка с заданием.

Задание:

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Вставь верную букву. Исправь ошибку. Найди лишнее слово
ло_ка булафка шапка
оре_ки нахотка шубка
сне_ки грипки шарф

РЕЗЕРВ

Шарада:

Когда я с Д меня сорвут,
Когда я с Т на мне плывут. (плод-плот)

– Проверяем и доказываем каждое задание.

Интеллектуальная физминутка.

– Я буду называть слова: если в слове есть парный согласный, который надо проверять – вы хлопаете, если нет – вы топаете.

Корова, петушки, кружки, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядка.

2. Работа с текстом. Восстановление деформированных предложений.

(с. 82 упр. 214 учебник трусского языка Т.Г. Рамзаевой 3 кл.)

– Узнайте, кто это?

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)

Заранее подготовленный ученик:

Верблюда называют "кораблём пустыни". Бывают одногорбые и двугорбые верблюды. Горб – склад для питательных веществ. Перед тем как отправиться в долгий путь верблюд ест про запас, поэтому на спине у него растёт горб до 45 кг. Перед дорогой выпивают до 57 л воды. Сначала верблюду дают полизать соли, которая вызывает у животного сильную жажду. У верблюда 3 желудка, 2 из них заполнены водой и открываются, когда верблюд захочет пить.

Учитель: Знаете ли вы, что существует гора Верблюд? Поразительная по своей форме гора расположена в Самарской области Жигулёвских горах. Скалистые уступы этой горы очень чёткие и напоминают очертания этого гордого животного (картинка).

– Прочитайте задание.

– Запишите заглавие.

– Составьте первое предложение. Запишите.

В пустыне человеку помогает верблюд.

– 2 и 3 предложения составьте и запишите самостоятельно.

(Слабым учащимся предлагаю карточку-помощницу.)

– В 1 предложении подчеркните главные члены.

– Установите связь слов в предложении.

– Что не является словосочетанием? Почему?

– Назовите словосочетания с вопросами.

– В 3 предложении зажечь орфографические фонарики.

VI. Домашнее задание.

c. 80 упр. 209

VII. Итог урока.

– А что интересного (не касающегося русского языка) вы узнали?

– Как проверить слова с парными согласными в корне?

– Знание правила поможет выполнить домашнее задание.

VIII. Рефлексия урока.

– Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.

– Спасибо за хорошую работу на уроке!