План индивидуальной работы с детьми с ЗПР по теме "Насекомые"

Разделы: Коррекционная педагогика


Ход занятия

1. Коррекция двигательной сферы на основе операций с мелкой моторикой

а) Пальчиковая игра «Улитка» (для детей 2-й подгруппы)

Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены.

  • Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе я пирога.

(Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.)

  • Улитка (пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол).
  • Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол).
  • Высуни (указательные пальцы делают тоже самое).
  • Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак).
  • Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол).
  • Улитка (такое же движение делают мизинцы).
  • Я (выходят из кулака указательные пальцы).
  • Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак).

Внимание! Рожки улитки показывают по очереди: большой - мизинец - указательный.

б) Пальчиковая игра «Летела муха» (для детей 1-й подгруппы)

  • Летела муха около уха и жужжала: ж-ж-ж-ж-ж-ж (круговые движения пальцев вокруг уха).
  • Летел комар около носа и звенел: з-з-з-з-з (круговые движения пальцев вокруг носа).
  • Сел на лоб, а мы его - хлоп! И поймали в кулачок.

(хлопнуть ладошкой по лбу и зажать кулак).

  • Послушай, как звенит: з-з-з-з! (поднести кулак к уху).
  • Пусть домой летит! (разжать кулак)

2. Коррекция звукопроизношения на основе специально подобранных упражнений

  • Закрепление звука -С- в чистоговорке
    Са-са-са! Са-са-са! Ой-ой-ой! Летит оса!
    Сы-сы-сы! Сы-сы-сы! Не боимся мы осы!
    Су-су-су! Су-су-су! Я осу в руке несу!
  • Закрепление звука -Ж- в чистоговорке:
    Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет!
  • Дифференциация шипящих -Ш-Ж- в чистоговорке:
    Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки.
    Осторожно, мошки! Обожжете ножки!

3. Коррекция вербальной памяти на основе запоминания коротких стихов с опорой на зрительное восприятие (из личной картотеки)

Для детей 2- подгруппы:

Божья коровка
Л. Резникова

Божья коровка, глупая головка
Села на подсолнушек
думала, что солнышко!

Муравьи
Н. Яночкина

Дружный маленький народ в этом тереме живет.
По дорожке и тропинке носит иглы и травинки.

Для 1-й подгруппы:

Червяк
А. Гришин

В желудь влез один червяк и не съест его никак.
Кто куда, скажите влез? Кто кого никак не съест?
Желудь что ли червяка? Фу, какая чепуха!
В желудь влез один червяк и не съест его никак!

Пчела
Т. Сапгир

Где была ты? - Тут и там!
Где летала? - По цветам!
Что домой ты принесла? - Мед! - ответила пчела.

4. Коррекция зрительного внимания и памяти на основе сравнения двух картинок

«Найди десять отличий» (в картинках с изображением божьих коровок)

(для детей 2-й подгруппы -5 отличий).

5. Коррекция мышления на основе упражнений классификации, обобщений и сравнений

а) «Логико-Малыш» Мир природы. Кто с кем дружит.

«Дополни каждый ряд», «Назови насекомых»

«Кто где спрятался?», «Кто как передвигается?»

«Кто, какую пользу приносит?», « Где чье жилище?»

«Куда прячутся зимой?», «Чем питаются?»

6. Коррекция речевого развития детей через обогащение словаря, лексико-грамматические упражнения и связную речь с опорой на зрительное восприятие

Существительные: Бабочка, жук, комар, кузнечик, пчела, оса, паук, муха, муравей, гусеница;

(попутно проводится глобальное чтение этих слов детьми и деление их на части, выкладывание из букв);

Части тела: Головка, брюшко, крылья, ножки;

Глаголы: Летает, звенит, зудит, ползает, стрекочет, скачет, жалит;

Грамматика:

  • «Скажи ласково» (кузнечик, червячок, пчелочка);
  • «Скажи со словом «много» (жуков, пчел, комаров);
  • «Кого не стало?» (жука, пчелы, комара).

Формирование связной речи с опорой на зрительные образы (картинки, схемы, предметы)

  • Составление рассказа по двум сюжетным картинкам «Муравейник»

(по Фомичевой), 2-я подгруппа;

  • Сравнение двух насекомых (бабочка-жук, муравей-комар) по образцу педагога, -2-я подгруппа;
  • Составление описательных загадок («Летит, жужжит, любит садиться на сладкое, надоедлива»), 1-я подгруппа, по образцу и плану;
  • Пересказ текста «Сороконожка» (с опорой на картинки-подсказки, по Успенским), 1-2 подгруппы;

7. Коррекция пространственных представлений через специально подобранные игры

Кубики Никитина:

«Бабочка», «Жук» (дети 2- подгруппы)

8. Формирование графических навыков у детей 1-й подгруппы

«Жуки»

(рисование по клеточкам, см. личную картотеку «Веселые прописи»)