Ход занятия
1. Коррекция двигательной сферы на основе операций с мелкой моторикой
а) Пальчиковая игра «Улитка» (для детей 2-й подгруппы)
Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены.
- Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе я пирога.
(Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.)
- Улитка (пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол).
- Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол).
- Высуни (указательные пальцы делают тоже самое).
- Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак).
- Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол).
- Улитка (такое же движение делают мизинцы).
- Я (выходят из кулака указательные пальцы).
- Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак).
Внимание! Рожки улитки показывают по очереди: большой - мизинец - указательный.
б) Пальчиковая игра «Летела муха» (для детей 1-й подгруппы)
- Летела муха около уха и жужжала: ж-ж-ж-ж-ж-ж (круговые движения пальцев вокруг уха).
- Летел комар около носа и звенел: з-з-з-з-з (круговые движения пальцев вокруг носа).
- Сел на лоб, а мы его - хлоп! И поймали в кулачок.
(хлопнуть ладошкой по лбу и зажать кулак).
- Послушай, как звенит: з-з-з-з! (поднести кулак к уху).
- Пусть домой летит! (разжать кулак)
2. Коррекция звукопроизношения на основе специально подобранных упражнений
- Закрепление звука -С- в чистоговорке
Са-са-са! Са-са-са! Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы! Сы-сы-сы! Не боимся мы осы!
Су-су-су! Су-су-су! Я осу в руке несу!
- Закрепление звука -Ж- в чистоговорке:
Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет!
- Дифференциация шипящих -Ш-Ж- в чистоговорке:
Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки! Обожжете ножки!
3. Коррекция вербальной памяти на основе запоминания коротких стихов с опорой на зрительное восприятие (из личной картотеки)
Для детей 2- подгруппы:
Божья коровка
Л. Резникова
Божья коровка, глупая головка
Села на подсолнушек
думала, что солнышко!
Муравьи
Н. Яночкина
Дружный маленький народ в этом тереме живет.
По дорожке и тропинке носит иглы и травинки.
Для 1-й подгруппы:
Червяк
А. Гришин
В желудь влез один червяк и не съест его никак.
Кто куда, скажите влез? Кто кого никак не съест?
Желудь что ли червяка? Фу, какая чепуха!
В желудь влез один червяк и не съест его никак!
Пчела
Т. Сапгир
Где была ты? - Тут и там!
Где летала? - По цветам!
Что домой ты принесла? - Мед! - ответила пчела.
4. Коррекция зрительного внимания и памяти на основе сравнения двух картинок
«Найди десять отличий» (в картинках с изображением божьих коровок)
(для детей 2-й подгруппы -5 отличий).
5. Коррекция мышления на основе упражнений классификации, обобщений и сравнений
а) «Логико-Малыш» Мир природы. Кто с кем дружит.
«Дополни каждый ряд», «Назови насекомых»
«Кто где спрятался?», «Кто как передвигается?»
«Кто, какую пользу приносит?», « Где чье жилище?»
«Куда прячутся зимой?», «Чем питаются?»
6. Коррекция речевого развития детей через обогащение словаря, лексико-грамматические упражнения и связную речь с опорой на зрительное восприятие
Существительные: Бабочка, жук, комар, кузнечик, пчела, оса, паук, муха, муравей, гусеница;
(попутно проводится глобальное чтение этих слов детьми и деление их на части, выкладывание из букв);
Части тела: Головка, брюшко, крылья, ножки;
Глаголы: Летает, звенит, зудит, ползает, стрекочет, скачет, жалит;
Грамматика:
- «Скажи ласково» (кузнечик, червячок, пчелочка);
- «Скажи со словом «много» (жуков, пчел, комаров);
- «Кого не стало?» (жука, пчелы, комара).
Формирование связной речи с опорой на зрительные образы (картинки, схемы, предметы)
- Составление рассказа по двум сюжетным картинкам «Муравейник»
(по Фомичевой), 2-я подгруппа;
- Сравнение двух насекомых (бабочка-жук, муравей-комар) по образцу педагога, -2-я подгруппа;
- Составление описательных загадок («Летит, жужжит, любит садиться на сладкое, надоедлива»), 1-я подгруппа, по образцу и плану;
- Пересказ текста «Сороконожка» (с опорой на картинки-подсказки, по Успенским), 1-2 подгруппы;
7. Коррекция пространственных представлений через специально подобранные игры
Кубики Никитина:
«Бабочка», «Жук» (дети 2- подгруппы)
8. Формирование графических навыков у детей 1-й подгруппы
«Жуки»
(рисование по клеточкам, см. личную картотеку «Веселые прописи»)