I. Пояснительная записка
Любой подросток вряд ли станет слушать нотации родителей или педагогов на тему «что такое хорошо и что такое плохо». А мы, взрослые, надо признать, нередко увлекаемся такими рассуждениями, приводим абстрактные или давно неактуальные примеры, забывая, что у нынешнего поколения свои интересы и свои герои. Мы рассказываем им о том, что такое личность, что есть человеческие принципы, и в пример приводим чуть ли не Павлика Морозова. А подростки хотят быть похожими на Гарри Поттера, Спайдермена, Бэтмена. Им стоит помочь, направить их в нужную сторону, независимо от того, насколько сильно поколение привязано к своим идеалам, стереотипам. Ведь не редко именно отсутствие у несовершеннолетних правовых знаний приводит их на скамью подсудимых.
Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование правового самосознания детей и подростков. Уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает детей к самостоятельному и автономному существованию в жизни.
Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования определяются широким кругом факторов, к которым относятся: общее изменение целей образования в условиях информационного общества; возрастание гуманитарной составляющей образования; содержание социального и государственного заказа на правовое образование и др. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ребенку не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия.
Правовое воспитание определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Под правовым образованием мы понимаем систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у подростков уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере. Правовое образование – это условие формирования индивидуальных способностей, получения навыков социального функционирования.
Данная программа способствует формированию у несовершеннолетних понятия «человек – гражданин», интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, что определяет ее социально - педагогическую направленность.
II. Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989;
- Семейный кодекс;
- ФЗ от 24 июля 1998года № 124 ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ФЗ от 24 июня 1999года № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Постановление Госдумы ЯНАО от 05.04.1999г. № 564 « О Конвенции семейной политики в Ямало-Ненецком автономном округе».
- Закон ЯНАО от 16.03.2010г. О профилактике правонарушений в ЯНАО.
Для реализации данной программы имеется материально-техническая база: правовая база « КонсультантПлюс», « Гарант», сборники законодательств.
III. Цель программы:
- гражданское и правовое просвещение несовершеннолетних.
IV. Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- Формировать правовое сознание и правовую культуру несовершеннолетних.
- Предоставить подросткам информацию о правовых знаниях.
- Формировать у несовершеннолетних знания, умения и навыки по праву и усвоению навыков практического применения правовых знаний.
- Содействовать повышению правовой культуры несовершеннолетних.
V. Целевая группа занятий:
Программа предназначена для детей школьного возраста с 10 – 17 лет и не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии, несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, в органах внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, находящиеся в трудной жизненной ситуации
VI. Структура построения программы:
Программа рассчитана на 12 тематических мероприятий. Продолжительность каждого мероприятия – 1 час. Мероприятия проводятся 1 раз в неделю, постоянно в течение года. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы подростков. Количество несовершеннолетних в группе не более - 20 человек.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного и социального процесса учреждения. Главной особенностью программы является практическая направленность и реализация ее через различные формы работы с несовершеннолетними (беседы, консультации, лекции, диспуты, интеллектуально познавательные и деловые игры с использованием видеоматериалов).
Данная программа реализуется как непосредственно в Центре, так и во взаимодействии с общеобразовательными школами на их базе.
Для лучшего усвоения несовершеннолетними материала лекций, бесед, диспутов специалистами отделения разработаны памятки, буклеты, слайды, игровые ситуации и задачи.
VII. Идея программы.
Согласно статьи 12 Федерального закона от 24.06.99г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» как социальное учреждение в соответствии с должностными обязанностями:
- Оказывать социально-правовую, социально-педагогическую помощь.
- Принимать участие в выявлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
VIII. Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев.
IX. Критериями оценки результативности реализации программы являются:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к активному участию в общественных делах.
X. Формы подведения итогов реализации программы.
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Календарно-тематический план
№ | Тема мероприятий | Цель | Форма мероприятий |
1 | "Ваши права, дети!" | способствовать включению несовершеннолетних в процесс освоения и воспитания уважения к правам человека | интеллектуально-познавательная игра |
2. | «Знаете ли вы свои права и обязанности?» | сохранить интерес учащихся к ДПЧ через участие в конкурсах, позволяющих повторить статьи декларации прав человека. | интеллектуальная игра- викторина по праву. |
3. | "Семья и законы" | познакомить учащихся с содержанием заключения брачного договора; раскрыть содержание имущественных отношений супругов; развивать память, логическое мышление, диалоговую речь; воспитывать уважительное отношение друг к другу; углубить понимание собственных ожиданий от брака. | познавательная игра |
4. | "Наши права и обязанности" | обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам. | познавательная правовая игра |
5. | "Путешествие в страну прав" | ознакомить подростков с основами российского законодательства, а также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях. | деловая игра |
6. | Турнир «Знатоки права» | формировать у несовершеннолетних гражданские качества личности, любви и уважения к своему Отечеству, представление несовершеннолетних о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин» | интеллектуальная игра по праву. |
7. | "Преступление и наказание" | правовое просвещение; закрепление знаний; профилактика правонарушений. | диспут |
8. | «Азбука права» | развивать творческий потенциала учащихся. Использование различных форм проверки знаний учащихся - индивидуальных, групповых, игровых. | деловая игра |
9. | "Знатоки права" | познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни. | познавательная правовая игра |
10. | «День Российского Государственного флага» | расширить кругозор учащихся о государственной символике России, воспитывать у несовершеннолетних уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны. | познавательная правовая игра |
11. | Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/ | профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних, поддержание общественного порядка в г.Надым | рейды |
12. | Методическое пособие в виде буклетов и памяток | Информационно-просветительский материал для подростков и родителей | метод. работа |
13. | Юрист, социальный педагог, психолог | правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей | Консультации, индивидуальные беседы, групповые беседы |
Литература
- Конвенция о правах ребенка -М. 2009г.
- ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Трудовой Кодекс РФ -М. « Кодекс» 2007г.
- Гражданский кодекс РФ – М. « Кодекс» 2007г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации – М. « Норма»,2008г.- 302стр.
- Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации - М. « Норма»,,2008г.